Жизнь в черно-белом объективе

Фотовыставка «Перекрестки» заставляет задуматься об упущенных возможностях и открывающихся перспективах, о праве выбора для каждого

Жизнь в черно-белом объективе

Какой предстает реальность, увиденная через объектив фотоаппарата? Что делает фотографию искусством? Фотография связана с реальностью опосредованно. Она не есть копия реальности, хотя на первый взгляд и не делает ничего иного, как только фиксирует ее фрагмент через его отсечение. Фотографии, как любому другому виду искусства, свойственно стремление к воспроизведению целостности. Так проявляется метонимическая (представление целого через часть) сущность языка фотографии, выраженная принципом кадрирования, то есть действием разрезания и отсекания. Поэтому фотография, обретая знаковую природу языка, активизирует работу нашего воображения, стремящегося включить увиденное в повседневные знаковые практики, возвратить визуальному психотелесному опыту реальность, испытавшую действие отсечения. Это уже символическая реальность, осмысленная как целостность через социальное воображаемое культуры.

Без глянца и прикрас

Выставка работ американской фотохудожницы Мэри Фрэнсис Линдстром «Перекрестки», открывшаяся в галерее Центра современного искусства Алматы, представляет актуальный жанр современного искусства – социально-политическую реалистическую фотографию. Выставка обращена к зрителю прежде всего с гражданской позиции и заставляет задуматься об окружающей реальности. Этот сторонний, но не равнодушный взгляд наблюдателя открывает целостную перспективу повседневной жизни казахстанцев. Объектив Мэри Фрэнсис, без глянца и прикрас улавливая закономерное и характерное в динамике уникального и случайного, позволяет приподняться над рутиной жизненного потока, увидеть себя и своих соотечественников в исторической, культурной и социально-политической перспективе. Перекресток – место, где сходится и расходится множество дорог, предоставляющих возможность выбора. Таково, с точки зрения организаторов выставки, современное положение казахстанского общества, жизнь которого – квинтэссенция древнего прошлого кочевников и торговцев, советского наследия и достижений последних лет независимости.

Темы фотосюжетов Линдстром – жизнь молодых городов Казахстана, люди в окружении социально-архитектурного пейзажа. Один из главных мотивов, мастерски схваченных фотографом, – созидание и разрушение, которые получили выражение в архитектурных изменениях облика городов. Обветшание жилых и социальных объектов эпохи советского строительства наряду с возведением монументальных зданий нового государственного и идеологического значения. Так, например, мы видим в Атырау и Астане, как превращенный в развалины старый город соседствует с новым. Вид на резиденцию президента в Астане преграждают ремонтно-строительные вагончики и забор с надписью «Акмола». В руинах лежит Шымкентский фосфорный завод. А старый город в Атырау превращен в свалку.

В строительстве и архитектуре ярко выражена новая сырьевая стратегия страны. В то время как производственные и социальные объекты, построенные еще в советское время, ветшают, а многие уже развалились, блещут своей новизной здания, возведенные на нефтяные деньги: жилищный комплекс в Атырау, построенный «Тенгизшевройлом» для своих работников, или здание «КазМунайГаза» и Министерства энергетики и минеральных ресурсов в Астане. Впечатляют своей монументальностью архитектурные сооружения идеологического значения: «Байтерек», отражающаяся в окнах Министерства энергетики центральная мечеть «Нур-Астана» или центральная площадь столицы. Каждый снимок может быть прочитан как повесть об использованных либо упущенных возможностях.

Действующих лиц на фотографиях немного. При всем понимании избирательности взгляда фотографа этот факт все же заставляет задуматься о демографической ситуации в стране. Целью Линдстром не являются просто портреты. Ее объектив ловит индивидуальность в повседневном урбанистическом окружении. Архитектурная среда на снимках подавляет людей либо своей бытовой неустроенностью, либо холодной монументальностью, социальной бесполезностью и китчем. Люди не позируют, они даже не видят, что попали в кадр. Как будто их застали врасплох в не совсем комфортной для жизни среде обитания. Мы встречам не только лица, но и говорящие о многом фигуры и силуэты людей: простых пенсионеров, школьников, торговцев рынка, строителей, полицейских.

Детские площадки микрорайонов, которые не модернизировались еще с советских времен, торговля на тротуарах улиц, разбитые дороги, пустующий Дом быта с рекламными щитами: «Роликовые коньки» и «Sex shop», автобус с окнами, затянутыми пленкой, – все это тоже требует пристального внимания и может быть более важным, чем свидетельства независимости и расцвета страны. Возможно, у многих зрителей выставка «Перекрестки», выполненная в черно-белом стиле, вызовет ассоциации с фотографиями советского периода. Но в этом нет ничего удивительного, ведь при всех метаморфозах нового времени, его капиталистических веяниях и судьбоносных переменах наша жизнь во многих отношениях (особенно неприметная, спрятанная от глаз, буднично-провинциальная) по-прежнему остается черно-белой. «Перекрестки» – смелая, не оставляющая равнодушными фоторефлексия нашей жизни заставляет задуматься о прошлом и о выборе, который надлежит сделать во имя будущего.

Состояние перехода

– Мэри, почему выставка называется «Перекрестки»? Что и как пересеклось в вашем объективе?

– Я считаю, что пересеклась траектория перехода от социалистической системы к капиталистической, от Советской республики к независимому государству. Перекресток этих векторов предоставляет большой выбор и много возможностей для будущего страны. Перекресток дорог – образ, часто применяемый в отношении Казахстана. Под ним понимают и расположение страны на стыке Европы и Азии. Для внешнего мира казахстанские перекрестки – это перекрестки древнего Шелкового пути, превращенные в паутину нефтепроводов. Данным проектом фонд «Сорос – Казахстан» и агентство Fotografique открывают новые перекрестки современного Казахстана: экономические, политические, социальные и культурные. Казахстан сейчас находится на перепутье. Вопрос в том: что выберет страна? Куда она пойдет? С помощью фотоаппарата я пыталась поймать момент, когда меняется жизнь индивида и общества, тех людей, в чьих руках находится благополучие страны.

– Черно-белая фотография – это ваш стиль? Или это особенность именно этой выставки?

– Я снимаю только черно-белые фотографии и никогда не снимала цветные. Черно-белые гораздо мощнее по заряду, который несут в себе. Я делаю эти фотографии старомодным способом. Обычным линзовым фотоаппаратом с объективом 35 миллиметров в диаметре. Сама их проявляю и печатаю.

– Как я поняла, вы на протяжении нескольких лет неоднократно бывали в Казахстане. Почему для съемок выбран именно 2005 год?

– Все снимки сделаны в 2005 году, в марте, августе и ноябре. Идея проекта – фиксировать особенности современного Казахстана. Когда она наконец оформилась в проект, я занялась съемками. И вместо того чтобы показывать поступательные перемены, мы приняли решение отразить разнообразие происходящего в стране за конкретный отрезок времени.

– Вы осуществляли подобные проекты в других странах?

– Я участвовала в подобных проектах. В данный момент я работаю над похожим проектом в Польше. Его цель – отразить события, происходящие в Польше за последние два года со времени ее присоединения к Европейскому союзу. Готовится проект по Москве. Там фотографии зафиксируют изменения более тщательно, всесторонне и за более длительный период, за последние 15 лет.

– Есть что-либо общее между Польшей, Россией и Казахстаном как странами переходного периода?

– На глубинном базовом уровне аналогии перехода заметны: от старой системы к новому состоянию. Базовые изменения прослеживаются. Но что касается конечной цели, то у всех трех стран они разные. Польша ставила целью войти в Европейский союз. У России совсем другие цели. У Казахстана – свои. Изменения в этих странах различаются.

– Мы говорим о рациональной составляющей – об экономике, политике, обществе. Но вы – художник, чем определены ваши переживания и чувства?

– Как фотограф, я пытаюсь поймать эмоциональное состояние людей, пафос и достоинство, которое чувствую в людях.

– На фотографиях не так много людей. В основном они часть окружающего их социально-архитектурного пейзажа, который много говорит об их судьбе.

– Действительно, на моих фотографиях людей немного. Но я пытаюсь сфокусировать внимание на отдельной личности, находящейся в предметном окружении. Например, этот пожилой человек, которого я сняла на рынке. Я пытаюсь отразить через фотографию тот выбор, который он сделал в своей жизни. Видимо, медаль на его груди означает, что он служил в Советской армии. Мне кажется, что когда-то он совершил акт самопожертвования. Меня интересует: какой выбор есть у него сейчас и какой будет в будущем? Я пытаюсь при помощи фона сконцентрировать внимание на личности.

– Вы много путешествуете по миру? Что в планах и мечтах снять в дальнейшем?

– Сейчас меня увлекают два проекта – польский и московский. И я надеюсь, что, работая над ними, проведу время с пользой.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики