Ход конем

Появление на улицах южной столицы Казахстана фигур коней заинтересовало многих горожан. Расставленные в разных местах города, кони привлекают внимание своей необычной, эксклюзивной раскраской. Однако это не пропаганда развития коневодства – участники благотворительной акции подобным образом решили привлечь внимание к проблемам медицины

Ход конем

Алматинский парад коней, прошедший в рамках культурно-благотворительного проекта «Путь номадов», стал событием вдвойне необычным. Не каждый день у нас проходят красочные арт-фестивали. А благотворительные акции – еще реже.

В этом смысле прошедшее мероприятие заслуживает особого внимания как яркий пример удачного совмещения одного с другим. И еще в большей мере – как пример того, как не слишком распространенное у нас явление, именуемое гражданской инициативой, может приводить к конкретным положительным результатам.

В росписи коней приняли участие известные казахстанские художники Абдрашит Сыдыханов, Бек Ибраев, Саида Айзехан, Эдуард Казарян, Крым Алтынбеков, Евгения Козырева, Хашим Курбанов, Асия Хайруллина, Сергей Кравцов, Елдана Ибраева, Илья Одегов. Пять фигурок пони были отданы на роспись воспитанникам  детской изостудии музея им. Кастеева. Каждая из 22 фигур коней и 5 пони была выкуплена одной из крупных коммерческих организаций. Все вырученные средства пошли на приобретение дорогостоящего оборудования для алматинского детского перинатального центра.

Гражданская инициатива

Самое интересное, что организация, инициировавшая и подготовившая проведение этого мероприятия, инициативная группа «Номады», не является постоянной структурой. Это объединение возникло ради проведения одной единственной акции и собрало  представителей  самых разных коммерческих и общественных организаций. В группу вошли 27 человек, среди которых заместитель генерального директора Международного института современной политики Шолпан Байболова, сопредседатель ОО «Выбор молодых» Алина Хаматдинова, руководитель отдела лицензирования ФСК Алия Дуйсекеева, менеджер компании «3М» Карлыгаш Баймуханова, менеджер по развитию МЦЖ MediaNet Алексей Бендзь.

Хотя само название «Номады» было выбрано уже после рождения идеи парада коней, просто по аналогии оказалось оно очень кстати. Существовавшие у древних народов традиции взаимопомощи как нельзя лучше отражали основную идею акции. 

По словам самих «Номадов», идея возникла после появления в СМИ сообщения о мальчике, которому срочно требовалась кровь для переливания, и последующего сообщения о его смерти.

Задумались. Выяснили подробности. Решили предпринять конкретные шаги к решению существующих проблем. Выяснили, какое оборудование сейчас более всего требуется алматинским медучреждениям. В качестве программы минимум определили приобретение аппарата для реинфузии Sell Saver 5 для детского перинатального центра. Решили совместить сбор средств с общественным мероприятием, направленным на популяризацию донорства. И пошло-поехало…

Вопросы крови

В идеале донорство должно бы быть неотъемлемой частью гражданского сознания, важным элементом государственной политики в области здравоохранения  и постоянным предметом социально-пропагандистских кампаний, поскольку именно оно является самым простым и наиболее действенным способом решения важнейших проблем медицины. Это как раз тот случай, когда в полной мере работает принцип «с миру по нитке». Для здорового взрослого человека  400 миллилитров крови – потеря весьма незначительная, для человека, нуждающегося в переливании, – жизненная необходимость. Подсчитано, что для нормального функционирования системы приема и переливания крови достаточно, чтобы на каждую тысячу жителей страны приходилось 50–55 кровосдач. Таким образом, на страну с 15-миллионным населением требуется не менее 750 тыс. доноров. В Казахстане, по статистике, на тысячу человек приходится 23,6 кровосдачи, то есть вдвое меньше необходимого. Между тем, как выяснилось, казахстанцы, в принципе, готовы делиться своей кровью, однако не спешат этого делать. Причин здесь несколько: это и элементарная неосведомленность населения о потребностях медицины в крови и местах, где ее можно сдать, и опасение возможных последствий такой процедуры для здоровья, и, как это ни печально, отсутствие у самих центров переливания крови возможностей для нормального функционирования из-за устаревшего оборудования, и тому подобных «технических» проблем. В 2005 году в Казахстане был принят закон «О донорстве крови и ее компонентов», предусматривающий целый ряд мер, направленных на стимулирование потенциальных доноров, однако, как это обычно бывает, документ остался документом, и мало кто из населения вообще осведомлен о его существовании.

От идеи к действию

Прошедшая в Алматы акция была призвана, с одной стороны, привлечь внимание общественности к проблемам медицины, с другой – принести конкретную пользу конкретному медицинскому учреждению.

Прообразом парада коней стали традиционные парады коров, периодически проходящие в разных городах Европы и Америки, начиная с 1998 года. Только ставших уже традиционными буренок решено было заменить более близкими казахской культуре лошадьми. Таким образом акция получила второе звучание, став уже не только культурно-благотворительным, но и патриотически направленным мероприятием, лишним напоминанием об историческом прошлом Казахстана.

Всего за семь недель организаторам удалось подготовить все необходимое для проведения праздника: заказать и доставить из Китая плексигласовых коней, найти художников, готовых превратить заготовки в произведения искусства, договориться с алматинским акиматом о проведении парада и местах последующей установки фигур и, главное, найти спонсоров. К акции удалось привлечь целый ряд солидных казахстанских коммерческих организаций, среди которых АО «Ермин» (Капчагайский кирпичный завод), Банк «Каспийский», страховая компания «БТА-Забота», телерадиокомпания «31 Канал».

В отличие от парадов коров, которые, несмотря на благотворительную направленность, все же приносят доход и своим организаторам, парад коней был заранее заявлен как абсолютно некоммерческое мероприятие. При этом и спонсорам проекта пришлось отказаться от возможности использовать благотворительную акцию для рекламы и пиара. Не все соглашались на это с охотой. Имел место даже конфликт с руководителем одной из компаний, требовавшим приклеить на приобретенную лошадь логотип своей фирмы. Однако организаторы проекта на уступки не пошли, и в итоге ни одна из 27 фигур не стала оригинальным рекламным стендом. Максимум, что мог потребовать спонсор, – использовать в росписи лошади корпоративные цвета. Все остальное оставили на усмотрение художников.

В результате каждому досталось свое: перинатальному центру – аппарат Sell Saver 5, художникам – простор для творчества, жителям города – симпатичные разноцветные лошадки, спонсорам – благодарность и уважение, организаторам – чувство выполненного долга. В ходе мероприятия удалось собрать около 200 тыс. долларов. Эта сумма оказалась даже несколько больше необходимой для приобретения обещанного аппарата.  Оставшиеся средства пошли на покупку дополнительного медицинского оборудования.

По окончании акции плексигласовые кони будут переданы новым владельцам и, скорее всего, займут свои законные места в офисах компаний-спонсоров. Будет ли что-то подобное проводиться в будущем, пока не известно. Сами «Номады» не исключают такой возможности, хотя и считают свою задачу выполненной. Акция, планировавшаяся как разовое мероприятие, получила широкий отклик со стороны общественности и одобрение городских властей, аким Алматы Имангали Тасмагамбетов уже выразил готовность оказать содействие в проведении нового парада, предложив в следующий раз использовать для росписи фигуры верблюдов как символ некогда проходившего через Казахстан Шелкового пути.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?