Киноманам полегчало

В этом году у алматинцев появилась возможность онлайн-бронирования мест в кинотеатрах. В перспективе развития рынка — весь Казахстан

Киноманам полегчало

Ни для кого не секрет, что в ряду самых любимых мест времяпрепровождения молодых казахстанцев находятся кинотеатры. Этому способствуют и вездесущая реклама во всех каналах СМИ, трейлеры, рецензии в Интернете да и просто желание провести время в приятной обстановке, в компании второй половинки или друзей. Тем не менее не многие систематически совершают походы в кино, а 28,4% казахстанцев, согласно результатам социологического опроса Института политических решений, и вовсе не посещают кинотеатры.

Кассовый разрыв

Но в дни громких голливудских премьер число посетителей кинотеатров резко возрастает, и именно в прайм-тайм остро встает вопрос о возможности купить или забронировать билет. Бронировать билеты по телефону не очень удобно тем, что покупатель не видит схему зала перед собой, какие места свободны и т.д.

Идея об онлайн-бронировании кинобилетов в Казахстане появилась уже в 2000 году, но только спустя 6 лет Казнет сделал несколько «неудачных» попыток сервисов онлайн-бронирования. И если онлайн-бронирование авиа- и ж/д билетов для Казахстана уже не новинка, то кинобилетные сервисы появились лишь в этом году. Сегодня на перспективном рынке всего два игрока, да и то они представлены лишь в шести кинотеатрах южной столицы и в одном кинотеатре Костаная. Для сравнения: у нашего северного соседа, России, во всех кинотеатрах в 23 городах страны уже можно заказывать кинобилеты онлайн.

Лидером в Казахстане по охвату кинотеатров является система «Ticketon», которая весной этого года стала отдельным самостоятельным проектом веб-студии «Глатис», существующей уже более шести лет. Она запущена в четырех киноцентрах «Chaplin» и «Иллюзион» в Алматы с помощью интернет-ресурсов «kino.kz» и «jam.kz». Оба эти ресурса являются популярными интернет-афишами кинотеатров. Выбор не случайно пал на сервис «kino.kz», так как, по словам Алексея Ли, директора ТОО «Ticketon», портал является бесспорным лидером по посещаемости в Казахстане среди киносайтов с более чем 50 тысячами посетителей в день. Сотрудничество дало порталу дополнительный удобный сервис для его постоянных посетителей, а «Ticketon» позволило сразу проинформировать большую аудиторию о новой удобной услуге в Казахстане.

Второй участник рынка, проект «Bileterra», разработкой которого занималась компания INVENTERRA, с июля этого года работает с кинотеатрами «Арман» и «Цезарь» в южной столице и с начала октября — с самым популярным киноцентром Костаная, «Арман 3D» в ТРЦ «MART». Стоит отметить, что «Bileterra» была разработана и прошла первоначальную эксплуатацию в 2010 году. На сегодня оба игрока в общей сложности пока работают с 7 кинотеатрами из 72 существующих по всему Казахстану. Хотя в планах у той и у другой компании — расширить сеть партнеров.

В сентябре этого года компания ТОО «Ticketon» уже подписала договоры с киносетью «StarCinema» на шесть кинотеатров, а также сейчас подключают к системе «Ticketon» кинотеатры «SilkWayCity» и «Bekmambetov cinema», который планируют открыть в ноябре этого года. Таким образом, к концу ноября в системе, по словам г-на Ли, будут присутствовать двенадцать кинотеатров, из которых основная часть в Алматы, по одному кинотеатру в Астане, в Талдыкоргане и в Караганде.

Проект «Bileterra» менее открыто говорит о своих планах, но, по словам Рахима Ибрагимова, генерального директора ТОО «INVENTERRA», переговоры с некоторыми киносетями уже ведутся; кроме того, планируется скорый запуск системы в столице и в некоторых регионах Казахстана. Так что гонка среди проектов, предположительно уже в начале следующего года, покажет, кто и почему является лидером. Не исключено и появление новых игроков, не боящихся сложностей нового рынка.

Полезная прокладка

Основная проблема здесь заключается в том, что не всем кинотеатрам выгодно ставить между ними и потребителем посредников, пусть даже в интернет-сфере, которую они сами не охватывают. Да и само бронирование кинобилетов онлайн не вызывает должного внимание у наших соотечественников — тем более что бронирование билетов подразумевает под собой дополнительные затраты со стороны клиентов кинотеатра. Но цену постарались не делать слишком уж завышенной, решив, что на этом рынке стоит брать количеством. Покупка билетов через систему «Ticketon» стоит казахстанцам максимум на 95 тенге дороже, чем при покупке в кассах кинотеатров напрямую. Как отметил г-н Ли, цена за услугу онлайн-покупки билета будет варьироваться, но не превысит названный порог даже с учетом оплаты услуги через терминалы, а в кинотеатре «Иллюзион Атриум» не дороже, чем на кассе, то есть без каких-либо дополнительных расходов для покупателей. У «Bileterra» же, как подтвердил г-н Ибрагимов, услуга обойдется покупателям в 150 тенге для Алматы и 100 тенге для Костаная, при любом типе билета. Но со стартом программы лояльности, запланированной компанией в ближайшем будущем, стоимость сбора составит 55 тенге. Для сравнения: в России стоимость подобной услуги составляет 10% от цены билета, а в США — 2 доллара.

Но немногие знают об этом, предполагая, что бронирование билетов, как во многих ресторанах, будет составлять около 50% от стоимости самого билета. Возможно, поэтому многие из киноманов по старинке приходят в кинотеатр за несколько часов до сеанса, чтобы купить билеты. Возможно, игрокам на рынке или тем, кто стремится войти в их число, стоит задуматься о правильной раскрутке своего продукта. Сейчас люди узнают об уникальной услуге, направленной на экономию их драгоценного времени, только через интернет-сайты, социальные сети или друг от друга. Раскрутка через оффлайн-рекламу — лишь в перспективе у двух проектов.

Самой большой сложностью, по мнению г-на Ли, был момент запуска. Изначально появилась идея, вокруг которой много лет ходили разные команды, и тут основной проблемой стал замкнутый круг: нужна была какая-то готовая система, согласие кинотеатров, готовность инвесторов и еще ряд «звеньев». И пусть сейчас договориться с кинотеатрами стало проще, так как их подавляющее большинство уже имеет свои собственные сайты, странички в социальных сетях, но вопрос подачи самой системы встал острее. Нужна была такая система бронирования, которая не занимала бы много времени, в среднем отнимая 5–10 минут, и давала бы какие-то гарантии, а в лучшем случае — еще и бонусы покупателям.

Что касается бонусов, то они в минимальном количестве уже есть у «Bileterra» и в перспективе появятся у системы «Ticketon». Но даже это не сильно привлекает покупателей. Возможно, немногие знают о них или причиной является увядшая популярность алматинских кинотеатров «Арман» и «Цезарь» на фоне появления массы мультиплексов. Но все это — пока. Как признался г-н Ибрагимов, билетов через Сеть покупают немного, тем не менее позитивные тенденции налицо: увеличивается количество пользователей сайта, особенно активны костанайцы. А «Ticketon» с момента запуска и по сегодняшний день продал около 7 тысяч онлайн-билетов. Лучшие, судя по всему, результаты последнего киноманы связывают с простой для запоминания системой покупки билета.

Так, для того чтобы забронировать кинобилет по системе «Ticketon», пользователю достаточно зайти на один из сайтов-партнеров, а казахстанцы в основном их и посещают, чтобы узнать афишу кинотеатров на день: это kino.kz, jam.kz или сайт одного из кинотеатров-партнеров. И дальше остается только купить билеты, предварительно выбрав сеанс и места. Правда, в дальнейшем система представляется не очень удобной для потребителей — это оплата карточкой или через терминалы QIWI. По словам г-на Ли, если до начала сеанса больше часа, то покупателю дается 30 минут, чтобы оплатить заказ. Если меньше часа — 10 минут. После этого он получает SMS-код, который обменивает в кассе на реальный билет. То есть подходить к кассе в любом случае придется обязательно.

Это не кино

Помимо заказа кинобилетов онлайн, компания «Ticketon» решила расширить ассортимент предлагаемых услуг и составить прямую конкуренцию проекту «Zakazbilletov», через который можно заказывать билеты в театр, на концерты, спортивные мероприятия в Казахстане, России и по миру. Но, в отличие от «Zakazbilletov», они решили первым делом запустить онлайн-билеты для театра им. Лермонтова, а также развить систему онлайн-покупки билетов на местные концерты. Стоит отметить, что система покупки билетов на концерты реализована по-другому: покупатели распечатывают электронные билеты со штрих-кодом и заходят прямо на концерт. Электронные билеты «Ticketon» хорошо раскупались во Дворец республики на концерт легендарной британской группы Jamiroquai и на юбилейный концерт всеми любимой «А-Студио».

Процесс покупки билетов через «Bileterra» отличается от «Ticketon» главным образом тем, что при покупке через «Bileterra» вам не нужно подходить к кассе и показывать код электронного билета. Достаточно купить карту «Bileterra», зарегистрировать ее на сайте, выбрать сеанс, время, фильм и оплатить свою покупку. Далее приходит подтверждение об оплате на e-mail или смс, после чего покупатель подходит непосредственно к самому залу, подносит карту к специальному сканеру и свободно проходит внутрь. Кроме того, покупатель может пополнять карту в любое время, чтобы потом в отведенные ему 10 минут на оплату билета не надо было в спешке искать терминал.

Оба проекта дают возможность покупателям снять заказ, вернуть билеты и получить деньги назад. Но, по данным, полученным от двух компаний, у «Bileterra» не было возвратов, а вот у «Ticketon» такие случаи редко, но бывают. По словам сооснователя «Ticketon» Алексея Ли, возвраты клиенты требуют в силу личных нужд, а не из-за сервиса. Служба поддержки при этом предлагает разные варианты: от простого возврата до возможности использовать билеты для следующего сеанса.

И тот, и другой — проекты в своем роде взаимодополняющие и заполняющие свободную нишу. Но пока работает простой и примитивный принцип: выбор кинотеатра предполагает и выбор системы онлайн-бронирования. Конкуренции между системами сегодня нет.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики