Кино, спорт и политика

Поддержка культуры в Казахстане по-прежнему является политическим приоритетом ЕС

Кино, спорт и политика

В Алматы завершилась Неделя европейского кино. Событие было организовано EUNIC (сообществом национальных культурных организаций стран—членов Европейского союза, основанным Французским Альянсом, British Council, институтом Гёте и обществом Данте Алигьери, а также Генеральным консульством Венгрии) совместно с киноклубом Олега Борецкого. До этого мероприятие проходило под эгидой Европейской комиссии. После двухлетнего перерыва обычай недельного показа фильмов из Европы решили возобновить. В целом недели кино разных стран стали традиционными для южной столицы. Национальные кинопоказы проводят не только Германия, Франция, Испания и другие европейские страны, но также и Восточная Азия, Япония и Южная Корея. Открытие Недели европейского кино приурочено ко Дню объединенной Европы. 9 мая бывшие республики СССР, участвовавшие в Великой Отечественной войне и освобождении Европы от фашистских захватчиков, празднуют День Победы. В странах ЕС в этот день отмечают объединение Европы.

Политические приоритеты

На пресс-конференции, посвященной событию, с приветственной речью выступила глава представительства Евросоюза в Казахстане Аурелия Буше, которая сообщила, какие суммы и на какие проекты в Казахстане выделил Евросоюз. В частности, на Неделю европейского кино, по ее словам, было затрачено десять тысяч евро. В числе приоритетных направлений финансирования организации — развитие культуры и повышение уровня образования, вопросы энергетики и управления университетами. Партнерами EUNIC являются пять университетов Казахстана. Организация также намерена поддержать возрождение музыкальных традиций и способствовать улучшению качества казахстанской музыки. В планах — создание молодежного оркестра Центральной Азии, исполняющего классику. На вопрос журналистов о том, не будет ли сокращено финансирование программ EUNIC в связи с кризисом, Аурелия Буше ответила, что культура всегда остается для ЕС важным политическим приоритетом.

Как заметила президент EUNIC в Алматы Лиина Милошевич, в прошлом году сообщество представляло в Казахстане в основном музыкальные события, в этом году приоритетным стал кинематограф. В ходе Недели кино алматинцы смогли посмотреть картины восьми стран: Венгрии, Польши, Латвии, Великобритании, Франции, Германии, Швеции и Италии.

Организаторы подчеркнули, что раньше фильмы, демонстрировавшиеся в рамках Недели европейского кино, носили главным образом романтический и комедийный характер. В этот раз кинопоказы открыла политическая драма «Свобода, любовь», посвященная венгерскому восстанию 1956 года.

В перестройку и после распада СССР на постсоветском пространстве было снято немало картин (преимущественно в России) о репрессиях в годы сталинизма и их последствиях. Советские люди узнали правду и переосмыслили этот период истории. Теперь граждане Союза Независимых Государств могут посмотреть художественную киноверсию истории борьбы за независимость против коммунистического режима, представленную странами бывшего социалистического лагеря. Венгерский фильм переведен на русский язык и снабжен титрами.

Когда спортсмены дерутся

«Свобода, любовь» основана на реальных событиях, начало которым положил «кровавый» ватерпольный матч между сборными СССР и Венгрии, сыгранный на Олимпиаде 1956 года в Мельбурне. Столкновения спортсменов на поле, в основном футболистов и хоккеистов, дело нередкое. Но, как правило, драка в пылу игры не переходит в политический конфликт между странами. Спорт — мирный способ выяснения отношений, кто же быстрее, выше, сильнее. Олимпиады были придуманы древними греками как панацея против войны — как игры доброй воли. Драматический матч, с которого начинается фильм, вошел в историю как самый кровавый за все олимпийское движение. Антикоммунистическая демонстрация, начатая студентами Будапештского политехнического университета, переросла в полномасштабное восстание, для подавления которого СССР и ОВД ввели в город около 30 тысяч солдат и тысячу танков. Началось жестокое и кровавое противостояние на улицах города.

Главный герой фильма Корчи Сабо был звездой ватерпольной сборной Венгрии, её капитаном и самым ярким игроком. Впереди безоблачное будущее, карьера, красивые девушки. Но все меняется за один день. Любовь, революция, танки на улицах Будапешта, расстрелянные люди — всё это толкает молодого спортсмена в гущу политических событий, развивающихся стремительным образом. Корчи поставлен перед непростым выбором, с кем он — с любимой девушкой или с любимой командой... Большая заслуга в выходе на экраны этого драматичного и пронзительного фильма принадлежит знаменитому Эндрю Вайне, этническому венгру, продюсеру таких известных фильмов, как «Рембо», «Вспомнить всё», «Терминатор-3».

Антивоенный фарс

На открытие недели был приглашен известный венгерский актер Иван Фенье, сыгравший в «Свободе, любви» главную роль. Это имя уже немного знакомо алматинским зрителям. Генеральное консульство Венгрии в сотрудничестве с киноклубом Олега Борецкого уже второй год подряд проводит фестивали венгерской романтической комедии. Этот актер сыграл главную роль в трех показанных ранее фильмах: «S.O.S. love!», «Девять с половиной свиданий» и «Сделано в Венгрии». Также актер исполнил роль морского пехотинца Пинко в картине известного американского режиссера Сэма Мендеса «Jarhead» (в русскоязычном прокате она называлась «Морпехи»).

В «Морпехах» в форме саркастической критики, едкой и жесткой сатиры излагается версия войны, которую вели американские солдаты в Ираке. В основном зритель оказывается в позиции инопланетянина, наблюдающего за недоразвитыми существами и миром, ими созданным. Жбаноголовые (так переводится прозвище морпехов Jarhead, названных так из-за жбаноподобной стрижки) бредут по пустыне, оттачивая тупое искусство войны. Мендесу удается соединить язвительный антивоенный фарс с философией смерти. Незаметно от жесткой сатиры, обличающей армию как сборище тупоголовых солдафонов, фильм переходит к драме, заставляющей почувствовать человеческую трагедию.

На чем держится дух современной армии? Освободительная миссия? Защита ценностей демократии? Месть за детей, павших жертвой химической атаки? Помощь братскому Кувейту? Горящие нефтяные вышки и тренировка жажды убивать... «Так вот вы какие…» — говорит, наводя прицел на иракца, американский солдат эпохи развитых коммуникаций и информации. Настоящие войны с инопланетянами ведутся здесь, на Земле. Сегодня линия фронта передвигается не с той скоростью, как во Вьетнаме или во Вторую мировую. Пока пехота копает «норы», она уже сдвинулась на тысячу километров. Пехотинцы ненавидят ВВС. После них остается уже сделанная работа — мертвая, покрытая пеплом пустыня, обгоревшие трупы. А так до истерики хотелось нажать на курок. Но все имеет свой смысл, как гласит солдатский фольклор: «Не чтоб окопались, а чтоб за...»

Попытавшись перенести на экран литературный текст (в основу фильма положен одноименный роман Энтони Своффорда), Сэм Мендес не мог обойти стороной текст кинематографический. Собственно, реальность и так всегда текст, а реальность сегодня — это уже и ­кинотекст. Фильм открывается как цитатник из Кубрика (непробиваемый, как металлическая оболочка, сержант матерится и издевается над новобранцами), затем открыто обращается к Копполе (морпехи тупо смотрят «Апокалипсис», мало что в нем понимая, воспринимают его как гимн американской армии, улюлюкая и подпевая бравурному «Полету валькирий»). Кино и реальность сегодня тесно переплелись. Недаром командующий, отправляя морпехов на задание, предостерегает их: «И не вздумайте играть в Рембо!»

Шестеренка в механизме

Обращаясь к публике перед просмотром фильма «Свобода, любовь», актер признался в любви к горе Хан-Тенгри и блок-бастеру «Кочевник». Фенье увлекается скалолазанием и мечтает покорить горный пик, обладающий, по его мнению, магическими свойствами привлекать к себе людей, которые «поселились вокруг горы». Как сказал актер, в Казахстан он приехал с благословения своего учителя йоги. «ЭК» удалось задать Ивану Фенье несколько вопросов:

—Иван, как работалось с Сэмом Мендесом? Ощущалась ли социально-политическая сатира фильма и пародийность роли?

—Актеры не обязательно должны чувствовать идейную подоплеку картины. Разыгрывать сатирический аспект роли тоже не нужно. Перед актером ставятся конкретные задачи. Но есть механизм, который что-то сатирически изображает. В зависимости от того, маленькая или большая роль у актера, соответственно, он маленькая или большая шестеренка в этом механизме. В этом и состоит мастерство — быть исправно работающей шестеренкой.

—Выбор роли, согласие или отказ сниматься — решение самого актера. Имели ли здесь значение содержание и идейная направленность фильма?

—Для меня важно, что режиссер имел на тот момент «Оскара». Это был большой шанс для меня. Я стал первым венгерским актером, снявшимся в Голливуде в значимой роли. Сэм Мендес  — необычайно талантливый режиссер. У него свой подход к каждому актеру и всей истории, как у самых величайших театральных режиссеров. Он пришел из Royal Shakespeare Company, поэтому я дал согласие. Это был большой вызов и суперроль для меня.

—«Свобода, любовь», где вы сыграли главную роль, — тоже политический фильм. Этот факт также не имел для вас значения?

—Фильм осмысливает один из важнейших моментов венгерской истории. Когда дети слушают в школе урок о событиях 1956 года, есть надежда, что им преподает хороший учитель истории. Но на уроке, как правило, излагается скучный и сухой материал, и дети засыпают. А это художественное кино. Получился фильм американского образца. Его основа и сердцевина — венгерская история. Важно, чтобы молодое поколение увидело, что случилось в 1956 году. Согласившись на эту роль, я стал интерпретатором венгерской­ истории.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики