Игра в карты

Несмотря на усилия Национального банка Казахстан интегрировать организации, осуществляющие эмиссию и прием платежных карт, в единое платежное поле, крупные банки оптимизируют собственные процессинговые системы

Игра в карты

Для уменьшения зависимости от международных платежных систем и развития рынка локальных карточек Нацбанк в начале 2005 года форсировал создание национальной платежной карты. Тогда АО «Национальный процессинговый центр» (НПЦ) совместно с АО «Казпочта» впервые в Казахстане выпустил микропроцессорную платежную карточку KazCard. Она основана на использовании технологии M/Chip4 Preauthorized Debit (PAD), владельцем которой является компания MasterCard. Компания Visa International, чьи карточки составляют более половины общего объема обращающихся в Казахстане карт, осталась в стороне.

Первая национальная

Казахстан решил использовать опыт Гонконга и Южной Кореи, где успешно действуют национальные платежные системы и существуют единые процессинговые центры, а банкоматы и pos-терминалы замкнуты в одну сеть. Подразумевалось, что KazCard станет первой многофункциональной  платежной карточкой и даже заменит ряд документов: чип будет хранить регистрационный номер налогоплательщика, социальный идентификационный код, паспортные данные и т.д. До этого некоторые казахстанские банки уже предпринимали попытки создания подобной многофункциональной карты, однако в одиночку вытянуть такой проект сложно. Решить проблему финансирования могли только госструктуры, в данном случае Нацбанк и НПЦ. Понятно, что создание KazCard происходило с благословления правительства, заинтересованного в развитии безналичных платежей. Банки, объединив усилия (и очевидно, средства), могли бы создать современную техническую базу, увеличить число банкоматов и pos-терминалов, в результате  доступ к платежным карточкам получили бы жители самых отдаленных районов. Проблему охвата населения карточной системой должно было решить участие в проекте «Казпочты» с ее разветвленной региональной сетью. В момент выпуска карты предполагалось, что число держателей KazCard достигнет 500 тыс. В 2006 году планировалось выпустить в обращение несколько десятков тысяч карточек. Для  формирования сети обслуживания «Казпочта» закупила 62 банкомата и 1356 pos-терминалов, НПЦ – 1000 pos-терминалов для почтамтов и предприятий торговли и услуг.

Межбанковская платежная система KazCard – открытая система, ее участником может стать любой казахстанский банк, прошедший соответствующие процедуры вступления. Полтора года спустя можно с уверенностью сказать, что KazCard так и не удалось потеснить на рынке карты международных платежных систем, а НПЦ заменить международные компании Visa International и MasterCard в обслуживании транзакций отечественных  банков на территории Казахстана. По данным Нацбанка, на 1 июня 2006 года доля локальных карточек составляла 11,3%, а количество держателей – 377,3 тыс. человек. Крупнейшие банки продолжают работать со своими процессинговыми центрами. Причем у Казкоммерцбанка, Народного банка Казахстана, Банка ТуранАлем и ABN AMRO центры отделены от банков и существуют как дочерние структуры.

Кошельки врозь

Процесс объединения в единую систему явно затормозился. Об этом свидетельствуют последние события, касающиеся процессинговых систем сразу двух банков. Казкоммерцбанк объявил о завершении совместного с РДТЕХ проекта по оптимизации своей процессинговой системы. Цель проекта – миграция системы на новое оборудование.  Банк ЦентрКредит (БЦК) сообщил о запуске собственного процессингового центра и его подключении к международной платежной системе Visa International. С вводом центра БЦК стал принципиалом, то есть принципиальным членом Visa. В то же время процессинговый центр Банка ЦентрКредит остается пока в составе банка, а не выделен по примеру первой тройки банков в отдельную структуру.

Представители банков связывают с работой собственных процессинговых центров существенное улучшение качества обслуживания платежных карточек. Как отметил заместитель председателя правления БЦК Медет Рахимбаев, «запуск собственного процессингового центра позволит банку активно заниматься развитием карточного бизнеса, увеличить объем эмиссии платежных карточек, существенно расширить продуктовый ряд». Очевидно, по замыслу руководства собственный центр позволит БЦК сделать прорыв в карточном бизнесе, где он значительно уступает лидерам рынка. Свои процессинговые центры, считают в банке, дают возможность улучшить качество обслуживания международных платежных карточек, выпущенных как самим банком, так и другими эмитентами. Кроме того, это позволит создавать совместные проекты с торговыми сетями, производителями товаров и услуг. Увеличится скорость обработки операций, снизится вероятность возникновения ошибок, повысится уровень безопасности при расчетах платежными картами. В общем, в банке уверены, что работа с собственными процессинговыми центрами имеет массу преимуществ.

У банков, придерживающихся принципа «свой процессинг ближе к телу», есть еще ряд немаловажных причин оттягивать вхождение в единую систему. У «большой тройки», то есть ККБ, БТА и Народного банка, процессинговые центры были созданы задолго до появления НПЦ. В инфраструктуру (кроме самого процессингового центра она включает банкоматы и pos-терминалы) вложены миллионы долларов. Расходы растут и в связи с внедрением новейших технологий для повышения скорости обработки транзакций, установкой нового оборудования. При создании единой платежной системы технически продвинутым банкам пришлось бы допустить к своему оборудованию и софту все желающие банки. Сторонники создания единого центра (в основном это представители госорганов) сетуют на то, что банки не понимают преимущества общей системы, которая бы позволила оптимизировать расходы на содержание оборудования.

Но у банков свой взгляд на выгоды. Как сказали нам в одном из крупнейших банков, «мы выстроили свою систему, затратили огромные деньги и ломать ее не собираемся. А потребителям нет дела до того, через какой процессинговый центр идут его карточные платежи».

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности