Дилемма государственного масштаба

Продажа госпакета национальных компаний упирается в разнящиеся интересы чиновников и бизнеса. Чтобы соблюсти баланс интересов, государство должно определить, какие активы для него являются стратегическими

Дилемма государственного масштаба

На последнем заседании Совета по экономической политике исполняющий обязанности главы холдинга «Самрук» Сауат Мынбаев несколько прояснил ситуацию с предстоящей продажей госпакета магистрального оператора АО «Казахтелеком». На сегодняшний день холдинг «Самрук» имеет 55,6 % голосующих акций компании. Первоначально планируется продать 5-процентный пакет. У государства останется 50% +1 от голосующих акций и, таким образом, сохранится контроль. Далее возможна продажа еще половины госпакета, в результате государство останется собственником 25% + 1 акция. Интрига заключается в том, как быстро смогут договориться между собой заинтересованные министерства.

Курс на открытый рынок

За последние несколько лет Казахтелеком усиленно трансформируется в бизнес-ориентированную компанию. И причина не только в том, что глава государства указал на развитие конкуренции в области связи, а значит, и на допуск новых игроков в вотчину отечественного монополиста. (В связи с чем компании нужно уже сегодня начинать перестраивать деятельность на перспективу рыночной конкуренции.) Дополнительным стимулом является тот факт, что Казахтелеком давно уже состоялся как крепкий хозяйственный субъект, дальнейшее развитие которого государственный статус только тормозит.

Динамизм развития компании делает ее акции достаточно желанным объектом для инвестирования. На фоне общей недооцененности отечественных эмитентов можно получить высокий доход от курсовой разницы. Например, если в середине ноября 2005 года акция Казахтелекома оценивалась участниками торгов на уровне 12 тыс. тенге, то в конце апреля 2006 года – уже по 50 тыс. тенге. И хотя такие ценовые перепады – итог биржевых спекуляций, рыночная оценка акций оператора связи вот уже почти два месяца прочно держится на уровне 24725 – 24 975 тенге.

Поэтому для компании вполне логично реализовать на открытом рынке пакет акций и получить дополнительные деньги на развитие. А для продающего собственника – государства – еще один шанс расшевелить торги на отечественной фондовой бирже. По словам Сауата Мынбаева, в целях оживления внутреннего рынка и максимального охвата потенциальных инвесторов размещение акций Казахтелекома нужно проводить только на внутреннем рынке, среди неограниченного круга покупателей, тех же физических лиц.

Возникает традиционный в таком случае вопрос, а хватит ли 5% для всех видов инвесторов: паевых и инвестиционных фондов, страховых компаний, в ряды которых дополнительно вольются физические лица, а также основных игроков финансового рынка – коммерческих банков? Не получится ли так, что ажиотажный интерес покупателей поднимет стоимость акций до очередных максимальных значений?

И если «физики» бежали покупать акции Казкоммерцбанка по 200 тенге за штуку, еще не факт, что базовая цена акции Казахтелекома в 30 тыс. тенге будет для многих из них оптимальной. Учитывая, что дивиденды компания платит небольшие: в 2003 году – 314 тенге, в 2004-м – 404, в 2005-м – 510 тенге, основной доход можно будет получить от перепродажи акции в момент очередного роста цен. Насколько сможет вырасти рынок акций, если он и так рос в начале года стремительными темпами (см. «Эксперт Казахстан» № 8, 2006 год), не скажет ни один аналитик. Зато в любой брокерской компании быстро подсчитают, во что обойдутся услуги частному лицу за обратную продажу акций на бирже.

Получается, что анонсированные 5% – достаточно несерьезное предложение. «Пакет слишком мал и не интересен рынку, – говорит заведующая сектором бизнес-планирования управления внешнего отраслевого анализа Банка ТуранАлем Любовь Гордиенко. – Предлагаемый объем бумаг может запросто проглотить даже один фонд. И конкурентной ценовой среды по этому инструменту создано не будет. Кроме того, дополнительная эмиссия не должна размывать имеющийся капитал, в идеале он должен быть сосредоточен в одних руках».

Опять же, важен выбор площадки. Конечно, развивать отечественный рынок необходимо. Но и упускать выгоду эмитент не должен. «С профессиональной точки зрения, первое IPO лучше всего проводить на зарубежных площадках, характеризующихся высокой ликвидностью. Первая и основная причина этого – IPO в Лондоне позволяет узнать истинную цену компании», – считают в компании «ТуранАлем Секьюритис».

Так что, скорее всего, вторая часть пакета – 25%+1 акция – будет реализована в Лондоне. Хотя чиновники не исключают и прямую продажу стратегическому инвестору. Исход будет зависеть от того, как уладят вопрос размещения нынешние собственники компании. Вполне возможно, что кто-то из них захочет увеличить свою долю в компании. Позиция же государства – выводить местные компании на международные рынки. Тем самым решается несколько задач: инвесторы привлекаются в реальный сектор экономики, казахстанские компании продвигаются на международных рынках, идет наглядная демонстрация инвестиционной привлекательности экономики страны.

Определиться со стратегией

Однако прежде чем прийти к продаже госпакета, правительству нужно преодолеть барьер отраслевых министерств. Если для реализации 5-процентного пакета необходимо лишь принятие соответствующего постановления правительства, и при наличии такового продажу можно осуществить уже до конца нынешнего года, то для второй части пакета заинтересованные ведомства поднимают вопрос о защите государственных интересов.

Проблема в том, что Казахтелеком как национальный оператор имеет на своем балансе магистральные сети и кабельные канализации. Ключевым событием 2005 года стало завершение строительства основного кольца Национальной информационной супермагистрали (НИСМ). Волоконно-оптические линии НИСМ протяженностью более 11 тыс. километров обеспечивают стабильную работу национальной сети телекоммуникаций, международной связи и транснационального транзита.

Поэтому АИС и силовики высказываются за передачу управления магистральными сетями государству. Однако, по словам г-на Мынбаева, контроль позволит осуществлять и блокирующий пакет – 25% + 1 акция. «При внесении некоторых изменений в законодательство национальной безопасности можно осуществлять полный технологический надзор за магистральными сетями», – уверен глава холдинга.

Разногласия между министерствами говорят о том, что, запуская реализацию госпакетов, правительство до сих пор не определилось с тем, что есть стратегические государственные активы, не подлежащие приватизации. Что же есть в активе страны?

Если взять за основу программный документ «Казахстан-2030», то, говоря об активной индустриальной политике диверсификации, он ставит задачу на первых порах, до 2010 года, сосредоточиться на трудоемких отраслях, которые перспективны с позиции их возможностей и конкурентоспособности. Это, в порядке приоритетов, сельское хозяйство, лесная и лесоперерабатывающая промышленность, легкая и пищевая промышленность, туризм, жилищное строительство, нефте- и газопереработка, нефтехимия и создание инфраструктуры.

Однако крупных национальных компаний в этих отраслях до сих пор не создано. Исключение составляет лишь нефтехимия, где НК «КазМунайГаз» поддерживает частные проекты.

Активы государства – старые промышленные предприятия. Пока еще в руках государства остаются пакеты компаний: АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» (39,5%), Транснациональной компании «Казхром» (31,37-процентная доля), АО «Павлодарский нефтехимический завод» ( 45,16%), Накопительного пенсионного фонда «ГНПФ» (90%), АО «Казахстанский оператор рынка электроэнергии и мощности» (100%), АО «Национальная морская судоходная компания «Казмортрансфлот» (50%), АО «Казпочта» (100%) и др. Если стратегическими активами будут считаться инфраструктурные объекты, в частности, магистральные и железнодорожные сети, линии электропередачи, то государство так и оставит в своих руках самый весомый рыночный аргумент регулирования рынка. Хотя нормальный рынок должен быть саморегулируемым.

Поэтому идея продать госпакеты с точки зрения развития экономики довольно удачная. Вопрос в другом: что можно выставить на продажу в ближайшее время? На 1 октября 2004 года в республиканской собственности находились государственные пакеты акций 176 акционерных обществ. А по состоянию на 1 июля 2006 года – государственные пакеты акций 153 акционерных обществ и доли участия в 23 товариществах с ограниченной ответственностью. Почти все они – нелистинговые компании. А значит, их акции должны будут торговаться на Казахстанской фондовой бирже в секторе нелистинговых бумаг (имеющих минимальный уровень раскрытия информации). Во-первых, это не дает им налоговых льгот и им придется платить 30% за прирост прибыли. Во-вторых, эти акции ограничены для квалифицированных инвесторов. Их не могут купить пенсионные фонды, значит, они сразу лишаются длинных и дешевых денег. Чтобы такие компании были доступны для институциональных инвесторов, им необходимо провести все надлежащие процедуры, что обернется долгим сроком на подготовку и солидными комиссионными финансовому консультанту за работу.

Соответственно, объектами фондового рынка должны стать другие объекты, входящие в «Самрук». Первичное размещение КМГ ожидается уже этой осенью. Другие претенденты, также имеющие статус национальных операторов, в случае продажи могут столкнуться с теми же проблемами, что и Казахтелеком.

Проводить структурные преобразования в экономике без участия частного капитала невозможно. Государство может неплохо состояться и как миноритарий в крупных частных проектах. А как основной стейкхолдер – оказывать сильное влияние на деятельность крупных корпораций. Учитывая, что ни одна национальная экономика не сможет развиваться без притока иностранных инвестиций, важнейшей функцией государства должна стать стратегия привлечения денег с мирового фондового и финансового рынков.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом