Сладкая жизнь

Анатолий Попелюшко
Анатолий Попелюшко

Стоит ли говорить, что фабрика «Рахат» является таким же национальным брендом Казахстана, как, к примеру, Медеу или фестиваль «Азия дауысы». Далеко за пределами нашей страны вкус конфет «Рахата» считается примером того, какими должны быть кондитерские изделия. За этим брендом стоит многолетняя история труда, кропотливая работа сотен людей, которые создают каждодневно маленькие, но очень вкусные произведения кондитерского искусства.

Этапы большого пути

Сегодня мало кто знает, что первую свою продукцию фабрика выпустила еще в 1942 году. Несмотря на то что в стране полным ходом шла Великая Отечественная война, высококлассным специалистам удалось запустить производственное оборудование и наладить бесперебойный выпуск кондитерских изделий. Великое начинается с малого, в случае с «Рахатом» так и получилось. В период войны сладости, изготовленные на фабрике, отправлялись на фронт, в больницы, детские дома.

Первая реконструкция предприятия была произведена в 1953 году, а в 1964 году был заложен фундамент нового производственного корпуса. Заметным событием в истории Алма-Атинской кондитерской фабрики стало строительство в 1978–1980 годах дополнительного производственного корпуса, введен в эксплуатацию цех по переработке какао-бобов, создано шоколадное и конфетное производство. Однако общая экономическая нестабильность в государстве привела к тому, что в это же время у предприятия начались проблемы — износ оборудования, устаревшие технологии производства и, как следствие, общее падение качества продукции стали предметом критики в адрес руководства фабрики, а в прессе появлялись колкие заметки о конфетах, которые далеки от совершенства.

Преодоление кризиса 80-х сегодня сотрудники связывают с назначением в 1984 году на должность главного инженера предприятия Анатолия Попелюшко, который за короткое время стал его директором. Новые технологические решения, модернизация производства, начатая под началом нового директора, реформирование структуры фабрики привели к тому, что уже в начале 90-х о былых провалах и некачественной продукции потребители стали забывать, фабрика постепенно стала возвращать себе авторитет.

Отметим, что предприятие с памятного 1942 года и по сей день не приостанавливало выпуск продукции, несмотря на многочисленные экономические потрясения, которые переживала наша страна. «Рахат» выстоял и в период развала Советского Союза, и в суровые 90-е, преодолел сложности мирового финансового кризиса 2007 года. В 1992 году предприятие было приватизировано и получило свое современное название. Приватизация не была простой сменой собственника, потребовалась большая организационная работа. Деятельность компании приводили в соответствие с государственными требованиями, связанными с отчетностью, переходом на стандарт МСФО. Кроме того, с 2004 года акции компании включены в официальный список KASE. Символично, что 70-летие фабрики совпало с 20-летним юбилеем независимости Казахстана, так как с начала нового этапа в развитии государства началась и новая жизнь фабрики.

Сегодня акционерное общество «Рахат» — это крупное предприятие кондитерского сектора пищевой промышленности Казахстана. По объемам производства, обороту, рыночной доле компания является лидером кондитерской отрасли республики. Производственные мощности компании состоят из двух производственных площадок — головного предприятия в Алматы и дочернего в Шымкенте. Расширение производства позволило обеспечить рабочими местами не одну сотню людей и служит для снятия социальной напряженности в регионах страны.

Второе рождение

Девяностые, с их стремительностью и новыми экономическими подходами, попытками перейти на рыночные рельсы создали новую благотворную среду для предприятия, хотя казалось, что вряд ли в переходный период фабрика выстоит. Но она выстояла. К тому же начиная с 1995 года она вышла на траекторию стабильного экономического роста.

С 1994 по 1996 год на предприятии была проведена модернизация оборудования, что позволило увеличить количество выпускаемой продукции и значительно повысить ее качество. С начала 2000-х руководство предприятия, успешно преодолев все трудности, которые выпали на его долю в переходный период, стало активно осваивать внутренний рынок, выявляя его плюсы и минусы, оценивая общие закономерности. Тогда же было принято решение создать дочернее предприятие ТОО «Рахат-Шымкент», а уже в 2001 году с его конвейера сошла первая партия продукции.

Самым главным достижением компании, пожалуй, можно назвать неизменно высокое качество продукции. Основной целью деятельности компании является обеспечение потребителя безопасной фирменной продукцией, произведенной на основе тщательно отобранного сырья с использованием натуральных продуктов, с неукоснительным соблюдением всех технологических процессов, высокой степенью механизации и автоматизации производства, соблюдением правил хранения и транспортировки готовой продукции.

Для удовлетворения растущего и все более взыскательного спроса населения совершенствуется рецептура уже выпускаемой продукции, а также особое внимание уделяется разработке и внедрению новых видов изделий. Создание новой продукции — неотъемлемая часть работы любой компании, стремящейся к успеху на отечественном и мировом рынках. АО «Рахат» не является исключением. Огромная работа по изучению рынка, новинок отрасли, опыта коллег и создание собственных уникальных рецептур — все это аккумулируется в новых кондитерских изделиях. И ежегодно «Рахат» предлагает покупателям не менее 10 наименований таких новинок.

Понимая тот факт, что в современном кондитерском производстве нельзя делать упор исключительно на контроле качества готовой продукции, руководство предприятия еще в 2007 году сертифицировало систему менеджмента по стандарту ИСО 9001–2000, а в августе 2010 года получило сертификат соответствия требованиям СТ РК ИСО 9001–2009.

Регулярно проводимые мероприятия по модернизации и замене устаревшего оборудования производственных цехов на современное высокопроизводительное оборудование направлены на решение основной задачи — увеличить и обновить корпоративные производственные мощности, превратить компанию в современный и гибкий производственный комплекс, способный выпускать востребованную рынком продукцию.

Сегодня предприятие выпускает свыше 50 наименований высококачественного плиточного шоколада, а всего производит свыше 250 наименований различных кондитерских изделий. Только за один календарный месяц с конвейеров фабрики выходит несколько тыс. тонн продукции, которая на равных может конкурировать с лучшими зарубежными брендами.

Немаловажно отметить и такой факт: предприятие «Рахат» является на сегодняшний день единственной в республике кондитерской фабрикой, выпускающей сладкую продукцию для людей, страдающих диабетом. Причем эта продукция выполнена по международным нормам и помогает людям, страдающим данным недугом не чувствовать себя обделенными.

Рынок диктует новый подход и к упаковке. Искушенный покупатель хочет видеть красочное, нестандартное оформление изделий. Потребитель, получив в 2000-х годах доступ к изобилию ассортимента кондитерских изделий различных мировых производителей, научился выбирать и отдает предпочтение не только вкусовым свойствам изделий, но и внешнему виду упаковки. Поэтому в компании ведется непрерывная кропотливая работа по улучшению внешнего оформления продукции

Уровень качества, вкусовых и потребительских свойств кондитерских изделий высоко оценивается как потребителями, так и экспертами. Продукция предприятия удостоена золотого знака качества, отмечена многочисленными наградами и медалями различных национальных, зарубежных и международных специализированных и профессиональных выставок и конкурсов.

Осваивая новые рынки

Около 90% продукции фабрика реализовывает на внутреннем рынке. География продаж охватывает всю страну, руководством предприятия налажена отработанная система распространения продукции в 18 городах республики, включая 14 областных центров. Разветвленная дистрибьюторская сеть, созданная в регионах, позволяет бесперебойно обеспечивать продукцией всех желающих, независимо от того, в какой точке страны они проживают. Весь этот отлаженный механизм работает без сбоев, как часы.

Сегодня акционерное общество «Рахат» имеет 8 дочерних компаний, специализирующихся на продаже продукции в областях Казахстана и в Республике Кыргызстан. Помимо внутреннего спроса фабрика «Рахат» стремится удовлетворять потребности зарубежных почитателей вкуса кондитерских изделий, изготовленных на казахстанском предприятии. Первые экспортные поставки продукции были осуществлены в Кыргызстан в 1997 году, и сегодня продукция фабрики здесь востребована и узнаваема. За последние годы кондитерские изделия «Рахата» стали широко известны далеко за пределами Казахстана, что говорит как о значительном экспортном потенциале, так и о налаженной работе по сбыту продукции в страны-импортеры. «Рахатовские» сладости хорошо известны как на отечественном рынке, так и на рынках ближнего и дальнего зарубежья. Основная экспортная продукция — карамель переслоенная и глазированная, шоколад и конфеты. Компания экспортирует свою продукцию в такие страны, как Афганистан, Таджикистан, Германия, Узбекистан, Гана и Китай, на рынках которых она стала востребованной и полюбилась потребителям. Возможности Таможенного союза позволили увеличить экспорт в Российскую Федерацию, значительные поставки продукции осуществляются в такие российские города, как Новосибирск, Самара, Красноярск, Оренбург, Барнаул, Омск. В 2011 году местные сладости стали поставляться в Монголию.

Главная ценность — человек

За 70 лет, что фабрика «Рахат» представлена на рынке Казахстана, она выработала свой уникальный стиль общения с потребителями производимой ею продукции. Для специалистов предприятия потенциальный покупатель — это не обезличенная фигура, а живой человек со своей историей, судьбой. Именно такой подход к покупателю позволил «Рахату» стать лидером на кондитерском рынке страны.

Отношение к потребителям проверяется на предприятии в отношении к своим сотрудникам. Одним из главных достижений в компании считают тот факт, что в период глобального финансового кризиса, существенно повлиявшего и на экономику Казахстана, здесь сумели сохранить рабочие места. «Рахат» избежал сокращения кадров, чему способствовала разработанная специалистами предприятия специальная антикризисная программа. Так, сегодня фабрика обеспечивает занятость около 4,5 тысячи человек по всей стране.

Немаловажное значение в оценке деятельности предприятия имеет и тот факт, что руководство АО «Рахат» уделяет значительное внимание вопросам благотворительности. В 2010 году для воплощения в жизнь социально ориентированных проектов компанией был учрежден корпоративный благотворительный фонд «Демеу». Важным направлением его деятельности стала поддержка социально уязвимых слоев общества, таких как пенсионеры, инвалиды, ветераны войны, дети-сироты. Фонд поддерживает ряд детских домов, центров для инвалидов, активно участвует в проекте «SOS Детская деревня».

Большое внимание уделяется вопросу подготовки кадров. АО «Рахат» отличается от многих промышленных предприятий Алматы тем, что готовит трудовой резерв в собственном профильном учебном заведении. Обучение ведется за счет компании, а производственная практика проходит в цехах предприятия. Таким образом, профессиональная подготовка учащихся сочетает в себе как теоретические, так и практические знания, что обеспечивает компанию специалистами необходимой квалификации. Кроме молодых специалистов необходимое дополнительное обучение и повышение квалификации ежегодно проходят до 10% ИТР компании.

Именно этот подход, в основе которого человек, и сделал компанию национальным лидером в области кондитерских изделий. Можно без преувеличения сказать, что продукция «Рахата» это особый отдельный вид искусства, замешанный на современных технологиях, мастерстве специалистов кондитерского дела, а главное — на уважении к потребителю. 70 лет это вехи большой истории. Мало какому предприятию, и не только в нашей стране, да и даже на Западе, удается похвалиться таким рубежом. За это время не стало даже самого государства, в котором закладывалась история фабрики, но она выстояла, доказав, что казахстанцам по вкусу сладкая жизнь.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности