Укрепить позиции

Приход розничной сети «Перекресток» в Казахстан намечен на 2008 год. К этому времени отечественные ритейлоры будут готовы вести конкурентные войны с новыми игроками

Укрепить позиции

Представители российской торговой сети «Перекресток» заявили о намерении к 2008 году выйти на рынок Казахстана. По их словам, в планах компании открыть в короткий срок не один магазин, поскольку благополучно развивающихся городов в Казахстане достаточно. «Перекресток» готов и строить, и покупать подходящие по формату торговые сети, и стать якорным арендатором в торговых центрах. «Сейчас мы тщательно изучаем рынок республики и занимаемся планированием нашей деятельности. Этот процесс продлится до конца 2007 года, после чего будет принято окончательное решение о путях дальнейшего развития компании в Казахстане», – сообщил «Эксперту Казахстан» главный исполнительный директор Pyaterochka Holding N.V. Лев Хасис.

Мотивы к проникновению

В настоящее время сеть «Перекресток» объединяет 148 супермаркетов, 8 из которых работает по франшизе. Магазины сети открыты в 15 регионах России. Выход на рынок СНГ компания начала с Украины, где она владеет четырьмя магазинами. Присутствие в этой республике увеличится, отметили в компании. Казахстан привлек к себе внимание российской розничной сети интенсивными темпами роста уровня жизни, страна является одним из лидеров по этому показателю в  СНГ. Обеспеченность современными торговыми площадями в Алматы (наиболее развитый рынок) составляет около 57 кв. м на 1 тыс. человек без учета специализированных торговых центров и объектов, близких к  формату крытых рынков. В развитых  странах эти показатели превышают наши в разы. Например, в Париже на 1 тыс. жителей приходится 450 кв. м современных торговых площадей, в Праге – 200 кв. м, в Варшаве – 350 кв. м. Развитие современных торговых площадей имеет там устойчивый рост. Таким образом, казахстанский рынок далек от насыщения.

Между тем розница в Казахстане переживает бум. На смену рынкам приходят частные магазины, розничные сети и супермаркеты. По словам начальника отдела рекламы и PR торговой сети «Пятерочка» в Казахстане Бауржана Даришева, в ближайшие несколько лет тенденция к росту будет сохраняться, а затем следует ожидать перетока покупателей с частных магазинов в розничные сети. «К вступлению страны в ВТО наступит насыщение рынка. Возможно, придут интернациональные торговые сети. С этого момента для розницы наступит эпоха слияния и поглощений, поскольку это оптимальный вариант для участников рынка – увеличивать свою долю за счет вытеснения мелких игроков», – говорит г-н Даришев.

Диверсифицировать формат

В компании Pyaterochka Holding N.V. подчеркнули, что объединение «Перекрестка» с «Пятерочкой» в мае прошлого года реально увеличило потенциал роста и стало стимулом к более активному освоению новых рынков. Консолидированный оборот двух компаний до объединения в 2005 году составил более 3 млрд долларов с франчайзи включительно. К 2008 году этот показатель планируется увеличить до 8 млрд долларов.

У казахстанского франчайзи «Пятерочки» в планах диверсифицировать форматы своих магазинов. Если до сих пор розничная сеть позиционировала себя в сегменте универсамов эконом-класса, то теперь компания намерена войти в сегмент супермаркетов. До конца этого года «Пятерочка» намерена открыть не менее 7 супермаркетов, а до 2008 года их количество планируется довести до 45–50. Площадь каждого магазина составит минимум 300–400 кв. м.  По словам г-на Даришева, диверсификация бизнеса не связана с приходом на местный рынок нового игрока – сети «Перекресток». «Универсамы эконом-класса предлагают не самый широкий ассортимент товаров. А наш покупатель становится более взыскательным и требовательным. Так что мы просто стремимся соответствовать запросам потребителей», – говорит представитель казахстанской «Пятерочки».

Компания не намерена сдавать свои позиции в том сегменте, в котором присутствует сегодня. Сеть универсамов «Пятерочки», начавшей свою деятельность в 2004 году с открытия 13 магазинов, насчитывает 28 точек. В прошлом году компания открыла еще 12 магазинов, однако в 2006-м – только три, что связано прежде всего с высокими ценами на рынке недвижимости. Для компании стало обременительным выплачивать арендные ставки. «Пятерочка» планирует постепенно отказаться от аренды и в связи с этим покупает участки земли для строительства собственных магазинов.

Магазины розничной сети связаны контрактами с 250–300  поставщиками, а количество наименований товаров достигает 4–5,5 тыс. Естественно, в супермаркетах эти показатели будут значительно выше. Однако сложности с заполнением торговых площадей  не способствуют развитию ритейла в стране. Многие дистрибьюторы обладают эксклюзивными правами на реализацию своей продукции и имеют возможность диктовать розничным сетям свои условия. В России ситуация противоположная, там большая конкуренция в среде поставщиков, и они готовы платить большие деньги за вход в магазины, а кроме того, вынуждены подстраиваться под условия торговых сетей. Тем не менее представители казахстанской «Пятерочки» утверждают, что цены для конечных потребителей в супермаркетах не будут отличаться от цен в универсамах эконом-класса.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики