Поезд для тибетских монахов

Открытие железнодорожного сообщения между Пекином и Тибетом официально презентуется как обеспечение устойчивого роста одного из наиболее отсталых автономных районов Поднебесной

Поезд для тибетских монахов

В начале июля из Пекина в Лхасу, столицу Тибетского автономного района (ТАР)  Китая, отправился первый пассажирский поезд. Строительство Цинхай-Тибетской железной дороги (ЦТЖД) является одним из четырех масштабных проектов, которые заложены в план 10-й пятилетки. Их цель – перераспределение природных ресурсов между различными регионами Китая для обеспечения устойчивого роста национальной экономики. В создание магистрали протяженностью 1142 км от города Голмуда в провинции Цинхай до Лхасы Китай вложил 29,46 млрд юаней, или 3,68 млрд долларов. 960 км магистрали построены на участках, высота которых превышает 4 тыс. метров. Самая высокая точка дороги – перевал Тангла, высота 5072 метра над уровнем моря. Завершение строительства трассы председатель КНР Ху Цзиньтао назвал «беспрецедентным триумфом китайского народа».

Там, где парят орлы

Пафос китайского лидера в данном случае вполне уместен. Во время строительства китайским инженерам пришлось преодолеть три главные трудности: вечную мерзлоту, высоту и хрупкую экосистему нагорья. По договоренности между Пекином и Москвой на магистрали Цинхай – Тибет применен российский опыт строительных работ в условиях вечной мерзлоты. Это стало первым практическим примером сотрудничества с Россией в решении стратегической задачи Китая: осваивать и заселять Дальний Запад, который отстает в социально-экономическом развитии от остальной части страны. Кроме пассажирских поездов ежедневно по дороге будут курсировать три товарных поезда.

Максимальная скорость движения поездов в зоне высокогорной тундры составит 100 км/ч. Вагоны изготовлены известной канадской компанией Canada's Bombardier Inc; двигатели для локомотивов построены американской GE. Каждый вагон обеспечивается дополнительным кислородом для предотвращения кислородного голодания, а двухслойные герметические окна обеспечивают защиту от солнечной радиации. В первоначальном варианте расписания по новой дороге будут курсировать три пары пассажирских поездов. Путь из Пекина будет занимать ровно двое суток. Стоимость билетов – от 389 до 1262 юаней (49–158 долларов) в зависимости от класса вагона.

С введением в эксплуатацию ЦТЖД закончилась история Тибета как единственного китайского региона без этого вида транспорта. До недавнего времени 95% материалов и 85% людей прибывали и покидали Тибет по автомобильным дорогам.

Железная дорога необходима

Имеющиеся сегодня в Тибете виды транспорта уже не в состоянии обслуживать запросы развивающейся экономики. Объемы автоперевозок и их дороговизна являются серьезным препятствием для наращивания темпов развития внутри региона и его связей с внешним миром.

Между тем в Лхасе цена за тонну угля или цемента превысила 800 юаней, из которых 600 составляют затраты на транспортировку. Как констатируют китайские экономисты, «половина валового внутреннего продукта Тибета уходит на дорогу». С открытием Цинхай-Тибетской железной дороги ситуация должна в корне измениться. Как ожидается, на долю железнодорожного транспорта будет приходиться до 75%  всех грузовых перевозок в Тибете.

Сотрудник Академии общественных наук Китая Лю Кай констатирует: «Железная дорога окажет воздействие на рост экономических связей как внутри автономного района, так и с внешним миром, сократит себестоимость перевозок, позволит активизировать добычу и использование полезных ископаемых».

Китайское правительство планирует построить в Тибете еще три железнодорожные магистрали как продолжение ЦТЖД. Две из них соединят тибетскую столицу с городами Нингчи на востоке и Хигазе на западе. Третий отрезок соединит Хигазе с городом Ядонг, который является главным коммерческим центром на китайско-индийской границе. Новые магистрали будут построены в течение ближайших 10 лет. С вводом их в эксплуатацию общая протяженность тибетских железных дорог составит более 2000 км.

Для развития Тибета

Сам факт строительства железной дороги уже сыграл значительную роль в развитии экономики региона, так как строительные бригады формировались и из местного населения, многие строительные материалы закупались тоже на месте. Китайские власти утверждают, что они предпринимают все необходимые шаги, чтобы обеспечить занятость местного населения. Около 1000 тибетцев в настоящее время проходят подготовку для получения той или иной железнодорожной специальности.

Особым достижением Китай считает тот факт, что во время строительства ни один из сотен тысяч строителей не погиб от  «горной болезни». Во время строительства в 1950-х Транстибетской магистрали, впервые соединившей материковый Китай с Тибетом, каждый километр дороги был оплачен одной человеческой жизнью.

Другой отраслью экономики, которая получит прямую выгоду от регулярного ж/д  сообщения, является приграничная торговля. Согласно оценкам Торгового бюро ТАР, ЦТЖД и ее дочерние дороги помогут вывести на качественно иной уровень торговлю с Индией и Непалом. Через них Тибет будет включен в систему южноазиатских экономических коммуникаций.

По мнению индийских предпринимателей, железнодорожное сообщение поможет улучшить состояние регионального агрокультурного сектора. В нем сегодня занято до 75% местного населения. Помимо этого, увеличится рынок для индийских инвестиций в регион.

Улучшение транспортных коммуникаций неизбежно повлечет за собой улучшение общего уровня жизни населения ТАР, в том числе и увеличение покупательского спроса как на местные, так и индийские товары. Планируемое в перспективе продление железной дороги до Индии еще более увеличит экономическую привлекательность региона.

Одной из лидирующих отраслей экономики Тибета, туризму, также выгодна железная дорога. По оценке Тибетского бюро по туризму, введение в эксплуатацию магистрали Цинхай–Тибет увеличит количество туристов, прибывающих на Тибет, на 4000 человек ежедневно. По подсчетам специалистов, в одной только Лхасе понадобится как минимум еще 20 тыс. мест для размещения возросшего числа посетителей. В настоящее время в столице Тибета функционирует 237 отелей, где одновременно могут разместиться до 18 тыс. человек.

Туристический бизнес предполагается развивать вдоль всей трассы. ЦТЖД проходит по регионам с разнообразными ландшафтами, уникальной флорой и фауной, с самобытным коренным населением и уникальными религиозными и культурными памятниками.

Вода и медь

Горнодобывающая промышленность тоже получит новый импульс. В Тибете обнаружено более 90 видов полезных ископаемых, произведена промышленная оценка запасов 26 из них. В настоящее время разведанные потенциальные ресурсы полезных ископаемых оцениваются в 650 млрд юаней (около 8 млрд долларов). Сегодня освоение месторождений дает 4% ВВП Тибета. С обеспечением более удобного и безопасного транспортного сообщения будет интенсивнее вестись геологоразведка и повысятся темпы по разработке востребованных на мировом рынке залежей  урана, хрома, нефти, золота, свинца, цинка и меди.

За время строительства китайские геологи открыли в непосредственной близости от магистрали 200 месторождений различных природных ископаемых, включая 13 месторождений меди с общим запасом в миллион тонн и три месторождения золота.

А недавно в провинции Дамшунг открыто месторождение минеральных вод. Согласно оценке, оно может производить до 3 тыс. тонн воды в день. Доход от реализации этой воды может приносить до 125 млн долларов в год. Месторождение в Дамшуге – последнее в ряду из более чем 100 разведанных источников минеральной воды вдоль трассы ЦТЖД. Как сказал один из местных экономистов, «мы долго думали, что можно вывозить из Тибета в материковый Китай. Теперь мы знаем – это будет вода».

Открытие транспортной магистрали поможет китайскому министерству земель и ресурсов в реализации его планов по привлечению иностранных инвесторов в разработку природных месторождений Западного Китая. Уже сегодня ряд компаний, главным образом канадских и австралийских, готов принять участие в разработке месторождений тибетского золота и меди.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?