Укрепить позиции

Приход розничной сети «Перекресток» в Казахстан намечен на 2008 год. К этому времени отечественные ритейлоры будут готовы вести конкурентные войны с новыми игроками

Укрепить позиции

Представители российской торговой сети «Перекресток» заявили о намерении к 2008 году выйти на рынок Казахстана. По их словам, в планах компании открыть в короткий срок не один магазин, поскольку благополучно развивающихся городов в Казахстане достаточно. «Перекресток» готов и строить, и покупать подходящие по формату торговые сети, и стать якорным арендатором в торговых центрах. «Сейчас мы тщательно изучаем рынок республики и занимаемся планированием нашей деятельности. Этот процесс продлится до конца 2007 года, после чего будет принято окончательное решение о путях дальнейшего развития компании в Казахстане», – сообщил «Эксперту Казахстан» главный исполнительный директор Pyaterochka Holding N.V. Лев Хасис.

Мотивы к проникновению

В настоящее время сеть «Перекресток» объединяет 148 супермаркетов, 8 из которых работает по франшизе. Магазины сети открыты в 15 регионах России. Выход на рынок СНГ компания начала с Украины, где она владеет четырьмя магазинами. Присутствие в этой республике увеличится, отметили в компании. Казахстан привлек к себе внимание российской розничной сети интенсивными темпами роста уровня жизни, страна является одним из лидеров по этому показателю в  СНГ. Обеспеченность современными торговыми площадями в Алматы (наиболее развитый рынок) составляет около 57 кв. м на 1 тыс. человек без учета специализированных торговых центров и объектов, близких к  формату крытых рынков. В развитых  странах эти показатели превышают наши в разы. Например, в Париже на 1 тыс. жителей приходится 450 кв. м современных торговых площадей, в Праге – 200 кв. м, в Варшаве – 350 кв. м. Развитие современных торговых площадей имеет там устойчивый рост. Таким образом, казахстанский рынок далек от насыщения.

Между тем розница в Казахстане переживает бум. На смену рынкам приходят частные магазины, розничные сети и супермаркеты. По словам начальника отдела рекламы и PR торговой сети «Пятерочка» в Казахстане Бауржана Даришева, в ближайшие несколько лет тенденция к росту будет сохраняться, а затем следует ожидать перетока покупателей с частных магазинов в розничные сети. «К вступлению страны в ВТО наступит насыщение рынка. Возможно, придут интернациональные торговые сети. С этого момента для розницы наступит эпоха слияния и поглощений, поскольку это оптимальный вариант для участников рынка – увеличивать свою долю за счет вытеснения мелких игроков», – говорит г-н Даришев.

Диверсифицировать формат

В компании Pyaterochka Holding N.V. подчеркнули, что объединение «Перекрестка» с «Пятерочкой» в мае прошлого года реально увеличило потенциал роста и стало стимулом к более активному освоению новых рынков. Консолидированный оборот двух компаний до объединения в 2005 году составил более 3 млрд долларов с франчайзи включительно. К 2008 году этот показатель планируется увеличить до 8 млрд долларов.

У казахстанского франчайзи «Пятерочки» в планах диверсифицировать форматы своих магазинов. Если до сих пор розничная сеть позиционировала себя в сегменте универсамов эконом-класса, то теперь компания намерена войти в сегмент супермаркетов. До конца этого года «Пятерочка» намерена открыть не менее 7 супермаркетов, а до 2008 года их количество планируется довести до 45–50. Площадь каждого магазина составит минимум 300–400 кв. м.  По словам г-на Даришева, диверсификация бизнеса не связана с приходом на местный рынок нового игрока – сети «Перекресток». «Универсамы эконом-класса предлагают не самый широкий ассортимент товаров. А наш покупатель становится более взыскательным и требовательным. Так что мы просто стремимся соответствовать запросам потребителей», – говорит представитель казахстанской «Пятерочки».

Компания не намерена сдавать свои позиции в том сегменте, в котором присутствует сегодня. Сеть универсамов «Пятерочки», начавшей свою деятельность в 2004 году с открытия 13 магазинов, насчитывает 28 точек. В прошлом году компания открыла еще 12 магазинов, однако в 2006-м – только три, что связано прежде всего с высокими ценами на рынке недвижимости. Для компании стало обременительным выплачивать арендные ставки. «Пятерочка» планирует постепенно отказаться от аренды и в связи с этим покупает участки земли для строительства собственных магазинов.

Магазины розничной сети связаны контрактами с 250–300  поставщиками, а количество наименований товаров достигает 4–5,5 тыс. Естественно, в супермаркетах эти показатели будут значительно выше. Однако сложности с заполнением торговых площадей  не способствуют развитию ритейла в стране. Многие дистрибьюторы обладают эксклюзивными правами на реализацию своей продукции и имеют возможность диктовать розничным сетям свои условия. В России ситуация противоположная, там большая конкуренция в среде поставщиков, и они готовы платить большие деньги за вход в магазины, а кроме того, вынуждены подстраиваться под условия торговых сетей. Тем не менее представители казахстанской «Пятерочки» утверждают, что цены для конечных потребителей в супермаркетах не будут отличаться от цен в универсамах эконом-класса.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее