Издержки дефицита

Очередная ценовая интервенция на бензиновом рынке Казахстана еще больше обнажает главную проблему: рынок нефтепродуктов непрозрачен и нестабилен, а потому спекуляции на дефиците возможны и впредь

Издержки дефицита

С начала июля на большинстве автозаправочных станций Алматы и Шымкента произошло подорожание бензина самых ходовых марок АИ-92 и АИ-96 в среднем на 7–10 тенге. Вслед за этим цены стали расти и в других регионах.

Затем на АЗС зафиксировано отсутствие высокооктанового бензина. Причем первыми нехватку ощутили периферийные районы и области: как правило, они обеспечиваются топливом по остаточному принципу, а, не имея, за отсутствием нефтебаз и объемных резервуаров, стратегических запасов, испытывают дефицит не позднее чем через неделю после прекращения поставок.

Июльский кризис на бензиновом рынке точь-в-точь повторяет ситуацию, которая произошла осенью прошлого года. Тогда все без исключения марки бензина одномоментно подорожали на 10–15 тенге и продолжали расти, пока правительство не включило свой административный ресурс и не заставило «бензиновых королей» сбавить цены. Значения ценников на автозаправках несколько уменьшились, но на привычный уровень так и не вернулись.

В качестве одной из стабилизационных мер правительство пообещало ввести пошлины на экспорт нефтепродуктов, что и было сделано к концу 2005 года. Однако нынешняя ситуация с подорожанием бензина свидетельствует, что цель достигнута не была: заводам по-прежнему выгоднее продавать горючее на экспорт, нежели на внутренний рынок.

Стимул для роста цен

К концу июня ассоциация автозаправщиков Шымкента «Жанар Жагармай» сделала заявление о возможном росте цен на бензин в Шымкенте, исключая районы ЮКО. Председатель ассоциации Кайыпбек Камбаров сообщил, что это будет вызвано сокращением объемов поставок бензина на автозаправочные станции с шымкентского нефтеперерабатывающего завода. Ассоциация автозаправщиков тут же обратилась в PetroKazakhstan Oil Products (Шымкентский НПЗ) с просьбой объяснить причину снижения поставок.

«Нам в устной форме сообщили, что сокращение связано с поломкой оборудования, выпускающего бензин марки АИ-92», – сказал г-н Камбаров.

В официальных же сообщениях PetroKazakhstan Oil Products от 7 июля говорилось, что в январе – июне завод переработал 2,061 млн тонн нефти, что на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. «В настоящее время Шымкентский НПЗ работает стабильно и с высокой загрузкой. Ежедневно перерабатывается в среднем 14,2 тыс. тонн нефти», – сообщил вице-президент PetroKazakhstan Oil Products Цзян Ши. Он также заявил, что завод уверен в своих силах и обеспечит бесперебойные поставки горючего на рынок Казахстана. По планам в этом году на НПЗ будет переработано более 4 млн тонн нефти, в то время как в прошлом году данный показатель составил 3,94 млн тонн.

Однако некоторые участники рынка, в том числе и те компании, инвестором которых является PetroKazakhstan Oil Products, в неофициальных беседах с «Экспертом Казахстан» заявили, что бензин с завода не поступает уже с конца июня и, по прогнозам, эта ситуация продлится как минимум еще три недели. Именно поэтому частные компании, напрямую зависящие от поставок с ШНПЗ, первыми подняли цены на автозаправках, пытаясь таким образом несколько снизить спрос и выполнить свои обязательства перед клиентами, обслуживающимися по безналичному расчету.

В то же время «Эксперту Казахстан» в пресс-службе PetroKazakhstan Oil Products сообщили, что «несмотря на то что произошел небольшой рост цен на розничном рынке, оптовая цена сохраняется на прежнем уровне». Более того, компания уведомила всех своих партнеров о соблюдении корректной ценовой политики, угрожая в противном случае поднять вопрос о расторжении договоров.

Единственной компанией, которая пока воздерживается от повышения цен на бензин, является ТОО «КазМунайГаз Алатау», управляющая сетью из 58 АЗС АО ТД КМГ по Южному региону. Во многом данный факт объясняется тем, что это государственное предприятие и оно выполняет все договоренности, в свое время достигнутые с правительством. И это несмотря на то, что дефицит поставок отмечается и здесь. По информации первого заместителя генерального директора ТОО «КазМунайГаз Алатау» Мурата Боранбаева, с начала июля компания недополучила 3,5 тыс. тонн бензина марки АИ-92 и 1 тыс. тонн – АИ-96. Кроме того, сократились поставки высокооктанового бензина (АИ-96, АИ-98) и из России.

В тисках проблем

Статистика свидетельствует, что на бензиновом рынке действительно все в порядке.

Вслед за ШНПЗ Атырауский НПЗ отчитался в том, что в первом полугодии перевыполнил план переработки нефти на 7,4%. Правда, при этом перевыполнен план по покупной нефти и отмечается недовыполнение по переработке собственной нефти (АНПЗ входит в структуру национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз»), что связано с превышением цены предложения, утвержденной в бюджете.

По мнению некоторых экспертов, проблема загрузки НПЗ является сегодня ключевой. Роялти определяются для каждой компании, но не все они выполняют свои обязательства в полном объеме и в срок.

Отличные статистические показатели по объемам переработки еще вовсе не означают, что при таких темпах роста переработки нефти отечественные заводы способны удовлетворить стремительно растущий спрос на бензин. С другой стороны, некоторые эксперты полагают, что заводам по-прежнему выгодно экспортировать готовую продукцию за рубеж, несмотря на введение экспортных пошлин.

Эту версию ни опровергнуть, ни подтвердить ни на одном отечественном НПЗ не смогли. В PetroKazakhstan Oil Products лишь сообщили, что помесячная экспортная квота для каждого недропользователя утверждается Министерством энергетики и минеральных ресурсов с учетом спроса на внутреннем рынке и что экспортный график на 2006 год уже утвержден. В связи с этим, по прогнозам ШНПЗ, «прошлогоднего роста цен не предвидится». Тем не менее оно произошло. И не исключено в будущем.

В подготовке материала принимал участие Руслан Назаров (Шымкент).