Сделаем сами

На казахстанском розничном рынке строительных и отделочных материалов грядут перемены: строительные базары потеснят специализированные магазины, а также гипермаркеты формата DIY

Сделаем сами

В данное время на долю строительных базаров приходится примерно половина от общего объема рынка строительных и отделочных материалов. Хотя в последние несколько лет покупательские предпочтения смещаются в пользу приобретения товаров в специализированных магазинах, конкуренция между магазинами и базарами все еще велика. «Так было с рынком продуктовых товаров несколько лет назад. Однако теперь нельзя представить покупки без продовольственных супермаркетов», – считает руководитель проекта сети DIY-гипермаркетов MAXI Рустам Исаев.

DIY-нашествие

Во всем мире уже давно, с 60-х годов прошлого столетия, существуют гипермаркеты формата DIY (Do-It-Yourself – «сделай сам»). В России подобные гипермаркеты появились еще в конце 1990-х годов. До Казахстана эта тенденция дошла только сейчас – недавно в Алматы открылся первый DIY-гипермаркет MAXI. «Данный формат и в Восточной Европе, и в России все больше и больше набирает популярность у широкого слоя населения, – рассказывает г-н Исаев. – Концепция магазина DIY предусматривает объединение под одной крышей непродовольственных товаров народного потребления».

Идеология нового формата очень проста: предоставить больше товара по лучшим ценам и лучшего качества. Сейчас в Алматы и в Казахстане в целом существует следующая тенденция: все магазины начинают профессионализироваться: если это строительный магазин, там продаются только строительные, отделочные материалы и некоторая мебель для ванной комнаты. Другие же товары, также связанные с обустройством квартиры – корпусная мебель, домашний текстиль, шторы, кухонная утварь, посуда, – в специализированных магазинах. Рустам Исаев называет несколько минусов подобных магазинов. Они рассчитаны только на профессиональных потребителей, но есть и другая группа покупателей, ценящих свое время и деньги. Сейчас им приходится тратить целый день, объезжая эти магазины, чтобы наполнить одну тележку. «Мы же в большей степени завозим аксессуары, т.е. ориентируемся на конечный продукт. Что касается строительных материалов, то не хотим полностью выходить на этот рынок. Сейчас потребители все-таки предпочитают делать покупки на базаре по более низким ценам и более низкого качества, потому конкурировать с базарами мы даже не планировали. Мы ставим перед собой задачу выйти на первые позиции по предоставлению сопутствующих услуг, по предпродажному и послепродажному обслуживанию клиентов», – говорит он.

Формат DIY-гипермаркетов достаточно успешно прижился на российском рынке, где сейчас работает около 7–8 операторов, как, собственно, российских, так и западных. Аналитики полагают, что рынок еще недостаточно насыщен и у него много перспектив для роста. Сейчас темпы роста этого рынка составляют примерно 20–30% в год. Причем позиции на рынке России у сетей DIY-гипермаркетов достаточно сильны, они уже отвоевали большую долю у строительных базаров и небольших магазинов. Однако приживется ли данный формат у нас, говорить пока рано, все будет зависеть от того, насколько правильно MAXI определит свою нишу на рынке. Сейчас планы хозяев MAXI достаточно амбициозны. «По существующим экспертным оценкам, на каждые 250–300 тыс. человек должен быть один DIY-гипермаркет, то есть в Алматы их должно быть по меньшей мере 6. До конца 2007 года мы планируем открыть еще один гипермаркет MAXI. Кроме того, совместно с немецкими архитекторами готовим проект строительства большого гипермаркета (сейчас MAXI делит торговые площади с другими продавцами, арендуя лишь часть территории бывшего производственного цеха. – «ЭК»). Он может быть открыт через три года. Для нас главное, чтобы наши магазины между собой не конкурировали. В целом стратегия развития компании заключается в открытии DIY-гипермаркетов площадью не менее 4 тыс. квадратных метров в каждом областном центре Казахстана. Пока мы смотрим, куда можно зайти, в каких городах нас воспримут. Возможно, в будущем будем развивать сеть и в приграничных с Казахстаном государствах», – говорит Рустам Исаев.

Do-It-Yourself по-казахстански

В строительство первого гипермаркета MAXI, концепция которого разрабатывалась немецкими партнерами, инвестировано порядка 7 млн долларов. «Никто бы не смог открыть такой магазин, если бы не было производителей, поддержавших этот бизнес на первых порах. Нам, к примеру, сказали: “Хотите открывать, открывайте, мы вам поможем, предоставим сервис”. Десять из семидесяти производителей, с которыми мы работаем, являются нашими стратегическими партнерами по бизнесу. Они приезжают к нам раз в два месяца, преодолевают расстояние в 4–5 тыс. километров, чтобы просто посмотреть, правильно ли уложен товар на полках. Это свидетельствует о достаточно больших инвестициях компаний, желающих начать свой бизнес в Казахстане с нашей помощью, – заявляет руководитель проекта MAXI. – Работа напрямую с производителями дает нам возможность продавать товар по конкурентным ценам. Кроме того, мы берем на себя ответственность в случае поломки, например, электротоваров в течение гарантийного срока менять их на новые, а не ремонтировать, т.е. предоставляем новый сервис. У нас есть товары, которых раньше на казахстанском рынке не было, можно сказать, что мы привносим некую новую культуру потребления. Например, продаем почтовые ящики. Этот товар хорошо продается в Европе, но у нас пока только начинает пользоваться спросом. Раньше, строя собственный дом, мало кто задумывался, а как же ему будет приходить почта. Мы также налаживаем контакты и с казахстанскими производителями и по мере увеличения конкурентоспособности казахстанских товаров будем уменьшать импортные поставки».

[inc pk='2324' service='media']

Рустам Исаев считает, что концепция магазина будет дорабатываться еще в течение 6–8 месяцев. «За это время мы поймем, какие из 40 тыс. наименований товаров ближе нашему потребителю, так как сейчас у нас предложены товары, ориентированные на предпочтения потребителей Восточной Европы и России, но их менталитет немного отличается от нашего. А казахстанские потребители имеют собственный вкус, предпочтения и традиции».

Если опыт MAXI окажется удачным, то, скорее всего, в будущем стоит ожидать прихода на этот рынок новых глобальных игроков, таких, например, как OBI и Castorama (принадлежит британской сети Kingfisher, которая является крупнейшим европейским DIY-ритейлором). Однако к тому времени, как эти бренды завоюют бескрайние российские просторы и обратят внимание на Казахстан, у MAXI будет шанс достаточно прочно укрепиться на рынке. Правда, российским сетям с приходом западных конкурентов все-таки пришлось несколько потесниться. Некоторым даже пришлось осваивать новые форматы. Так, сеть гипермаркетов «Старик Хоттабыч» заявила о своем намерении открывать новые гипермаркеты, рассчитанные лишь на профессионалов. «Мы не планируем выделять какую-либо отдельную сеть для профессионалов, – говорит руководитель проекта MAXI. – Формат DIY предусматривает наличие товаров эконом- и люкс-класса как раз исходя из степени их профессионального использования. Например, электроинструменты у нас представлены как для домашнего использования, так и для профессионалов».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?