Привычка быть лидером

Интерес к автомобилям BMW постоянно растет, и автолюбители Казахстана в этом смысле не исключение. Рейнхард Мунд объясняет подобную приверженность бренду заявленной много лет назад философией: автомобиль для водителя

Привычка быть лидером

По итогам 2005 года BMW AG стал лидером автомобильного рынка как по объемам продаж, так и по темпам прироста в премиум-сегменте. Объем продаж BMW в мире достиг 1,33 млн автомобилей против 1,23 млн автомобилей Mersedes и 829 тыс. Audi. Региональный менеджер BMW по Восточной Европе и Центральной Азии Рейнхард Мунд объяснил «Эксперту Казахстан», как немецкому концерну удалось достичь рекордных показателей производства и продаж.

– Концерн BMW имеет представителей практически во всех регионах мира: Западная и Восточная Европа, США, Япония, Австралия, Средняя Азия и др. Как правило, мы работаем через обширную сеть импортеров и дилеров, которые представляют BMW AG, организуют продажи, сервис, маркетинг и так далее.

Странами СНГ, за которые я сейчас отвечаю, мы начали активно заниматься лет 10 назад. В определенное время концерн испытывал трудности со сбытом своих автомобилей в этом регионе, однако старания не прошли даром. Объем продаж за последние годы постоянно увеличивается. Эта ситуация типична и для Казахстана. Я и мои коллеги видим хороший потенциал в вашей стране благодаря росту экономики, удачному географическому положению. С территории Казахстана можно развивать продажи по всему Центрально-Азиатскому региону. По динамике продаж Казахстан – один из лидеров среди стран СНГ. Продажи BMW за первые четыре месяца этого года возросли в 3,3 раза в сравнении с аналогичным периодом 2005 года.

Сегмент премиум-автомобилей в Казахстане стабильно развивается. Одним из приоритетов «АВТОЦЕНТРА – БАВАРИЯ» является создание региональной сети. В этом году начались продажи BMW в Астане. В ближайшие 2 года планируется выход еще в 3-4 региона. Что касается нашей поддержки, то это прежде всего обучение персонала маркетингу, продажам, сервису.

– Развитие дилерской сети подразумевает создание сервисных центров?

– Принцип BMW – full service. Это наше непременное условие: нет смысла продавать автомобиль, не обеспечив его гарантийным обслуживанием, запчастями. Мы отлично понимаем, что послепродажное обслуживание автомобиля – дополнительная мотивация к его приобретению.

– Прошлый год стал рекордным для BMW AG не только в странах СНГ, но и в мире. В чем преимущество BMW перед другими марками?

– Одним из важнейших я бы назвал, во-первых, оптимизацию системы управления концерном. Во-вторых, пять заводов концерна, которые работают в Германии, быстро реагируют на изменения спроса, могут перестраивать свои технологические линии. И, разумеется, очень помогает имидж BMW – серьезной и престижной автомобильной марки для успешных людей.

– BMW AG отличает идивидуальный подход, который является чуть ли не эталоном для мировой автомобильной промышленности: когда почти каждый автомобиль создается в соответствии с пожеланиями клиента. Насколько оправдан подобный подход?

– Мы действительно можем этим похвастаться. Заказы поступают через дилеров, которые вместе с клиентом формируют желаемую комплектацию.

– А не проще выпускать обычные массовые автомобили?

– Это не наш бизнес, понимаете? Я знаю, есть, например, корейские заводы, где две смены в сутки выпускают один и тот же автомобиль с одним цветом, с одной комплектацией. У нас нет такого покупателя. Именно поэтому у нас есть та самая гибкость производства, о которой я говорил выше.

– Сложилась ситуация, когда одни производители перекупают технологии у других, объединяются. Не грозит ли, на ваш взгляд, автомобилестроению некая унификация?

– Пока подобный процесс не выражен достаточно четко. Наоборот, наблюдается тенденция все большей индивидуализации. Мы ведь раньше тоже производили только седаны 5-й, 6-й, 7-й серий. А теперь выпускаем автомобили гольф-класса, BMW 1-й серии, спортивный седан 3-й серии, внедорожники X3, X5, на подходе X6. Так постепенно и расширяем свой модельный ряд, чтобы удовлетворить предпочтения почитателей BMW. Кроме того, если раньше автомобили BMW были заднеприводные, сейчас почти все модели оснащены системой полного привода xDrive.

– Как бы вы оценили успех BMW 1-й серии? Модель появилась совсем недавно…

– То, что сейчас компактные машины пользуются большой популярностью, мы поняли на примере Mini. Уже много лет производится данный автомобиль, но мы не успеваем выпустить столько, сколько требует рынок. Хронический дефицит (смеется).

BMW 1-й серии очень хорошо продается в Западной Европе. В других регионах покупатели все же пока предпочитают более габаритные автомобили. Но, думаю, в ближайшее время интерес к этой модели возрастет.

– Какие модели наиболее популярны сейчас в нашем регионе?

– Пока наиболее успешно продаются автомобили 5-й и 7-й серий и, конечно же, BMW Х5. Наблюдается повышенный интерес к BMW 3-й серии во многом благодаря специальной программе «Новый формат».

– Стремление улучшить технические характеристики двигателя большинство автопроизводителей увязывают с решением проблем экологического характера. Сократить вредные выбросы, расход топлива и одновременно повысить эффективность работы двигателя...

– В этой области действительно идет постоянный процесс технического совершенствования. Это касается прежде всего создания гибридных двигателей: бензиновый плюс электрический. Постепенно получают развитие и водородные системы. Однако перевод автомобилей на водородное топливо пока не привлекает должного внимания. Ведь его реализация требует специальных заправочных станций. Да и автомобиль с гибридным двигателем по своей стоимости будет дороже, нежели обычные бензиновые машины. Поэтому в ближайшее время, на мой взгляд, основными видами топлива останутся бензин и дизель. Я заметил, что в Казахстане дизельное топливо непопулярно, возможно, из-за его низкого качества. В Европе противоположная ситуация – дизель пользуется все большим спросом: он дешевле, меньше расход, хорошая мощность.

– Знаю, что в BMW Group «производство следует за рынком». Означает ли это, что в случае, если продажи автомобилей концерна в Центральной Азии резко возрастут, может возникнуть вопрос об открытии здесь сборочного производства? И как вы оцениваете результаты работы сборочного завода BMW в России?

– Нужно понимать разницу между заводами полного производственного цикла и сборочными. Заводы первого типа у нас есть в Германии, в Австрии, в Соединенных Штатах и ЮАР. Около 20 сборочных производств размещены в Малайзии, Китае, Египте и других странах. В России мы собираем BMW на заводе в Калининграде. Подобное производство нужно ставить в странах с высоким спросом, когда доля бренда составляет не менее 20% рынка, чтобы нивелировать таможенные расходы. Там же, где рынок маленький, ставить такие заводы нерентабельно. К примеру, один завод в Германии выпускает 600–900 автомобилей в сутки. А в Калининграде – 6 тыс. машин в год. Это, можно сказать, небольшой сборочный цех.

Принцип BMW – full service. Это наше непременное условие: нет смысла продавать автомобиль, не обеспечив его гарантийным обслуживанием, запчастями

– А если Казахстан продемонстрирует высокие показатели продаж, реально ли наладить здесь производство BMW?

– Рано обсуждать этот вопрос. В настоящее время можно обсуждать вопрос производства деталей и других комплектующих. Я думаю, подобный вариант для Казахстана более реален, нежели открытие сборочного производства. Но это долгий процесс.

– Существуют регионы, где высокие ввозные пошлины ограничивают импорт новых автомобилей и тем самым препятствуют более широкому освоению рынка. Как бы вы оценили ситуацию в Казахстане?

– Скажу так: мы ощущаем поддержку местных властей. Конечно, мечта любого дилера либо покупателя-частника – ввезти новый автомобиль, заплатив как можно меньшую величину таможенных пошлин. Но ведь есть страны, где проблемы намного серьезней. К примеру, разница в 200–300% между стоимостью таможенного оформления для физических и юридических лиц. В Казахстане обратили внимание на вопрос ввоза подержанных автомобилей. Обсуждается, насколько я знаю, вопрос о повышении акцизов на импорт автомобилей second-hand. Действительно, зачем ввозить, образно говоря, металлолом, если можно за счет льготных программ стимулировать рост продаж новых, экологически и технически безопасных автомобилей.

– Мотоциклы производства BMW очень популярны во всем мире, но почему их мало в Центральной Азии?

– В принципе, местные покупатели могут заказать мотоцикл. Но здесь пока нет высокого спроса, чтобы говорить о стабильных поставках. В Москве или Киеве, к примеру, есть постоянно действующие салоны мотоциклов. В вашей стране рынок только развивается. Ведь это направление должно стать модным, для чего требуется определенный промежуток времени. Тем более что мотоциклы BMW все же недешевы. За 10–15 тыс. долларов многие выбирают себе легковой автомобиль вместо мотоцикла.

– Вероятно, у нас еще мало истинных ценителей этого вида транспорта?

– Есть люди, которые могут себе позволить подобную покупку, но они не привыкли ездить на мотоциклах. Сейчас это больше увлечение молодых людей. Хотя на Западе уже появилась тенденция, что именно мужчины среднего возраста покупают мотоциклы BMW.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики