Трудности выбора

Акционеры Кашаганского проекта фактически разошлись во взглядах и разделились на два лагеря. От того, чью сторону займет «КазМунайГаз», зависят перспективы разработки месторождения

Трудности выбора

В преддверии заседания Совета партнеров Северо-Каспийского проекта, основной частью которого является разработка месторождения Кашаган на казахстанском шельфе Каспийского моря, оператор проекта Agip KCO (основной акционер – итальянская компания ENI) ведет переговоры с «КазМунайГазом» о создании альянса. Основная цель – одержать победу в борьбе за лидирующие позиции в проекте с возникшей оппозицией со стороны двух акционеров – англо-голландской RoyalDutchShell и поддержавшей ее американской корпорацией ExxonMobil.

В феврале нынешнего года компания RoyalDutchShell предпринимала попытку сместить компанию Agip KCO с позиции единого оператора проекта. В адрес итальянцев посыпались обвинения в неспособности реализовать в оговоренные сроки опытно-промышленную разработку Кашаганского месторождения, в искусственном повышении стоимости проекта, протекционистской политике в пользу итальянских компаний в ущерб другим акционерам Северо-Каспийского проекта. В «зимне-весеннюю кампанию» RoyalDutchShell не удалось изолировать итальянцев. Большинство акционеров Agip KCO предпочло занять нейтральную позицию или поддержать ENI. Ясно представляя, что компания RoyalDutchShell не откажется от своих претензий, Agip KCO к «летней кампании» решила подготовиться загодя. Для привлечения на свою сторону национальной компании «КазМунайГаз», являющейся одновременно акционером Agip KCO и представителем государства в проекте по разработке Кашагана, Agip KCO решила ускорить развитие транспортной инфраструктуры Северо-Каспийского проекта, которая станет частью новых экспортных маршрутов.

Договорились по-хорошему?

Следует признать, что в настоящее время оппозиция итальянскому лидерству в Северо-Каспийском консорциуме (СКК) терпит поражение. «Вопрос о смене оператора в консорциуме, который кое-кто ставил, закрыт. Лошадей на переправе не меняют, Казахстан после встреч с руководителями итальянского концерна принял решение поддерживать Agip KCO в качестве лидера проекта», – сообщил «Эксперту Казахстан» источник в компании «КазМунайГаз». Под «переправой» подразумевается не нынешний переход в проекте от подготовки разработки Кашагана к непосредственной добыче нефти. Речь идет о строительстве экспортного трубопровода, который должен обеспечить доставку сырья через Каспийское море. Можно предположить, что ради достижения стратегических целей официальная Астана решила простить Agip KCO срыв планов в добывающем бизнесе.

Согласно контрактным обязательствам иностранных инвесторов в разработке Кашаганского проекта перед Казахстаном, к 2013 году международный консорциум должен запустить «вторую основную экспортную транспортную систему», которая пройдет по маршруту Ескене (место будущего карабатанского газоперерабатывающего завода) – порт Курык, с возможностью транспортировки нефти также через порты Баутино, Согандык и Актау. Итальянцы решили ускорить выполнение этого обязательства, запустив проект уже к 2010 году.

Официально признано, что основным направлением экспорта казахстанской нефти в среднесрочной перспективе станет не западное (нефтепроводы КТК, Атырау – Самара, «Дружба») и не восточное (Атасу – Алашанькоу, Омск – Павлодар – Шымкент – Чарджоу) направление, а южное. В совокупности в южном направлении планируется экспортировать от 116 до 138 млн тонн нефти в год. Южный маршрут включает в себя несколько подпунктов. Первый – экспорт 20 млн тонн нефти через порт Махачкала в порт Новороссийск, второй, от 36 млн тонн и более, в иранском направлении (нефтепровод Казахстан – Туркменистан – Иран, а также через своповые сделки с Ираном). Более 80 млн тонн нефти будет экспортироваться по маршруту Актау – Баку – Тбилиси – Джейхан и так называемому евроазиатскому транспортному маршруту.

Акционеры Кашаганского проекта фактически разошлись во взглядах и разделились на два лагеря. Борьба за контроль над пятым по запасам нефти месторождением обострилась

По 20 млн тонн нефти в год планируется транспортировать в южном и юго-западном направлениях из портов Баутино, Актау и строящегося сейчас порта Согандык (между Актау и Баутино). От 20 до 42 млн тонн будет проходить через порт Курык, в чью модернизацию уже вложено около 50 млн долларов. 36 млн тонн пойдет по иранскому экспортному нефтепроводу с последующим возможным удлинением этого маршрута до портов Персидского залива.

Пять против двух

Благоприятную для итальянцев позицию в разгорающемся конфликте, помимо «КазМунайГаза», заняли и другие компании-акционеры Agip KCO: французская компания Total, американская ConocoPhillips и японская Inpex. Случайно или нет, но эта тройка акционеров Agip KCO, как и ENI, одновременно является акционерами консорциума БТД (нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан). В частности, представитель Total Алан Пшибич заявил в Алматы, что консорциум «вложит 4 млрд долларов в постройку в Казахстане трубопровода для доставки сырья к уже проложенной трубе Баку – Тбилиси – Джейхан (Турция). Он также сообщил, что проект под названием «Казахстанская каспийская транспортная система» (ККТС) предусматривает строительство на территории Казахстана 800-километрового участка нефтепровода от Кашагана до казахстанского порта Курык, создание нефтяных терминалов в Казахстане и системы морских перевозок, а также пункта перевалки казахстанской нефти в Азербайджане с подключением его к БТД. «Думаю, что в дальнейшем эта транспортная система может быть связана с российской, китайской и иранской», – добавил он. По словам г-на Пшибича, Total, ENI, ConocoPhillips и Inpex будут вместе финансировать строительство ККТС, которое начнется в 2009 году. Завершить строительство планируется уже в 2010 году.

Однако для начала реализации этого проекта остается сделать один достаточно сложный шаг – убедить в его целесообразности компании RoyalDutchShell и ExxonMobil. Проблема пятерых горячих приверженцев проекта ККТС, имеющих в совокупности около 64-процентной доли в Северо-Каспийском проекте, в том, что у англосаксонского дуэта компаний RoyalDutchShell и ExxonMobil, имеющих 36,6% акций, есть возможность заблокировать любое решение в рамках проекта. Уламывать оппозицию в среде акционеров Agip KCO, по-видимому, собираются не только уговорами. По последней информации, компания RoyalDutchShell, имевшая высокие шансы получить доступ к разработке участка «Н» в южной части Каспийского моря, быстро теряет свои позиции. Астана прозрачно намекнула, что намерена поискать другого иностранного партнера для этого проекта.

Сотрудники британских сервисных компаний, работающих в Атырау, в приватных беседах отмечают, что в последний месяц наблюдают усиленный интерес к своей деятельности со стороны различных казахстанских контролирующих органов. Последуют ли скандалы вокруг британских компаний, работающих в нефтегазовой отрасли Казахстана, по поводу, к примеру, невыплаты налогов или нарушения экологического законодательства, покажет время. Пока ясно одно: акционеры Кашаганского проекта фактически разошлись во взглядах и разделились на два лагеря. Борьба за контроль над пятым месторождением по запасам нефти в мире обострилась. Кризисная ситуация в проекте не исключена, если оба лагеря не смогут достичь консенсуса.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики