Индустриальная Америка: все только начинается

Слухи о кончине производственного сектора американской экономики несколько преувеличены. Производство товаров в США, особенно высокотехнологичных, вновь становится выгодным бизнесом

Индустриальная Америка: все только начинается

Когда заходит речь об американском производстве, на ум  в первую очередь приходят названия американских автомобилестроительных компаний, таких, например, как General Motors  или Ford. Автомобили являются своеобразной визитной карточкой американской промышленной мощи. Поэтому, когда в середине 80-х годов автомобилестроение США вступило в полосу экономического спада, термин «кризис автомобильной промышленности» стал обозначать «кризис всей промышленности». В 90-х годах новое значение понятию «промышленный кризис» добавили процессы перемещения трудоемких производств в регионы с более дешевой рабочей силой и выгодным налогообложением.

А был ли кризис?

В течение последнего десятилетия кризисные процессы в производственном секторе США были очевидны. К 2004 году, к примеру, производство теряло рабочие места в течение трех с половиной лет подряд. Это был самый длительный период подобного типа со времен Великой депрессии 30-х годов. Занятость в промышленности упала до самого низкого уровня с начала 60-х. За пять лет, с 1998 по 2002 годы, Соединенные Штаты потеряли свыше 2,5 млн рабочих мест, что составило почти 13% от общего количества в промышленном производстве.

Кризис поставил под угрозу экономическое благополучие многих американских семей. Промышленное производство исторически является генератором высокопрофессиональных и высокооплачиваемых рабочих мест. В свою очередь, по данным статистики, каждое рабочее место, созданное в промышленности, ведет к созданию еще четырех «вспомогательных» мест в других отраслях, и прежде всего в обслуживании.

Конечно, можно сказать, что сокращение рабочих мест происходило за счет традиционных индустрий, потребность в товарах которых резко упала или которые в силу консервативных традиций оказались неспособны к конкурентной борьбе. В конце концов, именно в этом суть свободного капиталистического рынка. Но не следует забывать, что именно промышленное производство вносит львиную долю в рост производительности экономики США и создание рабочих мест. Кроме того, производственные предприятия часто являются градообразующим фактором, и с их закрытием или реконструкцией приходят в упадок целые населенные пункты.

Другой важный фактор, заставляющий американских лидеров активно заниматься поиском путей выхода из кризиса промышленного производства – необходимость уменьшения торгового дефицита. Это может быть достигнуто в первую очередь за счет увеличения экспорта. А американский экспорт на 70% обеспечивается промышленными товарами.

Черная полоса – в прошлом. Но не для всех

По мнению экспертов, черная полоса американского производственного сектора осталась в прошлом. Американская промышленность в последние годы встала на путь наращивания экономического потенциала, и сегодня ситуация с промышленным производством в Соединенных Штатах выглядит гораздо здоровее.

Поэтому некоторые отдельные случаи, когда американские компании вынуждены сворачивать или значительно сокращать свое производство, сегодня, в отличие от экономической ситуации десятилетней давности, являются скорее исключением, чем правилом.

Таким исключением стала General Motors, которая за прошлый год потеряла 10 млрд долларов. Как результат, автомобильный гигант был вынужден пойти на столь непопулярную меру, как сокращение рабочих мест. Около одной трети рабочих, 35 тыс., приняли предложение руководства компании по раннему выходу на пенсию на очень выгодных условиях. Это увольнение, предположительно, сохранит компании около миллиарда долларов в год. Акция проводится в рамках проекта по реструктуризации производства, в результате которого General Motors планирует сократить свои ежегодные расходы на 5 млрд. Дочерняя компания Delphi, которая производила детали для автомобилей, тоже заявила о сокращении почти 13 тыс. рабочих мест.

Подавляющее же большинство американских производителей наслаждается сегодня экономическим ростом. Прибыль по отрасли составляет в среднем 9% в год и, как утверждают специалисты, производительность растет даже быстрее, чем это было в периоды предыдущих экономических подъемов. Многочисленные американские компании, производящие высокотехнологичные товары, не собираются сдавать свои лидирующие позиции.

Даже для  автомобильной промышленности ситуация с General Motors и Delphi нетипична. Америка имеет сотни производителей деталей для автомобилей, которые стабильно снабжают своей продукцией иностранных производителей, таких как Toyota и Honda. Honda даже объявила недавно о строительстве новой фабрики в штате Индиана в 2008 году.

Такие солидные производители, как Caterpillar, индустриальный конгломерат General  Electric, аэрокосмический гигант Boeing, всегда были основными составляющими производственной базы Соединенных Штатов Америки. По мнению экономиста Джеймса Вумака из Кембриджского университета,  позиции подобных гигантов наиболее устойчивы, прежде всего потому, что в их продукцию заложены результаты многолетних целенаправленных научных исследований и высочайшая квалификация рабочей силы. Даже когда подобные компании имеют проблемы с эффективностью производства, как это случилось с Boeing два года назад, их интеллектуальный потенциал всегда позволяет им выходить из кризиса с минимальными потерями.

Концепция «бережного производства»

Не только крупные компании, но и небольшие производственные фирмы Америки переживают сегодня производственный бум. Например, компания Littelfuse, производящая электрические предохранители и другой электротехнический ассортимент, недавно открыла три новые производственные линии на своей фабрике в городе Дес Плайнес в Иллинойсе.

Сложность оборудования, квалификация персонала и качество продукции отвечают самым высоким стандартам. Но наиболее интересен с точки зрения повышения производительности тот факт, что эти линии функционируют на площадях, которые ранее использовались компанией как склады. Три года назад фирма реорганизовала свою деятельность в соответствии с принципами концепции «бережливого производства» (lean manufacturing), разработанной компанией Toyota. Творческое освоение этих принципов помогло менеджерам Littelfuse внедрить лучшие способы организации производства, направленные на выявление и полное исключение потерь. Один из базовых принципов этой концепции – «точно в срок». Например, сегодня фирма получает необходимое сырье минута в минуту перед запуском его в производственный цикл, тем самым экономя на площадях для его хранения. Сбыт тоже организован таким образом, что готовая продукция не складируется, а сразу поступает к заказчикам.

Схожие процессы происходят со многими небольшими производствами в Америке. По данным  американского Бюро по учету занятости, в течение 1995–2000 годов производительность американской промышленности превышала производительность производственного сектора в других развитых странах и достигла в 2001 году 5,1%.

В будущее с оптимизмом

Конечно, ни один серьезный американский экономист не считает, что Соединенным Штатам удастся поддерживать такую высокую производительность в течение долгого времени. В последние год-два, как утверждают аналитики, наметилась тенденция к снижению этого процента. Но так как, по их мнению, производительность промышленности увеличивается за счет факторов, изначально свойственных структуре американской экономики, то существенно снижаться она не будет.

По мнению британского журнала The Economist, до недавнего времени было трудно судить, потеряют ли американские производители свои лидирующие позиции, когда эффект от информационно-технологического бума 90-х годов пойдет на убыль. Исследования, проведенные Дэлом Йoргенсеном из Гарвардского университета совместно с Кевином Стиро (Федеральный банк США), показали, что эффективность производства американской промышленности в 1995–2000 годах обеспечивалась главным образом за счет информационных технологий.

Когда же ученые подвергли анализу более поздний период, 2000–2005 годы, то выяснилось, что производительность по-прежнему продолжала расти примерно на 0,7% в год, но рост этот базировался на гораздо более широкой базе.

Экономисты исследовали не только производственный сектор экономики, но и весь частный сектор в целом. По их мнению, сегодня американские фирмы находят сотни способов повышения эффективности производства. Поэтому эксперты полагают, что производительность американской экономики установится примерно на уровне, на котором она была в течение двух десятилетий до 1995 года. В течение 2006–2016 годов они ожидают, что производительность всего частного сектора экономики будет увеличиваться примерно на 2,6% ежегодно. Промышленное производство, которое традиционно имеет более высокий уровень производительности, по оценке специалистов, будет демонстрировать еще более высокие экономические показатели.

Как считает Гордон Хантер, исполнительный директор Littelfuse, Америка в состоянии сохранять свои лидирующие позиции в производстве. Американские фирмы будут продолжать наращивать эффективность производства, потому что они оперируют в бизнес-среде, которая подразумевает инновации. Гибкость мышления и готовность учиться новому – те черты, по которым, по мнению г-на Хантера, «американскому бизнесу по-прежнему нет равных в мире».

Возможно, и гигант General Motors сможет чему-то научиться. Ведь даже его главный конкурент, Toyota, не желает компании банкротства. По словам Джима Пресса, президента Toyota Motor Sales USA, «GM является общемировой автомобильной иконой, он поддерживает американскую экономику и представляет собой мощь автомобильной индустрии».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики