Не самый радужный прогноз

Редакционная статья

Не самый  радужный прогноз

Как изменить существующую тенденцию, когда локомотивом казахстанской экономики является нефтегазовая отрасль, а остальным отраслям, в том числе машиностроению, в лучшем случае отводится вспомогательная роль, думают уже давно. Ведется всестороннее обсуждение этого вопроса. Предварительные итоги весьма пессимистичны: добыча и продажа углеводородов в обозримом будущем останется наиболее прибыльным сектором рынка. Дабы не отказываться от продекларированной идеи развития несырьевого сектора, правительство нашло изящный выход. Приоритетом в этом направлении объявлено развитие сервисного рынка недропользования (СРН) с 30% местного содержания в настоящее время до 50% в среднесрочной перспективе. Это не добыча углеводородов в чистом виде, а узкоспециальное производство, тесно связанное с наиболее развитым сектором экономики.

Конечно, есть вероятность, что улучшение ситуации в сельском хозяйстве, к примеру, или в пищевой промышленности принесло бы Казахстану больше пользы, но выбор сделан. Причем сделали его благодаря лежавшей на поверхности идее (если активно развивается нефтегазовый сектор, окружающие его сервисные услуги должны развиваться a priori). Но расписать подробные условия, при которых сервисный рынок недропользования мог бы развиваться, пока не удосужились. Да, программа замещения разработана, но практикующие машиностроители (документ этот в первую очередь подразумевает развитие отечественного машиностроения: буровые установки, заводское оборудование и так далее) уже успели ее раскритиковать. «Самая главная проблема – не получается наладить диалог между госчиновниками и производителями. Сегодня контакта нет, госчиновники пытаются сами решать наши проблемы, не вникая в их суть и не желая выслушивать нас, производителей», – утверждает генеральный директор завода «Белкамит» Павел Беклемишев.

По мнению правительства, недостаточно высокий процент казахстанского содержания в проектах недропользования сложился в основном из-за отсутствия информации у отечественных компаний о планируемых и проводимых закупках недроразрабатывающих компаний, проведении конкурсов на закупку за пределами Казахстана. По нашему мнению, есть более значимые проблемы. Казахстанские машиностроительные заводы попросту не готовы к конкуренции с зарубежными производствами: изношенная производственная база, слабый маркетинг, активное неприятие нефтегазовыми компаниями, среди которых превалируют компании с иностранным участием, продукции отечественного машиностроения (по умолчанию она считается на порядок хуже западных аналогов). Эти проблемы решаемы, но без помощи государства, хотя бы в сфере налогообложения на произведенную продукцию, местным производственникам не обойтись. Необходимо развивать не только промышленный сервис, но и сервисные услуги: поставка и ремонт комплектующих, инжиниринг, транспортные, архитектурные услуги. Но более подробные проекты могут обсуждаться только после того, как государство определится с понятийным аппаратом СРН. Ведь нестыковки начинаются с момента определения понятия «местное содержание» и заканчиваются разногласиями по глобальным производственным вопросам. До тех пор пока государство и производственники не придут к единому мнению, как развивать сервисный рынок, все принимаемые программы останутся на уровне декларативных заявлений.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности