Красные флажки для энергетиков

Регулярное внесение изменений в законодательство об инвестиционной деятельности в области электроэнергетики, вероятно, будет продолжаться до 2015 года, пока в отрасли работает такой инструмент, как инвестиционный тариф

Красные флажки для энергетиков

Это можно называть непоследовательностью, можно, напротив, видеть в усилиях госорганов последовательное стремление закрыть все дыры в законодательстве. Однако факт остается фактом: в последние пару лет правительство РК предлагает для компаний, инвестирующих в электроэнергетику, все новые и новые более жесткие нормы, реформируя только что пересмотренную законодательную базу.

В своем спиче на правительственном часе в мажилисе 15 октября этого года с предложением отменить действующий механизм установления предельных тарифов на электроэнергию и усилить контроль исполнения инвестобязательств выступил председатель Агентства РК по защите конкуренции (АЗК) Габидулла Абдрахимов. Участники рынка из частных энергетических компаний не видят нужды в пересмотре правил игры для всех. Более логичным им кажется адресное наказание субъектов рынка, не соблюдающих условия договоренностей, в соответствии с действующей нормативно-правовой базой.

Инвесттариф на свою голову

Цель внедрения инвестиционного тарифа для энергопроизводящих предприятий Казахстана состояла в том, чтобы модернизировать имеющиеся генерирующие мощности и не допустить энергодефицита, который маячил перед отечественной энергосистемой в пару предкризисных лет.

Программа «Тариф в обмен на инвестиции» стартовала в 2009 году, когда правительство, выступавшее тогда вместе с инвесторами более согласованно, разделило все электростанции на 13 групп и расписало ежегодный рост тарифа для каждой из групп до 2015 года включительно. Договоренности были оформлены индивидуальными соглашениями тогдашнего Министерства энергетики и минеральных ресурсов (ныне это сектор работы Министерства индустрии и новых технологий — МИНТ) с каждой из станций.

Проблемы начались в первый же год реализации соглашений, когда по итогам проверки контролирующими органами выяснилось, что инвесторы не вложили около 2,5% средств из всей годовой суммы, о которой стороны договаривались. И тут выяснилось, что у госорганов просто нет инструментов для привлечения партнеров-инвесторов к ответственности.

В прошлом году в недрах МИНТ, АЗК и Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) разработали проект закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам электроэнергетики, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка». В документе предусматривалось прописать инструментарий государственных контролеров и ужесточение ответственности инвесторов за нарушение договоренностей и правил.

Значение закона подчеркивается и тем, сколько времени ушло на его принятие. Попавший на рассмотрение парламентариев еще в прошлом году законопроект в январе нынешнего года из сената вернули на доработку в мажилис. В итоге документ был принят обеими палатами только этим летом, попал на подпись президенту и был подписан главой страны 4 июля.

Клали они… на депозит

Но не прошло и полугода, как выяснилось, что принятых поправок недостаточно. Этой осенью по итогам анализа оптового рынка электроэнергии, проведенного АЗК, была инициирована совместная с Генпрокуратурой, МИНТ и АРЕМ проверка энергогенерирующих предприятий. В результате выяснилось, что инвесторы опять нарушают условия договоров с правительством.

Во-первых, «электростанции необоснованно направляют высокие объемы финансовых средств, полученных в результате повышения тарифов, на выплату дивидендов учредителям». А во-вторых, включают в свои тарифы «расходы, не связанные с производством электроэнергии». Третий пункт, вызвавший озабоченность АЗК: «Отдельные электростанции хранят денежные средства, полученные в результате повышения тарифов, на депозитах в банках».

К слову, спикер тогда не уточнил, о каких компаниях именно идет речь. «Эксперт Казахстан» попытался выяснить, какой в действительности объем средств от инвестиционного тарифа уходит на депозиты, расспросив ключевых игроков рынка.

Например, в AES Kazakhstan (компания, владеющая несколькими электростанциями на востоке страны, сейчас она судится с правительством РК в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (ICSID); предмет спора — штраф в 20 млрд тенге, начисленный компании за необоснованное повышение цен на электроэнергию) заявили, что не могут дать информацию о доле средств от инвесттарифа, размещенной на депозитах, «в том числе из-за отсутствия инвестиционных тарифов на электроэнергию на предприятиях компании». В Центрально-Азиатской электроэнергетической корпорации (ЦАЭК) сообщили, что «не имеют средств, поступивших от инвестиционного тарифа, размещенных на депозитах в банках».

Председатель АЗК видит решение в совершенствовании нормативно-правовой базы. «В целях решения выявленных проблем правительством рассматривается наше предложение об отмене действующего механизма установления предельных тарифов на электроэнергию по группам производителей. То есть для всех одинаково», — пояснил г-н Абдрахимов.

Вместо этого глава АЗК предлагает внедрить «систему утверждения тарифов индивидуально по каждому производителю, на базе обоснованных тарифов, разработав соответствующий порядок ценообразования». Эти и другие предложения по усилению контроля за исполнением энергопроизводящими организациями своих инвестиционных обязательств» уже направлены в правительство. Каков календарь внедрения новаций, чиновник не сообщил.

Рынку нужен рынок

На запрос «Эксперта Казахстан» в пресс-службу АЗК о сути новаций и сроках их внедрения на момент публикации этой статьи ответа получено не было. По-видимому, в госорганах сейчас сводят материалы проверки воедино для подготовки нового законопроекта.

В крупнейших частных компаниях — собственниках энергогенерирующих активов выступление главы АЗК встретили с озабоченностью, особенно в той части, где г-н Абдрахимов высказал предложение отменить ныне действующий механизм работы инвестиционного тарифа.

«Производство электроэнергии не является сферой естественной монополии, поэтому дальнейшее развитие рыночных отношений и улучшение инвестиционного климата в электроэнергетической отрасли являются необходимыми условиями для установления экономически обоснованной цены на электроэнергию и рационального использования энергоресурсов среди субъектов рынка», — уверяют в AES Kazakhstan.

По словам президента ЦАЭК Еркына Амирханова, предлагаемая председателем АЗК отмена действующего механизма установления предельных тарифов на электроэнергию по группам производителей и внедрение вместо него системы утверждения тарифов индивидуально по каждому производителю, возможно, приведет к пересмотру инвестиционных программ энергогенерирующих компаний, участвующих в программе предельных тарифов. «В плане администрирования процесс согласования инвестиционных программ, скорее всего, усложнится и затянется во времени, и опять-таки приведет к переносу сроков или срыву выполнения инвестиционных программ», — полагает г-н Амирханов.

«Мы поддерживаем рыночные подходы в формировании цены на электроэнергию, когда спрос и предложение на рынке электроэнергии определяют равновесную цену, а не кто-то в каком-то кабинете решает, кому и за сколько продавать электроэнергию, — сообщили «Эксперту Казахстан» в AES Kazakhstan. — При этом рыночное ценообразование не исключает инструменты государственного регулирования путем установления ясных и долгосрочных правил, создания независимого отраслевого регулятора и выбора подходящей для страны модели рынка электроэнергии».

Глава ЦАЭК предлагает решать озвученные председателем АЗК проблемы избирательно. «В отношении компаний, добросовестно осуществляющих все взятые на себя обязательства по модернизации и реконструкции энергогенерирующего оборудования в рамках инвестиционного тарифа, вводить изменения не видится целесообразным», — считает он, напоминая, что в соответствии с трехсторонним инвестиционным соглашением госорганы могут ввести компенсирующий тариф для тех компаний, которые были уличены в нецелевом использовании финансовых средств, полученных в рамках инвестиционного тарифа (выплата дивидендов, размещение средств на депозитах и пр.).

По мнению г-на Амирханова, в нормативно-правовых актах о механизме установления предельных тарифов прописана вся ответственность участников рынка за невыполнение обязательств в рамках постановления о предельных тарифах, а также существует механизм, который предусматривает реагирование на нарушения со стороны субъекта естественных монополий.

«И самое главное — от действий недобросовестных участников рынка не должны страдать потребители электроэнергии, так как пересмотр или внесение изменений в действующую программу предельных тарифов, возможно, приведет к срыву выполнения инвестиционных программ энергогенерирующих компаний, что в будущем может негативно сказаться на развитии электроэнергетической отрасли страны в целом», — подчеркивает Еркын Амирханов.

До кризиса недалеко

Главное, что демонстрирует неутихающее противостояние правительства и инвесторов (к слову, последние не склонны это афишировать) вокруг темы инвестиционных тарифов, превращающееся в вялотекущий отраслевой конфликт, — это несостоятельность работы двух ветвей госаппарата: законодательной и исполнительной властей.

Схематично ситуация выглядит следующим образом. Для исправления недостатков, выявившихся в ходе реализации государственной инициативы по модернизации отрасли, принят новый закон, но и он не урегулировал проблемные участки правоотношений и поэтому требуется фактически принять третий закон.

Объяснений тому может быть три: либо процессы в законе были прописаны так некорректно, что их просто невозможно и нелогично исполнять, либо закон написан так, что его положения не работают, либо контролирующие органы неспособны обеспечить исполнение закона. В данном случае, если послушать разных участников рынка, имеется весь букет.

Но эта схема фиксирует только нынешнюю картину, когда государственно-частный конфликт продолжается. Глубина разногласий между сторонами в последние два года лишь увеличивается — если учесть, что инвесторы регулярно выражают в СМИ свое несогласие с правительством и по нескольким существенным аспектам развития рынка мощности (фигура и функционал системного оператора рынка мощности; им по действующим нормам будет KEGOC).

Конечно, об отраслевом кризисе говорить еще рано, однако результаты проверки, обнародованные главой АЗК, демонстрируют неприятную для власти в нынешних социально-экономических условиях тенденцию. Ситуация, когда государственная политика в области электроэнергетики, по большому счету, не устраивает ни участников рынка, ни конечных потребителей, ни само правительство, не выправляется, а со временем только приближается к тупику.

Впрочем, ситуация совсем не трагичная: программа внедрения инвесттарифов уже перевалила экватор, до ее окончания осталось всего три года. Это же время необходимо использовать на урегулирование разногласий по рынку мощности. Благо, стороны к этому времени подойдут с огромным дискуссионным опытом и исчерпывающим списком болевых точек друг друга.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее