Умные идут в гору

Приобщение Казахстана к интеллектуальному движению становится устойчивой тенденцией, что свидетельствует о росте интереса к интеллектуальным играм

Умные идут в гору

Это развлечение интеллектуалов — единственная советская телеигра, которая стала общемировым явлением. Сегодня в ЧГК, как называют ее сами фанаты, играют на разных континентах: игра популярна в США, Израиле, Канаде, Великобритании, Германии, про постсоветское пространство можно и не говорить. Теперь движение ЧГК популяризируется и в Казахстане, становясь хорошей стартовой площадкой для молодых людей с нестандартным мышлением и быстрой реакцией.

Ямб от хорея могут отличить

Интеллектуалов принято считать людьми достаточно педантичными и занудными, поэтому когда в одном месте собирается много «ботаников», атмосфера должна быть соответствующей. Отличием игроков ЧГК является то, что по сравнению с кандидатами наук и профессорами они остаются в первую очередь живыми, интересными людьми, хорошими собеседниками. Так, каждую субботу в здании Казахстанского института международной экономики и прогнозирования (КИМЕП) проходит спортивное «Что? Где? Когда?», в котором, в отличие от телевизионной версии, участие может принять любой желающий, главное — дружить с логикой и иметь за плечами несколько томов прочитанной художественной и научной литературы.

Сегодня спортивное ЧГК Казахстана больше напоминает клуб по интересам: все довольно кустарно, а игроки вынуждены бороться за место для игровой площадки. Эти проблемы характерны для клубов практически во всех странах мира, но азарт, желание доказать, что именно ты самый умный, заставляет людей изворачиваться.

Анвар Мухаметкалиев, участник местного движения по ЧГК, говорит, что образованная, стремящаяся найти свое место в жизни молодежь хочет иметь площадку для встреч, где можно делиться общими интересами и проверять себя и своих друзей на интеллектуальную выносливость. «Среди нас много активных людей. И вот мы решили объединиться, и начиная с 2009 года постепенно в Казахстане стало зарождаться местное движение «Что? Где? Когда?». Нам удалось провести первый чемпионат страны по ЧГК, поучаствовать в открытом кубке Азии, планируем начать достойно выступать на международных турнирах, в том числе на чемпионате мира», — говорит Мухаметкалиев.

Среди участников игр — в основном молодежь. Раньше на одном из государственных телеканалов была популярная игра «Лидер 21 века», которая взрастила целое поколение молодых интеллектуалов страны. Они в том числе вливаются в мировое движение ЧГК, что, в принципе, говорит о хорошем интеллектуальном потенциале казахстанцев. Люди здесь собираются разные. Кто-то — истинный знаток японского хокку, некоторые хорошо разбираются, к примеру, в теории струн, есть отличные знатоки литературы, способные, в отличие от пушкинского героя, отличить ямб от хорея.

«Сильная команда — это, конечно, набор качеств игроков. Невозможно знать все, но иногда ты можешь совершенно не обладать никакой информацией, о которой идет речь в вопросе, однако интуиция, логическое обоснование позволяют вытащить даже самый сложный вопрос. Поэтому «Что? Где? Когда?» — это не только игра высоколобых технарей, которые знают про все на свете; гуманитарные знания, широкий кругозор, в том числе количество просмотренных фильмов, прослушанных песен в какой-то момент позволяют «взять» вопрос. Поэтому в ЧГК, по сути, может играть каждый, тем более в спортивный аналог, где нет никаких возрастных или иных ограничений», — отмечает член казахстанского движения Серик Ниязов.

Пока не сыграл в «ящике»

В значительной степени развитию игрового движения в Казахстане поспособствовал запуск на седьмом канале адаптированной версии «Что? Где? Когда?». Местный аналог полюбился зрителям, а умники и умницы стали примерять на себя образы магистров и мечтать о хрустальной сове. Несмотря на то что в сознании многих детище Владимира Ворошилова ассоциируется с телевидением, но именно как интеллектуальное движение, выйдя из «ящика», «Что? Где? Когда?» приобрело новое лицо.

Азизбек Юсуфов, организатор и член правления узбекского движения ЧГК, говорит, что многие знатоки сегодня приоритетом для себя выбрали именно спортивную версию игры. «Телевидение сковывает: там есть определенный формат, и потом ты играешь только против одного соперника, телезрителя. У нас же ты — так же, как и на ТВ — борешься не только со своим волнением, но еще и с десятком команд, причем самых сильных. Больше драйва, азарта, но все это не отменяет той значительной роли, которую сыграла и продолжает играть телевизионная версия для развития игры и привлечения в ряды чегэкашников новых интеллектуалов», — говорит Юсуфов.

Телевизионные знатоки отмечают, что игра помогает им и по жизни, и это не есть всего лишь развлечение высоколобых интеллектуалов. «Что? Где? Когда?» — хорошая затравка для бизнеса и политики. К примеру, Александр Друзь — успешный телевизионный менеджер, а некогда был и владельцем небольшого строительного бизнеса; Анатолий Вассерман — политолог, услугами которого пользуются ведущие каналы России; Александр Эдигер — один из известнейших в России врачей.

Вот как Анатолий Вассерман объясняет практическую полезность спортивного аналога такой игры, как «Что? Где? Когда?». «Эрудиция — только сырье для работы ума. Сама по себе она ничего не дает. То, что я говорю и пишу, я делаю на основе ума, а не эрудиции. Эрудиция позволяет уму работать эффективнее. Но надобность в самом уме ею не отменяется. Поэтому, когда ты играешь в интеллектуальные игры, ты видишь пробелы своего образования и ума, ты понимаешь, что нужно корректировать, и логические решения, которые приходят в результате игровой практики, могут помочь тебе разработать свою стратегию, даже стратегию своей жизни», — отмечает Вассерман.

Для Казахстана развитие интеллектуального движения — это возможность взрастить новое поколение людей с четкими ориентирами, способных философию игры использовать в практических целях. И сегодня у местных знатоков уже есть хоть и небольшие, но заметные достижения. Во-первых, удалось провести республиканский чемпионат, и казахстанские команды, которые заявили о себе не так давно, уже приняты в Международную ассоциацию клубов (МАК), участвуют в синхронных турнирах, наряду со знатоками из России и Израиля представлены в Азиатской лиге, где борются с участниками из Туркменистана, Узбекистана, России, Азербайджана. Неплохие показатели по числу взятых вопросов показывают такие команды, как «Альфа», «Крылья Гавриила» и другие. Не все из них засвечены в телеверсии, но именно рост спортивного ЧГК в стране позволяет многим участвовать в любимой игре.

Больше, чем спорт

Впервые телевикторина, созданная Владимиром Ворошиловым, вышла в эфир 4 сентября 1975 года, превратившись в одну из самых популярных развлекательных передач на территории всего Советского Союза. При этом популярность передачи была настолько высока, что эту телевизионную викторину смотрели семьями и даже специально ходили в гости к знакомым и друзьям для совместного просмотра. Активность зрителей выражалась огромным потоком писем, приходящих в редакцию, объем которых измеряли мешками. Ворошилову удалось создать популярную познавательную программу, рассчитанную не только на всю советскую интеллигенцию, но и доступную каждому простому человеку. А сейчас она переросла экранный вариант и набирает все большую популярность, в том числе и в Центральной Азии.

Сегодня самые сильные позиции по региону в интеллектуальном движении ЧГК занимает Узбекистан, ставший на прошедшем в столице Мордовии городе Саранске X чемпионате мира в сентябре этого года двукратным чемпионом мира. В этой стране игра активно развивается на протяжении последних десяти лет, а многим на память приходит знаменитый ферганский знаток Нурали Латыпов, игравший еще в интеллектуальном казино самого Ворошилова.

Именно показатели узбекистанских команд сегодня становятся примером для местных игроков. «Дело в том, что мы уже почти второй десяток лет развиваем у себя интеллектуальное движение, — говорит президент клуба «Узлига» Азизбек Юсуфов. — В Казахстане этот процесс начался не так давно, но уже можно говорить о неплохих показателях игроков и команд. Возможно, какая-то поддержка со стороны государства укрепит позиции местного движения, так как проходят международные чемпионаты в разных городах, до них нужно добираться, это сопряжено с материальными затратами; нужны хорошая игровая площадка, оборудование, поэтому развитие интеллектуальных игр в стране — это комплексная задача, которую иногда приходится решать и с привлечением государственных структур. Ведь игра — это не только спорт и даже больше, чем спорт. Это — философия. Но для того, чтобы хорошо играть, нужны определенные, хотя бы минимальные условия».

Стоит отметить, что популярность детища Владимира Ворошилова настолько возросла, что ровно десять лет назад знатоки из более чем 20 стран мира приняли решение ежегодно собираться и выяснять, кто из них самый умный. Так появился ежегодный чемпионат мира по «Что? Где? Когда?», в последнем из которых приняла участие и сборная Казахстана. Первый чемпионат мира по игре «Что? Где? Когда?» состоялся в 2002 году в столице Азербайджана. Кстати, мировое первенство знатоков в Баку проводилось трижды. Чемпионат принимали также Россия, Израиль и Украина. Интересно и то, что ведущий азербайджанской телевизионной версии ЧГК Балаш Касумов, к тому же и один из опытнейших игроков, сегодня является распорядителем телевизионного интеллектуального казино Казахстана. В целом все это говорит о том, что для знатоков, для мирового интеллектуального движения практически нет границ.

Обладатель первого Хрустального ирбиса по «Что? Где? Когда?» в Казахстане Кайрат Имашев объясняет популярность игры тем, что она доставляет удовольствие любому участнику, независимо от профессионального уровня. «ЧГК — это командная игра. Даже те версии, которые приходили ко мне, всегда рождались в процессе командного обсуждения. Побеждает не один человек, а все шесть, которые сидят за столом. И в этом все удовольствие», — говорит Имашев. Ведущий казахстанской версии игры Балаш Касумов говорит, что не ожидал такой дружеской атмосферы в клубе и столь высокого уровня игры. «Что? Где? Когда?» — это эмоциональная игра. Она такой и задумывалась. Мне нравится, что в Казахстане игроки не только искренне переживают свои поражения, но и так же искренне радуются победам. Кому-то она дарит счастье — возможно даже, что самые приятные минуты жизни мы переживаем именно за игровым столом. Каждая передача «Что? Где? Когда?» — это что-то новое, у нее своя драматургия, свои герои. Вообще командная игра, придуманная Ворошиловым, это гениальное изобретение, которое будет будоражить умы людей еще очень долго», — говорит Касумов.

«Что? Где? Когда?» стоит свеч

В одном из последних интервью сам Владимир Ворошилов сказал «Я как-то на собственные деньги покупал место в Канне на телебирже, пытался продать «Что? Где? Когда?». Пока продавал, отчетливо понял: мир стремительно дебилизуется». Во времена великого мастера игра «Что? Где? Когда?» не была оценена по достоинству. Только после его смерти начался бум ЧГК в мире — наверное, потому, что лишь перешагнув четвертый десяток, клуб знатоков, как и хорошее вино, приобрел те качества, которые сделали его целой вехой и легендой. И вот даже за океаном впервые в истории российского телевидения американские кинобоссы решили выкупить лицензию на показ игры. Только две программы советского ТВ, дожившие до наших дней, до сих пор не имели аналогов на Западе — это был КВН и «Что? Где? Когда?»

Американская лицензионная версия «Что? Где? Когда?» под названием «Million Dollar Mind Game» снималась для телеканала АВС летом 2010 года, долго не выпускалась в эфир и в конце концов была показана осенью 2011 года в дневное время. Американцев игра не привлекла, несмотря на достаточно развитую ее спортивную версию в этой стране, и, видимо, даже в этом — очарование ворошиловского проекта: он рассчитан на нестандартные решения, смекалку, чем всегда отличались именно наши люди.

Сегодня ЧГК в Казахстане расширяет свою географию. Например, в телеверсии уже приняли участие игроки из Караганды, Темиртау, Актау, Алматы, Астаны, и интерес в регионах продолжает расти. За эти годы в мировом ЧКГ появились свои легенды — например, команда Антона Губанова, об успехах которой мечтают и казахстанские игроки. Ведь Антон и его друзья умудрились стать чемпионами мира 2006 и 2007 годов, чемпионами России 2003, 2010 и 2012 годов. Возглавляли рейтинг МАК с 1 июля 2007 года по 1 сентября 2008 года и с 1 марта 2009 года по 1 июня 2011 года и впервые оказались лидерами рейтинга еще 1 января 2001 года, и это далеко не полный перечень достижений губановцев. Вот что сам г-н Губанов говорит об успехах лучшей в истории спортивного ЧГК команды. «Мы дружим в жизни. И дружим в игре. Это залог стабильной игры в любой команде, да и в любом командном виде спорта. А интеллект, знания — вещи хорошие, но не всегда определяющие высокие результаты».

Игры, в которые играют люди

Наверно, ни одна другая игра не обросла таким количеством легенд и атрибутов, как «Что? Где? Когда?». После нее на ТВ появились и «О счастливчик!», и «Народ против», и «Десять миллионов»; они были популярны, некоторые существуют и сейчас, но духа ворошиловского детища нет ни у одной из них. У чегэкашников свои ритуалы, даже есть целая система тренировок перед играми. «Черный ящик», минута обсуждения, хранитель традиций, музыкальная, чайная паузы, 13-й сектор, блиц, суперблиц, минута в кредит; все это только малая часть, создающая атмосферу игры. Именно среди знатоков ЧГК появилась традиция «щелкать» японские хокку и читать всего Булгакова, они ввели моду на повальное чтение фантастики, пристрастили не одно поколение к Стругацким и Ефремову, Айзеку Азимову и Станиславу Лему. Вся страна стала изучать тайны средневековых гравюр и узнала, что Герман — это не имя, а фамилия пушкинского героя «Пиковой дамы». Кажется, именно эта игра лучше всего справилась с масштабной советской задачей ликбеза. Вот как вдова Владимира Ворошилова Наталья Стеценко говорила о философии «Что? Где? Когда?» и о том, почему передача популярна среди людей уже больше 35 лет: «Это возможность зрителя, человека подглядеть за тем, как вообще человечество творит. Минута обсуждения — это момент творчества, когда придумывается решение в данную конкретную минуту. Мы по жизни не можем этого увидеть никогда и нигде. Мы не можем залезть в голову человеку и понять, как это происходит. Здесь это происходит на наших глазах. Аналога этому нет. Кроме того, это все-таки момент общения людей, который мы тоже видим. Мы можем наблюдать за тем, как человек, находясь в такой экстремальной ситуации, в которой находятся знатоки, может проявить свои лучшие и худшие качества. А здесь человек проявляется прямо на наших глазах. Кроме того, в «Что? Где? Когда?» всегда менялись какие-то второстепенные для передачи вещи, которые менялись в стране. Например, это отношение к ценностям».

Говорят, что самым любимым хокку Владимира Ворошилова было такое: «Стебли морской капусты… Песок заскрипел на зубах, и вспомнил я, что я старею». Парадокс в том, что созданная мастером игра так и не постарела. И то, что она теперь стала частью жизни многих казахстанцев — это большое достижение интеллектуалов страны. «Говорят, что вся модель жизни построена на игре. И каждый хочет стать в ней мастером, или знатоком. ЧГК позволяет почувствовать себя частью этой матрицы, в которую встроена вся философия нашего бытия», — сказал как-то о созданном им в далекие 70-е годы телепроекте сам Владимир Ворошилов.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?