Цветочный бизнес обретает лицо

Для казахстанской индустрии цветов наступила эпоха возрождения. Отечественные бизнесмены, осознав прибыльность цветочного бизнеса, стали вкладывать крупные инвестиции в выращивание растений и брендировать свою продукцию

Цветочный бизнес обретает лицо

До последнего времени бизнес на цветах в Казахстане представлял собой достаточно простую схему: купил оптом в Голландии – привез в Казахстан – продал в розницу. При этом большинство участников этого рынка предпочитали работать в тени. В этом году расклад сил на цветочном рынке может кардинально измениться. Помимо того что о начале своей работы в Казахстане заявили сразу несколько новых крупных компаний (холдинг «Транко», к примеру, намерен в ближайшие четыре года освоить 30% местного рынка), действующие в стране предприятия по выращиванию и продаже цветов также озвучили свои планы по увеличению объемов производства. В оптимистичной перспективе это приведет к уменьшению импорта цветов и, как следствие, снижению розничных цен.

Бренд для цветов

В холдинге «Транко» признают, что планы занять к 2010 году треть цветочного рынка Казахстана достаточно амбициозны, но приводят в качестве основного довода собственные бизнес-расчеты. Новый игрок создал три компании: трейдинговая – «Анри Бонар», тепличный комплекс – «Кунарлы», сервисный центр – «Бонар Сервис». Предполагаемые обороты компании – 10 млн долларов. Объемы инвестиций в развитие цветочного бизнеса составляют 10,8 млн долларов, в том числе в проект по строительству тепличного комплекса со сроком окупаемости 5–6 лет компания вкладывает 10 млн долларов. Производственные мощности предприятия составят 6 млн цветков в год. Строительство тепличного комплекса «Кунарлы» в Степногорске ведет голландская компания Agrotech-Didam. Подрядчик был избран посредством тендера среди 15 компаний, который проводился в Москве. Предпочтение именно этой компании было отдано потому, что она предоставляет реализацию проекта под ключ. «Этот проект – пилотный, в случае его успешной реализации компания намеревается построить еще несколько теплиц», – рассказывает заместитель генерального директора тепличного комплекса «Кунарлы» Наталья Нам.

«Кунарлы» будет выращивать розы (саженцы планируется закупать в Голландии) на 6 га, из них 3 га предполагается ввести в эксплуатацию до конца этого года. На комплексе устанавливаются компьютерные системы, контролирующие температурный режим, программы ирригации, удобрения, освещения и микроклимата. Автоматизированное оборудование сведет к минимуму человеческий фактор при производстве. Однако агрономов «Кунарлы» намерен учить самостоятельно. «Наличие квалифицированных агрономов позволит нам в дальнейшем вести селективные работы по выведению новых сортов растений», – полагает Наталья Нам.

Трейдинговая компания холдинга, носящая имя известного французского флориста Анри Бонара, приобрела право на использование этой популярной торговой марки. Продукция фирмы будет брендироваться при оформлении цветочных букетов. Их отличительной чертой является особая технология создания композиций с использованием спицы, которая вставляется в основание букета. Для поддержания имиджа «Анри Бонар» хочет создать в Алматы цветочные часы, аналог которых существует в Астане, Москве и Европе. «Мы хотим создать моду на подарки цветов от «Анри Бонар», – говорит генеральный директор сервисной компании «Бонар Сервис» Инна Васильева. Компания намерена озеленять и оформлять помещения торговых центров, гостиниц, ресторанов и бизнес-центров и предлагает сервисное обслуживание по уходу за цветами. Присутствие живых растений в интерьере офисов и общественных заведений облагораживает имидж компаний. «В Европе в офисе каждой крупной организации стоят живые цветы, они стоят в кабинетах у руководителей и в холлах. Все рестораны в развитых странах также украшены свежими цветочными композициями. Так что у нас грандиозный потенциал для развития», – отмечает Инна Васильева.

Цветочный оператор планирует реализацию букетов через интернет, для чего заключил договоры о сотрудничестве со всеми международными цветочными операторами. Благодаря развитию информационных технологий у местных потребителей появилась возможность оперативной доставки цветов в любую точку мира. Кроме того, компания планирует связать свою деятельность с дизайнерскими студиями и застройщиками, которые сыграют роль связующего звена с конечным потребителем.

Помимо реализации цветов, выращенных в теплицах «Кунарлы», «Анри Бонар» будет заниматься и продажей импортной продукции. В настоящее время она уже импортирует цветы из Китая. С обретением популярности бренда «Анри Бонар» предприятие планирует продажу прав на использование этой торговой марки. «О стоимости франшизы в настоящее время говорить преждевременно», – считают представители «Анри Бонар».

Уменьшить импорт

Основными производителями цветов в Казахстане являются компании ТОО КХ «Mercur Green», Quality и частные хозяйства. Цветочные посевные площади тепличного комплекса Mercur Green составляют 5 га, на 2 из них выращиваются французские розы, на других 2 – герберы, а оставшаяся площадь засевается декоративными растениями, которые предназначены для оформления букетов. Ежедневно компания срезает от 5 до 10 тыс. цветков, в год же получает 2 млн растений. В будущем году планируется строительство тепличного комплекса еще на 4 га с установкой оборудования российского производства стоимостью более 100 тыс. долларов.

Компания начала заниматься производством цветов в 2001 году. Ее прибыль ежегодно растет на 20%. В 2004 году выручка составила 147,5 млн тенге, а в 2005-м – 176 млн. Препятствием для развития цветочного бизнеса для Mercur Green является дороговизна электроэнергии, на которую затрачивается 40% расходов. «В этом году планируется повышение тарифов на электроэнергию на 30%, что повлечет за собой увеличение себестоимости продукции», – говорит заместитель директора Mercur Green Амангельды Ержанов.

Тепличный комплекс «Кунарлы» находится в более выгодном положении, так как тарифы на электроэнергию в Степногорске самые низкие по всей территории Казахстана и на 30% ниже существующих в южной столице. Огромным преимуществом для северного игрока является и соседство с ТЭЦ, которая вырабатывает большое количество пара. Комплекс предполагает использование пара, который выбрасывается в атмосферу, вместо горячей воды – традиционного обогревателя теплиц. «Посредством теплообменников пар будет преобразовываться в горячую воду и отапливать тепличный комплекс», – объясняет Наталья Нам.

По мнению г-на Ержанова, появление нового игрока на казахстанском цветочном рынке не отразится на деятельности Mercur Green. В первую очередь конкуренция со стороны «Кунарлы» ударит по импорту, рыночная доля которого сегодня составляет 90%. При этом импортные растения до конечного потребителя проходят через четырех посредников. В результате стоимость цветка по прибытии в Казахстан возрастает на 400–500%. Как правило, мировые цветочные производители специализируются на каких-то определенных видах растений. Их продукция со всех уголков света стекается на международный цветочный аукцион в Голландии, где компании-импортеры оптом закупают продукцию и привозят в Казахстан. Из-за большого логистического плеча и таможенных пошлин цена цветов множится на три. Поскольку цветочная продукция является скоропортящейся, ее реализация сопровождается высоким уровнем рисков. На каждом этапе посредничества все продавцы закладывают свою 100-процентную маржу. По словам генерального директора садового центра Nicole Натальи Потаповой, процент выброса срезанных цветов при реализации составляет от 20 до 30% без учета уцененного товара.

По мнению г-жи Нам, чтобы избежать оплаты больших таможенных пошлин, цветочные импортеры завозят свою продукцию, как правило, по серым схемам. По ее оценке, теневая составляющая рынка – 85%. Но Наталья Потапова считает, что этот показатель значительно завышен.

Прикосновение к празднику

Емкость местного рынка цветов, по оценкам его участников, составляет 80–100 млн долларов. Специфика его заключается в том, что большая часть казахстанских потребителей предпочитают всем цветам розы длиной от 80 см до метра и с большим бутоном. 60% цветочного рынка Казахстана занимают именно эти цветы. В Европе большей популярностью пользуются пышные букеты с растениями высотой стебля 40 см и, как минимум, c 15 цветками.

Цена, по которой Mercur Green реализует свою продукцию, зависит от длины стебля и величины бутона. Сегодня метровая роза стоит (оптом) 100 тенге, растение с высотой стебля 60 см – 70 тенге, 50 см – 60 тенге, что на 80% ниже импортной продукции. «При установке цен на цветы мы ориентируемся на конъюнктуру местного рынка и реализуем свою продукцию порядком ниже импортируемого товара», – отмечает Амангельды Ержанов. Себестоимость же розы, выращенной в теплицах Mercur Green, составляет 25–30 тенге, а герберы – 16–25 тенге.

Также местному рынку цветов свойственна ярко выраженная сезонность. Самые большие объемы продаж приходятся на 8 Марта, 14 февраля, День учителя, первый звонок и государственные экзамены. Особое оживление на цветочном рынке наблюдается осенью, в сезон свадеб. Значительные объемы цветов уходят на оформление торжеств.

Летняя пора, время отпусков и период после Нового года до Дня влюбленных для казахстанской индустрии цветов значится мертвым сезоном.

По наблюдениям Натальи Потаповой, рынок в настоящее время переживает процесс укрупнения. Существующие компании крепнут, их обороты растут, и они вытесняют более слабых игроков. Также следует отметить структуризацию цветочного рынка. «Если раньше процессы на нем были хаотичными и непредсказуемыми, то сейчас рыночные игроки стали концентрироваться в определенных нишах. Каждый нашел свое место, планирует свою работу и мониторит интересы потребителей», – отмечают цветочники.

«Больше всего нам запомнилась истерия, произошедшая на рынке цветов 7 лет назад, когда из-за отсутствия структурированности на нем импортеры завезли слишком много товара, а местные цветочники вырастили чересчур много тюльпанов. В результате реализовано было всего 20% от общего объема продукции», – говорит Наталья Потапова.

В Казахстане цветочный оптовый центр находится в Алматы. Большая часть импортируемой продукции прибывает в южную столицу самолетом либо автотранспортом и уже потом растекается по регионам. Это связано с тем, что в Алматы самый большой объем потребления цветов. Рынки южной и северной столиц занимают 70-процентную долю, остальная часть распределена среди других регионов.

Елочка, палочка

Индустрия цветов все больше разрастается. В последние годы активно развиваются сегменты горшечных растений и ландшафтного дизайна. Ежегодный рост оборотов в этих сферах достигает 100%, в то время как сектор срезанных растений растет с динамикой 15–20% в год.

Строительство объектов загородного жилья, коттеджных городков стало импульсом для популяризации ландшафтного дизайна. Этот сегмент очень тесно переплетается с архитектурными формами и различными водными элементами – фонтанами, бассейнами.

Проанализировав перспективы в сегментах горшечных и уличных растений, Nicole сделала основной упор в своей деятельности именно на них. И на сегодняшний день 80% бизнеса компании сконцентрировано именно на этих секторах. В «Анри Бонар» соотношение срезки к горшечным и уличным растениям прямо противоположное. «Потребность в озеленении офисов возникает гораздо реже, чем в срезанных цветах», – говорит Инна Васильева.

Развитие сегмента горшечных растений повлекло рост объемов продаж сопутствующих товаров – удобрений, семян, искусственных цветов, игрушек, садового инвентаря (лейки, горшки, подставки, инструменты). Они заняли 20-процентную долю в бизнесе цветочников.

Садовый центр Nicole – один из крупнейших игроков в сегменте горшечных растений (по его собственным оценкам, 50% рынка), его товарный ассортимент насчитывает порядка тысячи наименований. Однако в промышленных объемах в Казахстане комнатные цветы никто не выращивает, 100% этого рынка занимает импорт.

«Выращивать комнатные цветы у нас не имеет смысла, этот бизнес чрезвычайно капиталоемкий и требует глубоких специальных знаний. Здесь просто невозможно воспроизвести тысячи наименований растений. В любом случае наши цветы не смогут составить конкуренцию продукции из Европы, где уже сложились многовековые традиции по выращиванию комнатных цветов. Кроме того, весьма сложно и дорого вырастить экзотические растения в искусственных условиях», – считает г-жа Потапова.

Наиболее оживленный период для сегмента горшечных растений – осень и зима. «Рост продаж происходит зимой. Каждому хочется почувствовать частичку чего-то живого и прикоснуться к природе. Поухаживать за растением, понаблюдать за ростом. А осенью после отпусков люди смотрят на дом другими глазами и загораются энтузиазмом внести новизну в помещение», – объясняет Наталья Потапова. По ее словам, в Казахстане все больше входят в моду зимние сады, и застройщики уже на этапе проектировки стали планировать их установку.

Цветочный тет-а-тет

Участники рынка единодушно отмечают, что потребители все чаще отдают предпочтение специализированным цветочным магазинам, нежели уличным прилавкам. «И это логично, цветы – живой организм, которому требуется соответствующий микроклимат и специализированный уход. Растения, которые продаются в горшках, требуют пересадки и, соответственно, грамотной консультации по уходу. А исчерпывающая информация по этому поводу предоставляется в основном в специализированных магазинах», – считает Наталья Потапова.

На базе трейдинговой компании «Анри Бонар» планируется создание учебного центра по флористике. Такие меры обусловлены существующим дефицитом квалифицированных специалистов-флористов. А они играют колоссальную роль в торговле цветами и формируют культуру дарения цветов и подарков. «Человеческий фактор – определяющий во флористике, где штампованность просто неприемлема. В торговле цветами требуется индивидуальный подход к клиентам, необходимо учитывать их вкусы и пристрастия», – отмечают игроки рынка. Кроме того, у каждого цветка существует энергетическое поле, которое может и не подойти покупателю по темпераменту.

«Между тем, – говорит г-жа Потапова, – уличная торговля будет всегда, потому что у населения сформировался стереотип, что у бабушек товар дешевле и более адаптированный».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики