Избежать обрыва

Избежать обрыва

Фондовые рынки США отрицательно отреагировали на переизбрание Барака Обамы. Надежды Уолл-стрит на более мягкое регулирование рынка и лучшее взаимопонимание с Белым домом Митта Ромни не материализовались. Как результат — для банкиров и трейдеров это означает повышение налогов, ужесточение правил и более жесткое регулирование деятельности.

Сильнее всего упали акции банков и прочих компаний финансового сектора, а также угольных компаний. По итогам первого дня после выборов индекс S&P 500 потерял 2,4%, на столько же просел Dow Jones, для него это стало самым резким обвалом с ноября 2011 года.

Реакция рынков объяснима: инвесторов беспокоит «фискальный обрыв» в США, то есть одновременное прекращение действия налоговых льгот и сокращение госрасходов в 2013 году. Его масштаб составит 800 млрд долларов — сумма, сопоставимая с пакетом стимулирования экономики США в 2009–2010 годах (787 млрд долларов).

«Большим опасением остается то, что “фискального обрыва” не удастся избежать и он остановит хрупкий экономический рост. При самом пессимистическом сценарии это может ввергнуть американскую экономику в новую рецессию», — рассказал «Эксперту» Пол Дейлс, экономист исследовательского центра Capital Economics.

Проблема заключается в том, что демократ Обама столкнется с необходимостью идти на компромиссы с нижней палатой Конгресса, которую контролируют республиканцы. Они настаивают на резком сокращении госрасходов, чтобы уменьшить дефицит бюджета. И тут больным вопросом оказывается предельный уровень госдолга (в США он ограничивается законодательно). В августе 2011 года споры в Конгрессе по поводу увеличения потолка заимствований с 14,3 до 16,7 трлн долларов под угрозой дефолта привели к потере Соединенными Штатами наивысшего кредитного рейтинга. Потребности госбюджета США растут, и это означает, что эту планку придется вновь повышать. Против чего выступают республиканцы. И «фискальный обрыв», и вероятное достижение потолка госдолга угрожают серьезными потрясениями публичным финансам США — что грозит новым снижением рейтинга и спадом экономики.

Демократы тоже хотят сократить дефицит бюджета — но постепенно и за счет повышения налогов, в частности для самых богатых. «Республиканцы не хотят сокращения расходов на оборону, самых высоких в мире, которые произойдут, если они не пойдут на компромисс. Но демократы хотят удостовериться, что налоги для богатых вырастут, против чего будут голосовать республиканцы», — поделился с «Экспертом» Роберт Уорд, экономист исследовательского центра Economist Intelligence Unit.

Но даже если вопрос «финансового обрыва» и удастся решить переговорами, чего ожидает большинство комментаторов, перед США стоят и другие экономические проблемы. «Нынешние выборы стали референдумом по вопросам управления экономикой», — полагает Пол Дейлс. Барак Обама занял кресло президента в январе 2009 года, всего через четыре месяца после банкротства Lehman Brothers. Чтобы приостановить процесс падения, новая администрация отказалась от налоговых поблажек и дерегулирования времен Джорджа Буша-младшего. Вместо этого она пошла на беспрецедентный рост госдолга и интервенции государства в спасение финансовой системы, ипотечных агентств и автомобильной отрасли, а также в инфраструктурные проекты. Роль государства в экономике США была повышена до масштабов, не виданных со времен Франклина Рузвельта в 1930-х. Целью было спасение американского капитализма от самого себя.

Четыре года спустя цены на недвижимость перестали падать, безработица постепенно снизилась, а потребительские расходы вновь пошли вверх. Но несмотря на рост индекса S&P на 13,6% с начала года, экономика остается вялой из-за недостаточных инвестиций. Корпоративный сектор скопил гигантский объем наличных ресурсов в 1,7 трлн долларов (12% ВВП), которые никуда не вкладываются. Инвестиционные проекты Белого дома потерпели фиаско из-за противодействия губернаторов-республиканцев во многих штатах — они отказываются принимать федеральные средства для строительства новых скоростных железных дорог или хайвеев, потому что отрицательно относятся к увеличению госрасходов.

Проблемы с инфраструктурой ярко показал ураган Сэнди, обрушившийся на северо-восток США накануне выборов и принесший ущерб не менее 50 млрд долларов. Хотя масштаб человеческих жертв оказался небольшим (по сравнению с ураганом Катрина в Новом Орлеане семью годами ранее), более 7 млн жителей региона остались без электричества из-за обрывов ЛЭП и затопления подстанций. Нью-Йорк, крупнейший город США, предстал беззащитным перед наводнением (Лондон, крупнейший город в Евросоюзе, от наводнений защищает специальный барьер в устье Темзы). Были затоплены метротоннели и закрыты аэропорты одного из главных авиаузлов в Западном полушарии.

Отсутствие инвестиций означает, что Соединенные Штаты выбыли из десятки стран с современной инфраструктурой. Сегодня в США расходы на поддержание транспортной инфраструктуры меньше, чем в Евросоюзе. Управление автодорог США показывает, что 25% из 600 тыс. мостов в стране не соответствуют требованиям или устарели. Согласно независимому исследованию Соединенным Штатам нужно каждый год до 2050 года инвестировать не менее 225 млрд долларов в инфраструктуру, чтобы вновь обеспечить стране лидирующие позиции. Отсутствие инвестиций означает вялый рост, к чему не привыкли ни американцы, ни американские компании.