У истоков американской свободы

Идеологи американской революции считали, что любое правительство враждебно свободе и стремится установить духовную монополию. Они пытались защитить граждан от правительства и его слияния с любой церковью

Бейлин Бернард. Идеологические истоки Американской революции
Бейлин Бернард. Идеологические истоки Американской революции

Идеи независимости и республики далеко не сразу пришли в голову американским колонистам. Революции предшествовало несколько десятилетий интенсивной идеологической работы, в результате которой в конце концов и родились принципы, заложенные в основу современного американского государства. Эти принципы определили отношение американцев к своей стране, к ее политической системе и к ее роли в мире. Они оказали значительное влияние на весь мир, в частности на Французскую революцию. До сих пор любое демократическое движение обращается к великим мыслям, когда-то сформулированным отцами-основателями: «Все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью».

Особенность идеологических дискуссий, предшествующих американской революции, в отличие от идеологических дискуссий времен французской и русской революций, в том, что в них практически не затрагивались социальные проблемы. Предметом обсуждения были вопросы защиты свободы, политической организации общества, свободы совести, взаимоотношения гражданина и государства. Будущие революционеры считали, что не свергают старый строй, а защищают его. Бейлин пишет: «Главной целью [американской] революции <…> было не свержение или даже исправление существующего общественного порядка, но защита и утверждение политических свобод, которые оказались под угрозой из-за разложения законного строя», в качестве которого они рассматривали некие идеальные принципы, будто бы лежавшие в основе неписаной британской конституции. Главным из них было недоверие к власти как таковой. Как замечает Бейлин, «они считали, что правительство по природе своей враждебно свободе и счастью человека», а парламент, который должен ограничивать правительство, склонен к разложению под вредоносным влиянием исполнительной власти. Такие взгляды были распространены и в Британии, но в колониях, куда эмигрировало множество сторонников самых радикальных религиозных сект, они приняли характер бесспорной максимы. Из этой убежденности рождалось два следствия. Во-первых, постоянный страх правительственных заговоров против свободы, подкрепляемый тем фактом, что у колоний в британском парламенте не было представителей. А значит, некому было противостоять заговору в его логове. При этом Америка рассматривалась как последнее прибежище свободы, и была уверенность, что «совершенство и благоденствие человеческого рода в Америке превзойдут все до сих пор виденное когда-либо и где-либо». Во-вторых, убеждение, что для защиты свободы и прав недостаточно неписаной конституции, необходим документ, их закрепляющий. Хотя у последнего соображения было и возражение: письменное закрепление свобод введет их регламентацию, которая дает в руки власти орудие произвола. Как писал один из памфлетистов того времени, короли и парламенты не властны даровать «права, необходимые для счастья». Потому что «мы получаем их из высшего источника, от царя царей и владыки всея земли <…> и основываются [они] на неизменных началах разума и справедливости». Но в конце концов идея конституции победила и, как мы знаем, привела к возникновению документа, оказавшегося настолько универсальным, что он действует до сих пор. Но и после принятия конституции у ее теоретиков сохранилось убеждение, правда, трудно реализуемое, что права человека выше любого закона и любая власть должна исходить из этого положения, а граждане — защищать его.

Но кроме власти свободу подстерегает другая опасность — союз светской и духовной тирании, который многим колонистам, представителям разнообразных протестантских течений христианства, виделся в насаждении в качестве обязательной, как они опасались, англиканской церкви. В слиянии церкви и государства они видели основу тирании, от которой они бежали и с которой боролись их предки во времена английской революции. Основание для своих страхов они черпали из трудов великих английских философов, в частности Юма, писавшего: «Свобода мыслить и высказывать мысли всегда пагубна для власти духовенства… Поэтому все владыки, желающие неограниченной власти, понимали, сколь важно обрести поддержку духовенства; а духовенство, в свою очередь, охотно способствовало намерениям этих владык». Один из лидеров американских баптистов Бакус утверждал, что «ни у какого парламента нет права предписывать вероучение, уставы поведения и пути совместного причащения Божеству». Более того, «свобода есть основной принцип нашей церкви».

В конце концов принцип отделения церкви от государства лег в основу американской конституции, которая стала итогом почти вековой дискуссии. Итогом этой дискуссии наряду с конституцией можно считать сборник статей под названием «Федералист», написанный тремя авторами — Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джейем, — в поддержку ратификации конституции США. Одна из основных обсуждаемых ими проблем — защита свободы от своекорыстия и разложения. Они видели эту защиту в том числе в размерах республики, полагая, что, чем больше республика, тем больше разнообразие мнений и групп, которые будут противодействовать узурпации власти кем-то одним. Но они понимали, как заметил Мэдисон, «мысль, что какой бы ни было строй сохранит свободу и счастье без содействия народной добродетели, химерична».

Бейлин Бернард. Идеологические истоки Американской революции. — М.: Новое издательство, 2010. — 308 с.

 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее