Эволюция цены

Ценовая политика любой компании объединяет два основных фактора: как заработать деньги и как их не потерять. В зависимости от способа решения этих вопросов капитал компании либо создается, либо уничтожается

Эволюция цены

Перечень книг, посвященных ценовой политике как отдельно взятой компании, так и рынка в целом, насчитывает тысячи наименований. Причем их авторами, как правило, являются экономисты-иностранцы, слабо знакомые со спецификой местного рынка (в данном случае я использую слово «местный», поскольку не нахожу принципиальных различий в оценке российского и казахстанского рынков). Да и те, кто мало-мальски знаком с особенностями национального рынка, в основном дают ему весьма аллегорическую оценку. Так, местным читателям, чаще предпринимателям, как начинающим, так и продвинутым, часто приходится вести свой бизнес вслепую, руководствуясь принципами авторов бизнес-бестселлеров. Однако книг, которые могли бы стать настольными справочниками, представлено крайне мало. Все остальные либо традиционные учебные пособия для студентов, которые вызывают некоторое пренебрежение и даже брезгливость у потенциального читателя, либо откровенная попса, изобилующая сомнительными примерами из жизни звезд бизнеса, а также назиданиями опасного толка. Авторы последних обычно используют в своих произведениях похвальную четкость. Выпуск нового товара? Вот алгоритм: «Делай раз, делай два… делай шесть». Как не ввязаться в ценовую войну? Вот семь необходимых шагов. Что такое ценовая архитектура? Вот вам элементы дизайна, складывайте, как кубики. Однако сама по себе четкость не всегда предмет ценный.

Книга российского автора, доктора экономических наук В.Герасименко «Управление ценовой политикой компании» является ярким примером того, как можно и нужно учить бизнесменов ориентироваться на рынке, создавать собственную ценовую стратегию, не предпринимая при этом конкретных действий «лживого» содержания. Причем обозначить ее (книги) жанр каждый читатель должен сам. Книга, несмотря на всю ее методичность и фундаментальность, носит оттенок популярной литературы. Она может быть уникальным учебным пособием для студентов магистерского уровня, слушателей программ MBA, аспирантов и преподавателей. Для состоявшихся предпринимателей, менеджеров высшего звена, бизнес-аналитиков, маркетологов она может стать путеводителем и настольным справочником. Многие из тех, кто прочитал книгу и активно использует ее в своей повседневной практике, назвали ее «библией предпринимателя». Объяснение этому следующее: есть догматы и догмы, теоремы и аксиомы, на которые всегда нужно четко ориентироваться в принятии любого, даже самого незначительного решения. Имея арсенал экономических знаний, концептуально связанных между собой и основанных на научных доказательствах, можно позволить себе внедрять в свою практику интуицию, креатив, варьировать ценами, «играть» с деньгами… Только так, и никак иначе. Действия, не подкрепленные фундаментальными знаниями, носят разрушительный для компании характер. Тот же предприниматель, который может апеллировать не только к своему личному опыту, но и к мировым знаниям и управленческой практике в области экономики и ценообразования, может добиться успеха. Умение грамотно выстраивать ценовую политику всегда актуально для бизнеса.

В этой книге рассмотрена вся сфера деятельности управления компанией – от стратегического планирования ценовой политики, учитывающего разнообразные внутренние и внешние факторы и цели бизнеса, до ее грамотной проработки и практической реализации. Тем не менее, рассуждает автор, многие аспекты ценовой политики остаются малодоступными для менеджмента компаний из-за неумения грамотно строить эту политику. Более того, в маркетинговой практике крупных корпораций даже сложилось некоторое предубеждение по отношению к ценовой политике. «На волне бурного развития потребительского спроса в центре внимания оказались задачи завоевания новых секторов рынка и /…/ продвижение предельно дифференцированных товаров и услуг», – пишет автор. Однако наступило время, когда задача полной окупаемости затрат заставила руководителей компаний вновь рассматривать ценовую политику как неотъемлемую часть своей работы.

В книге отображены все аспекты принятия финансовых и инвестиционных решений, финансирования проектов, планирования и составления бюджетов капитальных вложений, оценки эффективности и техники инвестиционного анализа, структуры капитала корпораций, выбора источников финансирования. Но не буду напрасно пугать потенциального читателя голой терминологией, которая в умах многих может ассоциироваться с навязанными преподавателями тезисами. Бизнесмену и просто любому человеку совсем не лишним было бы понимать механизм ценообразования в рыночной экономике. При помощи этой книги это вполне осуществимо, не напрягая при этом особенно ни свою волю, ни сознание. Прочтение не вызывает никаких затруднений или напряжений – читать книгу очень увлекательно. При этом математика сведена к разумному минимуму – она применяется только там, где «на пальцах» что-то объяснить невозможно.

Помимо собственно знаний по ценообразованию читатель получает еще массу различной, интересной и ситуационно необходимой информации. Например, что такое индекс потребительских цен, и на основе каких товаров и услуг он рассчитывается. Цена и себестоимость – методы учета затрат. Ценовая стратегия в условиях «серых» рынков. Опять-таки мировой рынок – надо понимать, что и почему там меняется... И, в конце концов, почему на рынке определена именно такая цена на киловатт электроэнергии и как она определяется…

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности