Фестивальный анонс

В этом году на кинофестивале «Евразия» будет два конкурса: большой, представляющий игровые картины Европы, Азии и СНГ, и малый – стран Центральной Азии

Фестивальный анонс

Приближается III Международный кинофестиваль «Евразия». Его организаторы начали готовить сани летом: первая пресс-конференция прошла весной. На прошлой неделе состоялась еще одна, посвященная конкурсной программе кинофестиваля. Программа нынешнего фестиваля более стилистически выдержана и состоит из артхаузных, некоммерческих фильмов и, видимо, в этот раз обойдется без пафосной премьеры очередного казахстанского блокбастера. Информационным партнером кинофестиваля наравне с телеканалом «Хабар» выступает российский канал «Культура».

Фестиваль, как обычно, пройдет в Алматы, который, как считают организаторы, является своеобразным культурным мостом между Западом и Востоком. Статус фестивального дворца по-прежнему остается за Дворцом Республики, куда в дни показа конкурсной программы вход будет бесплатным. Остается надеяться, что уровень публики в этом году будет соответствовать уровню представленного на фестивале кино. И зал дворца заполнят не только пенсионерки, случайно забредшие посетители и обеспечивающие аншлаг по принуждению руководства вузов студенты.

Под знаком копродукции и Махмальбафа

Конкурсную программу составила и представила отборочная комиссия (сценарист Дидар Амантай, режиссер-документалист Асия Байгожина, молодой режиссер Нариман Туребаев, киновед Инна Смаилова и арт-директор фестиваля Гульнара Абикеева), которая в июле и августе посмотрела около 40 картин и отобрала в итоге 17.

Конкурсная программа этого года имеет две ярко выраженные направленности. Во-первых, в нее вошли несколько фильмов, сделанных в распространенной ныне в мире тенденции копродукции: «Обезьянки зимой» (Болгария – Германия), «Райские птицы» (Казахстан – Киргизия), «Натянутая тетива» (Южная Корея – Япония), франко-немецкий фильм «Тринадцать» грузинского режиссера Гела Баблуани. Во-вторых, отборочная комиссия уделила особое внимание иранскому кинематографу. На конкурс представлены два иранских фильма: Маджида Маджиди «Ивовое дерево» и «Прощай, жизнь» Энсиех Шах-Хоссейни. «Ивовое дерево» по-новому представляет нам культуру Ирана и ислама. Фильм о первых минутах прозревшего после операции человека. А в «Прощай, жизнь» женщина-режиссер рассказывает об ирано-иракской войне двадцатилетней давности.

«Иранские фильмы – это уже явление в мировом кинематографе, – считает Асия Байгожина, – если существует восточное кино – то это и есть настоящее восточное кино». А Дидар Амантай посетовал, что в прошлом году жюри присудило приз российской картине Киры Муратовой «Настройщик», а не иранской – «Железный остров», которая понравилась всем членам отборочной комиссии. «В этом году на конкурс было представлено несколько иранских картин, а по условиям конкурса надо было выбрать только одну. Но мы не смогли устоять и решили добавить еще одну. Иранские картины – сильные, интересные, выдержанные, уходят корнями в зороастризм и связаны с исламской философией», – сказал Дидар Амантай.

Кроме участия в конкурсной программе иранский кинематограф на фестивале будет представлен ретроспективой фильмов Кинодома Махмальбафа, которая уже демонстрировалась в прошлом году на фестивале «Звезды Шакена». Поэтому для интересующейся артхаузным кино публики это событие «Евразии» диковинкой не будет. «Для меня открытием явилась картина «Тринадцать» Гела Баблуани, который живет и работает во Франции. 26-летний режиссер сделал потрясающий полуторачасовой мистико-психологический триллер. Его я смотрела на одном дыхании. Оторваться невозможно!» – выразила свой восторг Асия Байгожина.

Фильм индийского режиссера Джаяраджа «Во имя Аллаха!» добавляет смысловой контекст в программу фестиваля: она говорит о терроризме, мусульманстве и христианстве, о нашем современном мире. Европейский кинематограф представлен новой картиной «Еден» немецкого режиссера Майкла Хофманна. Картина должна привлечь зрителей потому, что повествует о поваре, готовящем блюда, вызывающие эротический аппетит. Режиссер китайского фильма «Маленькие красные цветы» (тоже представленного в конкурсной программе) Жанг Юан назван журналом Variety в числе десяти самых перспективных режиссеров ХХI века. Честью для кинофестиваля станет конкурсный показ картины российского режиссера Алексея Балабанова (известного по фильмам «Брат», «Брат-2») «Мне не больно» 2006 года. Второй конкурсный российский фильм – «Живой» молодого режиссера Александра Велединского.

Кому-то из журналистов показалось нонсенсом присутствие в конкурсной программе картины «Натянутая тетива» знаменитого южнокорейского режиссера Ким Ки Дука. Ведь жюри придется либо не заметить этот шедевр, либо сразу определить в фавориты. Но комиссия считает, что замысел и художественные достоинства картины не выглядят такими уж бесспорными, здесь большую роль играет имя автора. Дидар Амантай выразил надежду, что жюри поступит справедливо и не будет присуждать победу только тем режиссерам, которые уже признаны мировым сообществом. В любом случае решение – градировать или смотреть на равных – остается за жюри. Кроме того, Гульнара Абикеева предложила смотреть на фильмы не с точки зрения международной раскрученности, а внутренней страновой популярности. Так, «Ивовое дерево» – местный иранский хит, а в Венгрии при полном аншлаге прошли «Белые пальмы».

А судьи кто?

О гостевой программе и составе жюри участники нынешней пресс-конференции распространялись не очень. Было объявлено, что будет еще одна пресс-конференция, специально на эту тему. Однако удалось узнать, что наметки – кто же будет судить конкурсную программу в этом году – уже имеются. Свое «добро» дал судящий сейчас фильмы Венецианского фестиваля Мохсен Махмальбаф. В состав жюри «Евразии» согласился войти сингапурский режиссер Эрик Ку. Возможно, приедет европейская звезда Клаус Мария Брандауэр. Россию в жюри будет представлять Петр Тодоровский, Казахстан – Мурат Ауэзов.

На следующей неделе организаторы обещают пресс-конференцию с легендой мирового кинематографа кинорежиссером Волькером Шлендорфом, снимающим сейчас в Казахстане фильм. Во внеконкурсной программе будет демонстрироваться ретроспектива его фильмов.

Как всегда, на фестиваль ждут именитых гостей. Ведутся переговоры о приезде на «Евразию» Самюэля Джексона, Мишель Пфайффер, Жерара Депардье, Алена Делона. Но, скорее всего, приедут звезды, уже давно сошедшие с небосклона. Особняком в списке стоит фигура Стивена Сигала, молодящегося героя боевиков, никак не желающего уходить на покой. Оказывается, Сигал вот уже несколько лет вынашивает идею создания фильма «Чингиз-хан», где он собирается выступить в трех ипостасях: актера, режиссера и продюсера. В прошлом году на кинофестивале «Звезды Шакена» была показана оставляющая желать лучшего картина «Чингиз-хан» Булата Мансурова с Асанали Ашимовым в главной роли. Тогда же на круглом столе продюсеров уже кинофестиваля «Евразия» шла речь о съемках фильма на эту же тему российского режиссера Сергея Бодрова и продюсера Сергея Сельянова, и который почему-то будет озвучиваться на монгольском языке. Видимо, слава «Чингиз-хана» не дает покоя не только нашим соотечественникам, но и зарубежным соседям.

Центральноазиатское кино

На большом конкурсе фестиваля, в котором примут участие полнометражные игровые картины 2005–2006 годов, снятые на территории Евразийского континента: Европы, Азии и СНГ, казахстанское кино представлено двумя работами. Это «Кек» производства студии «Казахфильм», режиссер Дамир Манабай, и «Райские птицы», сделанная на независимой студии совместно с Киргизией.

«Из восьми картин, снятых в Казахстане за этот год, именно «Кек» будет участвовать в конкурсе. Мы возлагаем на нее большие надежды», – сказала Гульнара Абикеева. Дотягивают ли казахстанские фильмы до уровня конкурсных картин?

«Общая программа конкурса стильная и цельная, собрана из сильнейших фильмов самых разных регионов Евразийского континента. Казахстанские фильмы составляют конкуренцию и европейским, и азиатским картинам. Последняя работа Дамира Манабая «Кек» – очень интересная задумка и в плане драматургии, и по технологии съемок. Подобран хороший актерский состав. «Райские птицы» – новый фильм экспериментального плана, где необычно соединяются видео и кинокамера, взгляд девушки, взгляд со стороны и взгляд посредством кино», – интригующе туманно охарактеризовала картину Инна Смаилова.

Центрально-Азиатский регион представлен в основном конкурсе только одной картиной узбекского режиссера Зульфикара Мусакова «Родина». Чем объясняется такое скромное присутствие наших ближайших соседей на конкурсе фестиваля, которому, как говорят, сам Бог велел быть среднеазиатским? Причина тому и качество картин, недотягивающее до уровня кинематографа соседей из дальнего и ближнего зарубежья, и, вероятно, желание организаторов фестиваля не замыкаться в узких среднеазиатских рамках, сделать фестиваль насыщенным и интересным, показать казахстанскому зрителю достижения мирового артхауза.

Поэтому в этом году, чтобы не обижать местных производителей, отдельно предусмотрен малый центральноазиатский конкурс, в котором будут участвовать десять картин (четыре из Казахстана, не попавшие в основной конкурс, одна копродукция Киргизии – России – Франции «Сундук предков», одна из Узбекистана и две таджикские ленты). Казахстанский кинематограф представит фильм «Записки путевого обходчика» Жаныбека Жетирурова, который начинался как дебют и должен был быть короткометражным с бюджетом 70 тыс. долларов. Но создатели фильма нашли спонсоров в лице Алматинской железной дороги, пригласили хороших актеров и сняли полнометражное цветное кино. Будут и дебютные картины, снятые на видеокамеру – «Порыв ветра» Эли Гильман, «Ночной блюз» Айхана Чатаева.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности