Понять и внедрить

Европротокол — это не бумажка, а система, которая требует особой ответственности от страховой компании и ее клиентов, считает страховой омбудсмен Казахстана Виталий Веревкин.

Виталий Веревкин
Виталий Веревкин

— Виталий, как вы оцениваете состояние законодательной базы, регулирующей ДТП?

— Сегодня в законодательстве нет четкой логики в процессе урегулирования страхового случая при ДТП. Это является неким препятствием к тому, чтобы люди покупали услуги страхования. В процедуре урегулирования страховых случаев без регистрации в органах дорожной полиции много вопросов: это и мошенничество отдельных недобросовестных клиентов, и плохая работа недобросовестных игроков рынка. Нужен отдельный документ, который определил бы алгоритм действий по урегулированию страховых случаев при любых ДТП, и какие страховые случаи вообще можно урегулировать. Нужно расставить все точки над «i» и понять, как каждая из сторон будет действовать в конкретной ситуации.

— Решит ли европротокол эту проблему? В страховой среде он вызывает большие споры…

— Те возражения, которые я до сегодняшнего дня слышал от представителей страховых компаний, можно сравнить с народной пословицей, когда лисица не смогла достать виноград: она сказала, что он кислый. Возражают те, кто не представляет себе, как работает система европротокола. Говорят, что будут мошенники, неразбериха и бардак. Спешу всех успокоить. Мошенники были, есть и будут. И с этим ничего не поделаешь. Процент мошенничества в страховании автотранспорта составляет 10–20%, это невысокий показатель. И есть целый комплекс мер, как этому противостоять и нивелировать определенное количество мошенничества. Эти моменты как раз заложены в принципах внедрения системы европротокола.

— Например?

— Европротокол направлен не на то, чтобы страховщик садился на улице и раздавал деньги потерпевшим клиентам. Эта система будет работать только в той страховой компании, которая станет действовать клиентоориентированно и заботиться о своих клиентах, предложит новые сервисы — например, круглосуточный аварийный комиссар, консалтинг и прочее.

Также европротокол повысит ответственность страхователей. Для них европротокол — не заполнение бумажки с последующим обращением в страховую компанию за деньгами. Это некая система обязательств, которая говорит, что прежде чем получить деньги, страхователи должны выполнить некие условия: являться собственниками авто, оба участника ДТП должны иметь полисы страхования и представить свой транспорт на осмотр страховщику; проведение в случае необходимости технической или трассологической (изучает следы, оставленные наземным транспортом при столкновении автомобилей) экспертизы.

При этом страховщик имеет право самостоятельно посчитать ущерб, занести вас в базу данных, чтобы вы завтра по рынку не «гуляли» с одной и той же автомашиной. База данных должна вести селекцию и мониторинг того, была ли ваша машина замечена в других происшествиях, и прочее. Внедрение европротокола — это не появление новой бумажки, а создание системы. На мой взгляд, если в единой страховой базе данных будет как можно больше информации об автомобилях, участвовавших в тех или иных страховых случаях, станет гораздо легче бороться с мошенничеством, так как у страховщиков появится информация о поврежденных транспортных средствах с фотографиями и описанием обстоятельств повреждения автомобилей.

— Будет ли, на ваш взгляд, реально внедрена эта система?

— Европротокол — объективное развитие страхового рынка. Систему уже внедрили в РФ и Украине. Плохо или хорошо, но система там работает. И у себя в Казахстане мы пришли к тому, что тоже должны включиться в систему европротокола. Сенат Республики Казахстан ратифицировал соглашение о гармонизации страхового законодательства с Российской Федерацией.

Безусловно, надо понимать, что по взмаху волшебной палочки система европротокола не заработает. Надо пробовать, надо прилагать усилия. Компании, которые не захотят ее применять, вынуждены будут уйти с рынка.

— Как в таком случае наш европротокол может быть встроен в «Зеленую карту»?

— Участие в «Зеленой карте» зависит от тарифов, которые платит страна за членство в этой системе. Если нам будет экономически выгодно участвовать, мы туда зайдем.

Надо понять, как мы будем соотносить расходы с россиянами и украинцами, если создадим собственное бюро «Зеленая карта». Может, проще — войти в их бюро. Вопрос требует проработки, но в рамках гармонизации законодательства к нему все равно придется возвращаться.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности