Точка возврата

Реформирование механизма пенсионных платежей не закрепило на деле принцип анонимности и не решило проблем с двойными счетами вкладчиков, зато добавило новые – с возвратом ошибочно перечисленных взносов

Точка возврата

Изменения в «Правилах исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды» были призваны решить сразу несколько задач. Во-первых, таким способом предполагалось оптимизировать схему пенсионных платежей в НПФ. Раньше существовала достаточно громоздкая цепочка перечисления взносов: работодатель – банк – Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП) – банк-кастодиан – пенсионный фонд, при этом бухгалтеру предприятия приходилось заполнять несколько платежных поручений, отдельно для каждого фонда. С 1 июля этот механизм был максимально упрощен: бухгалтер формирует одно платежное поручение и отправляет его в ГЦВП, а оттуда взносы каждого вкладчика в соответствии с единой базой данных ГЦВП направляются в соответствующие фонды. Во-вторых, изменения должны были реализовать право вкладчика на тайну выбора пенсионного фонда, то есть на деле утвердить принцип анонимности, а значит, устранить недобросовестную конкуренцию между НПФ. Известно, что зачастую руководитель при приеме на работу «рекомендует», с каким фондом работнику следует заключить пенсионный договор. При этом желание самого вкладчика в расчет не принимается. Именно эта распространенная практика приводит к появлению у одного человека двух-трех, а иногда и более пенсионных договоров с различными фондами. С этим связана третья задача, которую пытались решить инициаторы новых правил: ликвидация недействующих двойных и тройных индивидуальных пенсионных счетов (ИПС). Участники рынка хотя и высказывали сомнения в готовности системы к реформированию, в целом изменения одобрили. Однако месяц спустя после начала действия изменений нерешенные проблемы так и повисли в воздухе, а постановление правительства от 3 августа 2006 года, инициированное Министерством труда и социальной защиты, еще раз изменившее редакцию вышеуказанного документа, прибавило новые.

Верните деньги анониму

Хотя в ГЦВП и считают, что после вступления в действие новых нормативных правовых актов необходимо какое-то время для усовершенствования всех процедур, пенсионные фонды обеспокоены тем, что поправки значительно затрудняют возврат ошибочных платежей.

По словам директора департамента учета накоплений НПФ «УларУмит» Тимура Айтбаева, с 3 августа изменился порядок обращения работодателя по поводу возврата ошибочно перечисленных сумм пенсионных взносов. «В принципе, мы вернулись к действовавшему до 1 июля порядку, – говорит г-н Айтбаев. – То есть бухгалтер обращался в НПФ с запросом, в котором указывал перечисленную ошибочно сумму и просил вернуть ее на расчетный счет предприятия, при этом прикладывал все необходимые документы. Все это было строго регламентировано, и мы возвращали все деньги». С 1 июля правила перечисления пенсионных взносов изменились, стал действовать принцип анонимности, поэтому работодатель не знает, в какой именно фонд перечислены взносы конкретного вкладчика. Бухгалтер в подобной ситуации обращался в ГЦВП, поскольку именно туда теперь перечисляются пенсионные взносы. Тот сверялся со своей базой данных и направлял обращения в соответствующий фонд, а НПФ уже возвращал излишки на расчетный счет предприятия. То есть механизм несколько усложнился, но деньги можно было вернуть.

ГЦВП перечисляет деньги в тот фонд, с которым у вкладчика заключен последний по времени договор, а сам вкладчик может быть уверен, что он платит взносы совсем в другой

После внесения новых поправок плательщик опять должен обращаться напрямую в пенсионный фонд. «А как же в таком случае принцип анонимности? – говорит Тимур Айтбаев. – Ведь подразумевается, что работодатель не знает, в какой фонд направлены взносы его служащего. При желании, конечно, можно спросить у самого работника и отправить запрос в указанный им НПФ на свой страх и риск, потому что люди очень часто не знают, в какой фонд направляются их взносы. Более того, ГЦВП перечисляет деньги в тот фонд, с которым у вкладчика заключен последний по времени договор, а сам вкладчик может быть уверен, что он платит взносы совсем в другой. Бухгалтер может оказаться в непростой ситуации: как вернуть деньги, которые ушли неизвестно куда».

Ошибочные переплаты пенсионных взносов могут выявиться не сразу, а спустя какое-то время – при сверке или налоговой проверке. Существуют еще нюансы, которые превращают проблему в неразрешимую. После изменения механизма перечисления пенсионных взносов, по словам г-на Айтбаева, ГЦВП не сообщает фондам общую сумму изначального платежного поручения, а без этой информации НПФ вынуждены будут отказать бухгалтеру, обратившемуся с просьбой о возврате лишних денег. Общая сумма платежного поручения входит в обязательные реквизиты, согласно которым можно определить, о каком именно платеже идет речь.

Нужно активизироваться

Законодательно установленная норма «Один вкладчик – один фонд» на деле не выполняется. Заместитель председателя Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) Елена Бахмутова привела в интервью «Эксперту Казахстан» такие цифры. По состоянию на май 2006 года количество действующих договоров составляло 7,7 млн человек. Вкладчиков, у которых заключен договор с одним фондом, насчитывалось 4,7 млн. Количество человек, имеющих два и более договоров – 3,02 млн, или 39%. Создание единой базы данных по вкладчикам в ГЦВП должно было исключить существование двух и более ИПС, однако при новом порядке перечисления взносов через ГЦВП проблема двойных счетов не исчезла, а, наоборот, усугубилась.

По словам заместителя председателя правления НПФ Народного банка Казахстана Нуржана Алимухамбетова, существует так называемая система аннулирования договора. Например, вкладчик, уже имеющий договор с НПФ, по каким-либо причинам заключает договор еще с одним фондом, не закрывая предыдущий. Затем он аннулирует этот договор – под давлением или по собственному желанию, понимая, что предыдущий фонд его устраивает больше. «Когда всю базу перевели в ГЦВП, часто там не видят процесса аннулирования договоров, – говорит г-н Алимухамбетов. – Получается, что активным считается договор со свежей датой подписания, и все взносы по закону направляются туда, в то время как сам человек уверен, что является вкладчиком другого фонда». Выходом из ситуации стало бы заключение нового договора с предыдущим фондом, но как это сделать, если уже существует действующий договор с тем же фондом. Другой вариант: расторгнуть последний по времени договор, тогда будет активизирован более ранний. Но в таком случае в ГЦВП будут считать, что у вкладчика нет активного договора, и его пенсионные взносы вернутся работодателю. По словам Тимура Айтбаева, это не системная проблема, но по этой причине происходит достаточно много возвратов. Например, за июль были возвращены пенсионные взносы порядка 1 тыс. человек. Эта проблема будет нарастать, потому что, как говорит г-н Алимухамбетов, ежемесячно не менее 30–40 тыс. вкладчиков переходят из фонда в фонд, и многие из них закрывают счета, не обновляя старые договоры.

Участники рынка считают, что решением проблемы стало бы введение автопереводов. То есть объединить все накопления и «посадить» их на последний счет. Тогда основное положение пенсионного законодательства «один вкладчик – один фонд» было бы реализовано.

При новом порядке перечисления взносов через ГЦВП проблема двойных счетов не исчезла, а, наоборот, усугубилась

По мнению Елены Бахмутовой, именно по той причине, по которой образовалось такое огромное количество двойных договоров, будет сложно объединить их в один автопереводом. Причина эта – нерыночная конкуренция между фондами. НПФ будут заинтересованы, чтобы любой ценой заполучить вкладчика, заключить с ним последний договор, чтобы все его накопления были переведены к ним. Г-жа Бахмутова опасается, что в таком случае высок риск манипулирования интересами клиентов. Она считает, что лучше всего было бы известить вкладчиков о наличии у них нескольких договоров, чтобы они перевели свои накопления в один фонд.

Секрет полишинеля

В полном объеме принцип анонимности начнет работать с января 2007 года. Пока у работодателя остается третий экземпляр договора (два первых – у вкладчика и НПФ), предприятие сохраняет право знать, в какой фонд перечисляются взносы. Анонимность подразумевает одну платежку и исключение третьего договора.

«У меня есть глубокие сомнения в реальности анонимности, – говорит Нуржан Алимухамбетов. – Реформы нужно было затевать не столько для введения анонимности, сколько для оптимизации и решения технических вопросов. В данном случае анонимность половинчатая, потому что реально НПФ всегда может сверить список с работодателем. Нельзя недооценивать административный ресурс. Чтобы вкладчик противостоял давлению извне, он должен изменить свое отношение к пенсионным накоплениям как к мифическим средствам на старость, которые неизвестно, будут выплачены или нет. Это произойдет тогда, когда вырастет сумма его личных накоплений, когда он убедится в том, что система действительно работает, и поверит в нее. В таком случае появится активное отношение к пенсионным накоплениям. Второе – должен измениться рынок труда, чтобы не работник зависел от работодателя, а тот нуждался в нем. Это возможно, если будет сбалансирован спрос и предложение рабочей силы. Вот тогда будет свобода выбора».

Не верит в достижение реальной анонимности и председатель совета Ассоциации пенсионных фондов Айдар Алибаев. Он считает, что пока люди зависят от работодателя, этот принцип работать не будет.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики