Гости из будущего

Гости из будущего

Уже который год чиновники высшего звена обсуждают вопрос развития туристической отрасли в республике как одного из векторов диверсификации экономики, который позволил бы сократить ее зависимость от сырьевого сектора. Но если природные ресурсы даны нам как манна небесная, то туризм – отрасль рукотворная, требующая огромных вложений.

Туризм – дело, возможно, хорошее и даже перспективное. Никто с этим спорить и не собирается. Правда, насколько оно прибыльное, простым гражданам, живущим в государстве, где туризм идентифицируется с гостеприимством, невдомек, как и где можно на этом заработать. Да еще и довести посредством него до 80% доходную часть бюджета республики!

Звучавшие ранее громогласные заявления о создании туристического кластера, звучат все реже, поскольку убедить бизнесменов в рентабельности законченного производственного цикла оказалось невозможным. Объединяться никто не желает. Надежды на развитие туризма, тем не менее, не угасли. Время убеждать прошло, настало время конкретных действий, а точнее, побуждения к действиям. Президент, понимая всю трудность задаваемой туристической программы, говорит: «У нас туризм в зачаточном состоянии, и начало развития туристической индустрии должно быть заложено в Алматы. Ведь 60% туристов, которые едут в Казахстан, бывают в южной столице».

Однако, по его мнению, закреплению негласного статуса Алматы  как центра притяжения туристов и финансовых воротил мешает отсутствие нормальной инфраструктуры транспорта и объектов обслуживания туристов и жителей города.

Казалось бы, что нового в прозвучавших словах президента на презентации хода реализации Генерального плана в Алматы? Еще два года назад была разработана специальная программа «Развитие туризма Алматы на 2004–2010 годы», где очень четко были прописаны все необходимые меры по улучшению жизни города. Программа была призвана создать в динамично меняющихся социально-экономических условиях механизмы регулирования для развития отрасли. Были поставлены задачи (как это у нас принято) и пути их реализации, а также способы преодоления проблем… Создана рабочая группа, которая должна была выработать предложения по улучшению инфраструктуры и подготовке условий по созданию полюбившегося всем кластера.

В ходе презентации звучали фразы, скорее напоминающие выдержки из буклета «Моя Алма-Ата» двадцатилетней давности, нежели посыл к конкретным действиям. «Уникальный биоресурс» и «самобытный природный пейзаж» Алматы были известны далеко за пределами страны во все времена. Данный потенциал не утерян. Алматы, имеющий неограниченные возможности в плане развития туристического рынка, может и должен стать туристической Меккой». Однако тот самый потенциал, сохранившийся чудом (о чем опрометчиво или сознательно было заявлено на встрече), не является поводом для привлечения туристов. Сомнительна и уникальность биоресурсов, уже изрядно пострадавших от деятельности человека.  Любопытно, что обозначенная проблема сохранения природного ландшафта, которая активно муссируется обществом и властью вот уже много лет, не просто не решается, но становится настоящей бедой. Достаточно вспомнить череду скандалов, связанных с застройкой заповедных и парковых зон, горных ущелий, массовых претензий строительных компаний на «уникальную», свободную и пока еще недорогую землю. Кстати, это касается всех проблем, регулярно перечисляемых президентом и акимом (экология, транспорт, хаотичное и бессистемное строительство и т.д.).

Имангали Тасмагамбетов намерен сконцентрироваться на культивировании этнического туризма, подъеме прикладных видов искусства. При этом он приводит пример Бали, который славится своими краснодеревщиками, Индии, известной своими сари. «Мы могли бы тоже в этом продвинуться», – резюмирует он. Народ разводит руками. Вряд ли деревня ремесленников может стать определяющей в этническо-сувенирном позиционировании Алматы. Очевидно, что нужно искать другие варианты. Азиатские зимние игры 2011 года тоже не могут обеспечить туристический поток на многие десятилетия вперед. Это разовая акция, безусловно, значимая для страны, но и она не может стать определяющей в развитии отрасли. Спортивные деревни, как показывает мировой опыт, – хорошее и беспроигрышное вложение инвестиций.

Страновой PR для Казахстана – дело тоже не последнее. Накрытый стол без гостей – пустая трата сил и денег. Недавно на Западе «прокатился» рекламный десятисекундный ролик о Казахстане. Увидеть что-либо было крайне затруднительно, но вот услышать слоган «Познай неизвестное!» и призадуматься – можно. В моем не искушенном путешествиями сознании ролик вызвал устойчивые ассоциации с затерянной, может быть, африканской землей, где живут аборигены. Бюджет ролика исчислялся в миллионы долларов, а результат – противоположный ожидаемому.

В цепочке странового PR не последнюю роль играют сами люди, их быт и ментальность. Не так давно группа иностранных журналистов, прибывших в Казахстан по случаю презентации проекта мирового значения, была несколько обескуражена тем, что постоянно жалующийся на нехватку времени и колоссальную загруженность аким одной из областей в течение трех дней кормил гостей бесбармаком. Казахстанцы понимают, что это не просто национальное угощение, больше – церемониал, который не может быть втиснут во временные рамки. Как может человек, сетующий на загруженность и скоротечность времени, так бездарно тратить его на бесполезное сидение за столом? И это вовсе не этнические, а скорее  личностные издержки, и они не могут создать положительный имидж государству, которое так к этому стремится. Равно как и не могут быть имиджевыми вещи, называемые строительным бумом.

Прав аким: обаяние южной столицы – величина исчисляемая. Вряд ли ее хватит надолго при том оголтелом, почти безобразном захламлении города «металлическими коробами». Да и кому захочется платить за пребывание в городе, где попираются архитектурные ценности, и напротив – создается беспрецедентный стилевой кич, базирующийся на технократическом безобразии. Не есть ли мы те самые аборигены, карлики, хаотично блуждающие среди рукотворных джунглей в период засухи?

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности