Невостребованный входной билет

Привлекательность казахстанского рынка страхования никоим образом не сказалась на увеличении числа иностранных игроков. Их появлению мешают слабая техническая среда, а также жесткие требования закона

Невостребованный входной билет

Ожидания того, что на казахстанский рынок страхования  станут активно выходить  иностранные компании, пока не оправдываются. На данный момент о приходе на рынок  заявила лишь чешская компания по страхованию жизни, что является абсолютно логичным шагом, после того как первой на рынок пришла материнская кредитная компания – Home credit. Свои стратегические заявления об интересе к Казахстану сделали также крупнейшие российские «Росгосстрах» и «Ингосстрах», впрочем, не называя при этом  каких-либо конкретных дат и предполагаемых действий.

И это на фоне того, что страховой рынок Казахстана демонстрирует хорошие темпы роста. Так, объем страховых премий на 1 июля 2006 года на 75,6% превысил показатели за аналогичный период прошлого года. Собранные премии по  добровольному личному страхованию увеличились  на 43,1%, а по добровольному имущественному страхованию на 84,6%. Не отстает и страхование жизни, где премии за шесть месяцев текущего года выросли в 2,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как отмечают эксперты, потенциал роста страхового рынка этим далеко не исчерпан, а значит, есть смысл вкладывать в него деньги.

Что нам хорошо, то иностранцу плохо

В настоящее время только один иностранный страховщик – американская AIG – официально работает в Казахстане. Целевой базой этой компании являются  глобальные корпоративные клиенты, работающие в нефтегазовом и транспортном секторах Казахстана.

Что же все-таки тормозит приход нерезидентов? Как ни странно это  звучит, но имеющиеся на рынке негативные факторы как раз и ограждают местные компании от присутствия зарубежных конкурентов.

Во-первых, высокие  аквизиционные расходы (затраты на оплату труда аквизиторов – агентов и инспекторов по заключению новых договоров страхования), превышающие уровень развитых стран в 3–6 раз. Что говорит о неразвитости конкуренции на отечественном страховом рынке.

Во-вторых, в страховом  секторе идет борьба между банками, а не страховыми компаниями, когда не менее 90% рынка добровольного страхования физических лиц происходит через банковские окна, включая ипотечные компании. В-третьих, крупный бизнес практически сосредоточен в руках двух международных страховых брокеров, что составляет около 40% рынка. При этом доля рынка страхования физических лиц довольно скромная – не более 25%. А малый и средний бизнес, представляющий перспективную клиентскую базу, только зарождается. Добавим к этому низкую эффективность судебной системы, коррупцию чиновников, а также существенные недостатки закона по госзакупкам в части закупки страховых услуг и, как следствие, практически полное отсутствие добросовестной конкуренции. Поскольку госзакупки в страховании составляют не менее 30% от всего рынка и оказывают сильное влияние на развитие рынка страхования.

Все вышеуказанные факторы являются серьезным препятствием для прихода иностранных операторов на наш рынок. Поэтому международный страховой капитал предпочитает присутствовать на казахстанском рынке через перестрахование – принимать риски от наших страховщиков, не приходя в страну. Простой пример: коэффициент убыточности (отношение размера страхового возмещения к заработанной страховой премии) в Японии – 33%, в Казахстане – 14,5%. Соотношение этих коэффициентов составляет 2,28. Если применить его к объему рынка за 2005 год (500 млн долларов США), получим, что 220 млн долларов – рынок, который представляет интерес для иностранных операторов. 80% от этой суммы международный рынок получает через перестрахование. «Иностранцев вполне устраивает текущее положение дел. Если они придут, то, вероятно, не ранее чем через 5–7 лет», – прогнозирует председатель правления  компании London-Almaty Ергали Бегимбетов.

Приход же российских страховых компаний вполне возможно предположить в скором будущем, так как ряд негативных факторов, перечисленных выше, присущ и российскому страховому рынку, а по некоторым позициям выражен гораздо сильнее. Так что работать им здесь будет даже легче, чем у себя».

Однако планам российских страховщиков, впрочем, как и некоторых западных,  не суждено будет сбыться: они разобьются о камень нашего законодательства. Оно устанавливает, что иностранная компания, имеющая цель участвовать в капитале казахстанской, либо открыть собственную или же дочернюю страховую компанию, должна «соответствовать требованиям о консолидированном финансовом надзоре в отношении крупного участника страховой или же перестраховочной организации».  То есть претендент обязан иметь необходимый рейтинг, требования к которому устанавливает Агентство финансового надзора. А также подлежать надзору на консолидированной основе в стране постоянного места нахождения. Однако на сегодняшний день, как объясняют эксперты,  не все страны, даже европейские, практикуют надзор на консолидированной основе.

«Проблема в том, что наше законодательство не дает иностранным игрокам зайти так, как им бы хотелось, – считает руководитель аналитического департамента компании «Сеймар Инвестмент Групп» Руслан Ерденаев. – Если, допустим, какая-либо российская организация захочет создать здесь дочернюю компанию, то надзор за ней должен вестись на консолидированной основе. Но четкого понимания, есть ли консолидированный надзор за российскими компаниями в России, нет. Хотя в этой стране и существуют  требования о консолидации финансовой отчетности страховых компаний».

На практике это приводит к тому, что зачастую стороны даже не приступают к ведению переговоров. «В прошлом году мы утвердили проспект эмиссии в уполномоченном органе и осуществляли по ним подписку. В компанию обращались заинтересованные лица – как резиденты, так и нерезиденты, желающие приобрести акции нашей компании. После того как выяснялось, что у претендентов отсутствует либо соответствующий рейтинг, либо контроль по консолидированному надзору, вопрос о приобретении акций отпадал, – говорит председатель правления компании «ЭкоПолис» Сергей Григорчук. – Таким образом, закон не дает заинтересованным юридическим лицам, преимущественно из соседних стран, участвовать в капитале страховых и перестраховочных компаний Казахстана».

Но для российских компаний ситуация не так уж и безнадежна. По мнению г-на Григорчука, если будет принято межгосударственное соглашение по унификации страховых законодательств в рамках стран ЕврАзЭС, то разночтения уйдут. Потому что международные соглашения имеют приоритет над внутригосударственными законами.

Теперь дело за политической волей руководства и регулирующих органов наших стран. Взаимодействия последних достаточно активны, и не исключена возможность достижения договоренностей. 

Кроме того, серьезно сдерживает инициативу иностранных игроков и понятие крупного участника, который по нормам закона должен иметь 10 и более процентов акций. Компании, не соответствующие установленным требованиям законодательства, не могут купить больше 10% акций казахстанской страховой компании. Понятно, что меньший пакет солидных инвесторов не интересует, так как крупные компании, заходя на национальный рынок, прежде всего реализуют стратегию получения контрольного пакета.

Модельный ряд и ВТО

Факт появления на отечественном рынке крупных иностранных игроков – положительное явление. Они привнесут в страну  капитал, новые продукты и технологии. Возросшая конкуренция повысит качество услуг и снизит стоимость продуктов для потребителей. Другой  вопрос, каким образом пускать на рынок иностранцев?

Существуют две базовые модели допуска. Первая ограничивает прямой доступ иностранных операторов, оставляя каналы международного перестрахования максимально открытыми,  обеспечивая эффективную защиту крупных рисков при постоянном оттоке средств через мировые перестраховочные компании. Вторая открывает рынок для иностранных операторов, одновременно осуществляя государственный контроль за экономической необходимостью перестрахования за рубежом, вплоть до его ограничения через монопольного перестраховщика. Подобная модель применяется в странах, где внутренний рынок готов к международной конкуренции на своей территории без угрозы возникновения доминирующего положения иностранного участия.

Подавляющее большинство стран-членов ВТО исходит из курса на сохранение суверенитета национальной страховой отрасли, а непосредственный режим доступа иностранных операторов различен во всех странах. В частности,  могут ввести запрет на осуществление иностранцами видов страхования, где присутствует социальная составляющая или же используют несимметричный режим налогообложения отечественных и иностранных участников.

Мировая практика показывает, что требования ВТО относительно доступа на национальные страховые рынки не являются жесткими для вступления в эту организацию. Это объясняется высокой политической и стратегической ролью страхового рынка в обеспечении экономической безопасности страны. И для нас важно решить, каким образом найти золотую середину.

Ведь чрезмерная либерализация национального рынка превращает преимущества в недостатки (снижение капитализации, вырождение национального уровня страховой защиты, увод внутренних инвестиционных ресурсов на международные рынки, снижение эффективности страхового надзора, снижение конкуренции). Да и вообще либерализация  дает лишь мгновенный позитивный эффект, который стабилизируется уже через 3–5 лет, оставляя негатив: утрату национального контроля за движением существенных ресурсов внутри страны, отток средств за рубеж, сокращение занятости, которые будут только возрастать в среднесрочной и особенно в долгосрочной перспективе.

Поэтому предпочтительной представляется реализация второй модели без учреждения монопольного перестраховщика, что будет способствовать политической и экономической безопасности Казахстана, а также позитивно отразится на отечественном рынке страхования. 

Безусловно, ряд отечественных страховых компаний разорится, некоторые спешно продадутся иностранным операторам. При этом возможна даже  конкуренция в борьбе за иностранного оператора в качестве стратегического акционера. Однако рынку это будет только на пользу.

По словам Ергали Бегимбетова, казахстанским страховщикам уже сейчас нужно серьезно готовиться к приходу иностранцев. А самое пристальное внимание следует уделять вопросам качественного развития и отказаться от элементов недобросовестной конкуренции. Компании – недобросовестные конкуренты не смогут уделять должного внимания качественному развитию и, следовательно, не смогут конкурировать с иностранными операторами. «Лучше к их приходу начать конкурировать с ними не только на нашей территории, но и на их», – считает г-н Бегимбетов. 

Тем более что на первых порах иностранные страховщики могут вообще не конкурировать с казахстанцами в некоторых видах страхования. «Так как на международном рынке страховых продуктов больше, чем на нашем, то зарубежные компании смогут занять свою нишу, предлагая те, которые не могут предложить наши», – уверен Руслан Ерденаев.

Мировой финансовый рынок давно уже стал глобальным. Одними административными методами суверенитет рынка  не убережешь. Необходимо сосредоточиться на экономических мерах развития отечественного страхового рынка.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?