Рынок на двоих

Сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV) привлекает не только группу «ГАЗ», которая доминирует на этом рынке, но и компанию «Северсталь-авто». Оба концерна практически одновременно заявили о своих проектах в этой нише, благодаря которым через два года общий объем выпуска LCV в России вырастет в 1,5 – 2 раза

Рынок на двоих

Группа «ГАЗ» приобрела английскую компанию LDV, производящую грузовики Maxus. Объем выпуска на 2006 год – 10 тыс. автомобилей. В 2008-м производство будет развернуто и на мощностях Горьковского автозавода. В России планируется изготавливать до 20 тыс. машин в год. Параллельно продолжается выпуск популярных моделей «Газель» и «Соболь». Их доля в продажах LCV в России по итогам 2005 года – 66%. После выхода производства Maxus на проектную мощность группа «ГАЗ» сможет продавать на отечественном рынке в общей сложности около 160 тыс. малотоннажных грузовиков в год.

«Северсталь-авто» ведет себя не менее активно, и уже в следующем году можно ожидать обострения конкуренции в сегменте легких коммерческих автомобилей.

Будущее за дорогими LCV

Сегодня LCV – быстрорастущий сегмент российского автомобильного рынка, принадлежащий на 90% отечественным производителям. Ежегодный рост продаж составляет здесь 10 – 12% (в других классах машин российских автозаводов он не превышает 5%). По итогам 2005 года в нашей стране было продано 192 тыс. автомобилей LCV. Причем львиная доля этой продукции принадлежит группе «ГАЗ» (см. график 1). В 2006 году будет продано более 210 тыс. легких коммерческих автомобилей, прогноз на 2007 год – 230 – 240 тыс. машин. Внушительному росту рынка способствуют увеличение объема грузоперевозок и развитие инфраструктуры. Основными потребителями LCV являются мелкие и средние транспортные компании, операторы пассажирских перевозок, частные предприниматели, а также госструктуры, например служба «скорой помощи».

Поскольку рынок недорогих компактных коммерческих автомобилей уже весьма насыщен, производители идут по пути расширения модельной линейки и выхода в смежные ниши. Так, приобретение группой «ГАЗ» английской компании LDV преследует цель представить достойного конкурента в сегменте дорогих грузовиков (от 800 тыс. рублей), где пока царствует Mercedes. Аналитик инвестиционной компании «Метрополь» Наталья Кочешкова отмечает, что по итогам 2005 года рост продаж дорогих иномарок в сегменте LCV составил 90%.

Растущим спросом на более качественные и современные автомобили стремится воспользоваться и «Северсталь-авто». Причем свою долю на рынке LCV группа хочет увеличить в ближайшие два–три года в несколько раз. Добиться такого успеха планируется с помощью иностранных партнеров.

Уже организована сборка грузовиков японской компании Isuzu. Объем инвестиций «Северсталь-авто» в этот проект оценивается в 40 млн рублей. Первые средние коммерческие грузовики модели NQR71 грузоподъемностью около трех тонн уже появились в продаже. Розничная цена автомобиля заявлена на уровне 868 тыс. рублей. Следующий шаг – запуск новой производственной площадки в ОЭЗ «Алабуга» (Татарстан). На предприятии проектной мощностью 75 тыс. машин в год планируется собирать модель Fiat Ducato грузоподъемностью 1,4 – 1,5 тонны. Эти автомобили оснащаются дизельным двигателем объемом 2 литра с пятиступенчатой механической КПП. Грузовички могут использоваться как машины скорой помощи и службы инкассации. Производство итальянского LCV начнется в конце 2007 года.

Хорошие перспективы коммерческих грузовиков высокого ценового диапазона отмечают не только аналитики, но и представители дилерских компаний. «Отечественные автомобили – не лучшего качества, поэтому, например, Hyundai Porter люди берут хорошо», – рассказал нам менеджер по продажам самарской компании «Мир автоспецтехники» Александр Потапов. По его мнению, если новые модели ГАЗа и «Северсталь-авто» будут обеспечены надлежащим сервисом, то «продажи пойдут».

Место под солнцем

Сейчас группа «ГАЗ» выпускает около 140 тыс. грузовиков, из которых почти 130 тыс. продаются внутри страны. Доля «Северсталь-авто» пока гораздо скромнее – чуть более 30 тыс. машин. Однако с выходом на проектную мощность новых производств японских и итальянских моделей компания сможет ежегодно поставлять на рынок около 120 тыс. LCV. Другие игроки в этом сегменте (китайская FAW, корейский Hyundai, американский Ford, отечественное мелкосерийное производство – «ВазИнтерСервис», Иж-Авто) добавят еще 50 – 60 тыс. автомобилей.

Генеральный директор группы «Северсталь-авто» Вадим Швецов считает, что рост рынка будет опережать развитие производственных мощностей. Что же касается конкуренции с группой «ГАЗ», то Зоя Каика, директор по связям с общественностью концерна, уверена, что «места на рынке хватит всем». «С одной стороны, – говорит она, – сегмент LCV активно растет и через два–три года один только ГАЗ не сможет удовлетворить весь спрос на российском рынке. С другой – сейчас потребители этих машин начинают учитывать не столько начальную цену транспортного средства, сколько его качество и стоимость владения, то есть эксплуатационные свойства, надежность, долговечность, потребление топлива, стоимость ремонта и так далее. По сумме всех этих параметров иномарки выигрывают у продукции ГАЗа». Страховкой от возможных маркетинговых ошибок руководству «Северсталь-авто» служит и то, что часть произведенных в Татарстане Fiat Ducato пойдет на экспорт. Кстати, это первый случай, когда российская компания при запуске сборочного производства иностранной модели сразу договорилась о поставках продукции за рубеж.

В свою очередь представители группы «ГАЗ» считают свои позиции на рынке коммерческих автомобилей незыблемыми. По словам директора департамента по пиару Владимира Торина, компания намерена сохранить лидерство в сегменте LCV и расширить зону присутствия за рубежом. «Южная Америка, Африка, Азия стали для нас традиционными рынками. Теперь хотим выйти на новые регионы, например Западную Европу. Начало положено – грузовик Maxus компании LDV там успешно продается», – рассказал г-н Торин. Комментируя планы «Северсталь-авто», он заметил: «Давайте подождем, когда они сделают хотя бы один автомобиль Fiat Ducato. Тогда и обсудим его перспективы, преимущества и недостатки».

Пациент скорее жив

Резюмируя вышесказанное, можно отметить как минимум два положительных момента. Во-первых, несмотря на все сложности и острую конкуренцию, многие отечественные автопроизводители не только сохраняют свои позиции, но и активно развивают бизнес, выходя даже на международную арену. А значит, «плач Ярославны» по поводу безвременной кончины российского автопрома преждевременен. Во-вторых, рост экономики страны и увеличение доходов среднего класса позволяют автомобильному рынку уверенно расти, а производителям – предлагать новые разработки европейского уровня, не боясь потерять покупателей. То есть разговоры о нише дешевых и, соответственно, низкокачественных машин как о единственном шансе наших автозаводов на выживание становятся просто мифом. Сейчас лишь АвтоВАЗ выглядит белой вороной. Отсутствие четкой стратегии развития, неспешное ведение переговоров по поводу приобретения платформы для нового семейства автомобилей, пауза в отношении проекта по строительству нового автосборочного и двигателестроительного заводов – все это совсем не похоже на поведение лидера отечественного автопрома.

Для успеха на российском рынке важно иметь четкую стратегию, строго определять свою рыночную нишу, вводить современный менеджмент, работать над модернизацией производства и бороться с издержками, одним словом – вести бизнес на уровне мировых стандартов. Тогда не только российский, но и зарубежный потребитель окажется открытым для отечественных автопроизводителей. В конце концов, мы ничем не хуже тех же китайцев и корейцев, активно осваивающих европейский и американский автомобильные рынки.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности