В перспективе – рыночный отбор

Чтобы получить доступ к кредитным ресурсам частных компаний, микрокредитным организациям нужно стать транспарентными и сделать свою отчетность понятной инвесторам

В перспективе – рыночный отбор

Микрокредитные организации (МКО) усиленно ищут пути улучшения своего финансирования. Сектор микрокредитования имеет большой потенциал роста. Согласно отчету ПРООН «Микрофинансирование в Казахстане: возможности для всех» активных клиентов насчитывается в стране около 60–70 тыс. В то время как потенциальный рынок составляет 140–220 тыс. человек. А общий спрос на микрокредиты может превысить 800 млн долларов.

Другое дело, что сегодня МКО развиваются не так активно, как им бы хотелось. И причина заключается в том, что государство рынок микрокредитования никак не регулирует. МКО самостоятельно следят за качеством своей работы, большинство из них абсолютно непрозрачны, что значительно повышает риски их финансирования. Ситуация приводит к тому, что больше половины МКО не могут привлечь деньги для осуществления собственной деятельности. По данным Агентства РК по статистике, на 1 января 2006 года количество МКО составило 356 единиц, при этом 52% их числа бездействует.

Но ситуация постепенно меняется. На рынке грядут качественные перемены: уже сейчас появляются крупные игроки, которые ставят вопросы о государственном надзоре, унификации правил и прозрачности деятельности.

Зависимость как стимул

Государственное финансирование не рассматривается МКО в качестве глобального источника получения капитала из-за того, что бюджетные деньги распределяются неэффективно. Основной поставщик кредитных ресурсов микрокредитному сектору – частные коммерческие банки.

По причине высоких операционных издержек банки неохотно ссужают потребителей микрокредитов напрямую. Всего семь коммерческих банков имеют собственные микрокредитные программы, используя кредитные линии ЕБРР, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса. По статистике, на конец января 2005 года в банках второго уровня было зарегистрировано 28450 активных микрокредитных счетов на общую сумму 52,4 млн долларов. «Крупным банкам выгоднее оформлять средние и большие займы с твердым залоговым обеспечением, нежели тратить время и средства на мелкое кредитование с непросчитанными рисками», – говорит главный специалист отдела методологии и обучения департамента МСБ АТФБанка Сандугаш Бакишева. Отечественные банки пока не хотят осваивать эту перспективную нишу кредитных продуктов и по причине высокой ликвидности в других секторах, в частности в потребительском кредитовании и ипотеке.

Поэтому банки склонны финансировать непосредственно МКО правда, на общих стандартных условиях: платности, возвратности и обеспеченности. Учитывая, что большая часть МКО не имеет твердого залога, банки готовы кредитовать компании и под гарантию Фонда поддержки малого предпринимательства (ФПМП), который взял бы на себя ответственность по 70–80% займа. При этом для работы с МКО банки хотят получить определенные налоговые льготы, даже с учетом высокой банковской ликвидности. Получая ресурсы банков под 16% годовых и накручивая собственную маржу, МКО кредитуют клиентов под 20% и более. С налоговыми льготами ресурсы банков для МКО будут гораздо дешевле – кредитовать можно будет и под 11%, считают банкиры.

В свою очередь ФПМП также готов рассмотреть возможность гарантирования финансирования МКО. При этом фонд рассчитывает на наличие у МКО залогового имущества или же первоначального капитала, а разделение рисков может составить и паритетную ответственность – 50 на 50. Однако проблема большинства МКО как раз и заключается в том, что у них нет достаточного имущества для покрытия кредита.

Почти единственный ликвидный актив МКО на сегодня – ее кредитный портфель. Но так как АФН не регулирует МКО, каждая из них использует собственную классификацию кредитов заемщиков, которая не всегда совпадает с системой, применяемой банками. И чтобы ссудить МКО деньги, банк должен подробно изучить ее кредитный портфель. Но для банка это выливается в очень большие операционные расходы. Поэтому банкиры предлагают решить проблему двумя путями: рейтинговать МКО, и тогда банки могли бы смело финансировать компании в верхней части рейтинга и переход МКО на единые с банками правила классификации активов.

Сами МКО согласны с аргументами банков. Привлечь капитал можно только на условиях прозрачности и понятности кредитной политики МКО для внешних и внутренних кредиторов. Тем более что получение рейтинга не будет тяжелой финансовой нагрузкой даже для небольших компаний. Ведь рейтингование будут осуществлять агентства, специализирующиеся на работе с микрокредитным сектором. Поэтому стоимость их услуг гораздо ниже ценовых предложений агентств, работающих с теми же банками. По оценке экспертов, максимальная стоимость услуг агентств равна 10 тыс. долларов, и уже заключено порядка 10 договоров. Кроме того, проект CGAP при Всемирном банке оказывает казахстанским МКО финансовую поддержку в получении рейтинга: МКО подает заявку на софинансирование и платит лишь часть суммы. Взялись МКО и за классификацию активов. Объединение юридических лиц «Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана» стала проводить обучение представителей МКО по внедрению МФСО.

На открытом рынке

Вместе с тем МКО не хотят быть привязаны к одному источнику финансирования. Для диверсификации источников займа они планируют выйти на фондовый рынок. В частности, имея однородный кредитный портфель, МКО могут секьюритизировать поступление клиентских платежей. Помимо этого, компании хотели бы размещать на организованном рынке корпоративные облигации. Учитывая тот факт, что возвратность кредитов у МКО достаточно высокая – 98–99%, и при наличии у компании хорошего рейтинга, бумаги микрокредитных организаций могли бы рассчитывать на определенный спрос со стороны институциональных инвесторов. «Интерес с их стороны будет, – уверена директор АМФОК Салтанат Игенбекова, – поскольку в настоящий момент на рынке присутствуют несколько достаточно успешных МКО, которые могут предоставить хорошие условия займов».

Но на сегодняшний день фондирование на рынке ценных бумаг для МКО закрыто. По действующему законодательству микрокредитным организациям запрещено выпускать какие бы то ни было ценные бумаги.

Зато повышенный интерес к микрокредитному сектору проявляют страховые компании. Продукты по страхованию финансовой ответственности для многих страховщиков – нормальное стандартное предложение. Тем более что в микрокредитном секторе процент невозврата гораздо ниже, чем в банковском. Страховщики уже сейчас предлагают страхование ответственности заемщиков перед МКО в случае неисполнения обязательств по договору займа. Например, страхование залогового имущества заемщика, здесь тариф страхования может составить 0,35–0,5% от объема страховой суммы. Или же страхование самого заемщика от несчастного случая – с тарифом от 0,3%. Есть продукт и по страхованию самой МКО от финансовых рисков. Здесь страховой тариф может составить уже от 0,8 до 4 и 5,5% в зависимости от перечня страховых рисков. Принцип расчета тарифа довольно прост: чем больше рисков, тем выше страховая сумма и, соответственно, проценты.

Однако принимать предложения страховых компаний МКО не спешат. Конечно, угроза невозвратности кредита заемщиком весома. Но использование страховой защиты приведет к удорожанию кредитов МКО, хотя, учитывая растущую конкуренцию на микрокредитном рынке, для компаний практичнее идти на снижение заемных процентов.

Кроме того, для небольших МКО, которые выдают мелкие ссуды на короткий период, при грамотном администрировании проектов возвратность денег может быть даже стопроцентной. Такие компании совсем не заинтересованы сотрудничать со страховыми организациями, а больше уповают на залоговое имущество клиента.

Но ситуация в ближайшем будущем может измениться. Поправки в законодательство, предложенные МКО для увеличения клиентской базы, приведут к расширению бизнеса. В частности, МКО настаивают на изменении понятия «заемщик» – по закону заемщиками могут быть только субъекты малого предпринимательства, хотя потенциальными клиентами – работники предприятий и госучреждений, самозанятое население. С этой точки зрения вполне логичным выглядит и требование отменить обязательность представления в кредитную организацию справки о размере заработной платы с места работы заемщика. Предприниматели предлагают также довести размер микрокредита до 4 тыс. месячных расчетных показателей с предельного на сегодня размера в 1 тыс. МРП (около 7 тыс. долларов).

Соответственно, увеличатся сроки и суммы кредитования, что повысит риски МКО, и наличие залога уже не станет для МКО спасительным кругом.

Со временем среди компаний будет происходить рыночный отбор. В результате останутся наиболее устойчивые и эффективно работающие МКО, предоставляющие высокий уровень финансовых услуг. Но рейтингом и страховыми услугами пользоваться весь рынок не будет. Это выбор самих компаний. «Страхование рисков и получение рейтинга возьмут на вооружение самые капитализированные МКО, и, соответственно, для них они не будут большими затратами, – говорит Салтанат Игенбекова. – Зато такие компании получат более диверсифицированные источники финансирования».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?