Ремесло ищет вдохновения

Архитектура казахстанских городов вобрала в себя различные направления и стили, привнесенные сюда из-за рубежа. Пока процесс строительства находится в своей активной фазе, у проектировщиков есть шанс выработать уникальный казахский стиль, который будет присущ только Казахстану

Ремесло ищет вдохновения

Laguarda. Low – сравнительно молодая компания, ей всего шесть лет, но за это время она стала хорошо известна в мире архитектуры и дизайна. Головной офис компании находится в Далласе, штат Техас. Laguarda. Low уже имеет представительства в Пекине и Токио. Работает на всех континентах, включая Африку, Австралию и Арктику. Теперь приоритеты смещаются в сторону Центральной Азии. Сначала были небольшие проекты в России и Украине, а в прошлом году появились первые проекты в Казахстане. Глава компании Эд Дженкинс в эксклюзивном интервью «Эксперту Казахстан» рассказал о бизнесе и своем видении будущего казахстанской архитектуры.

Баланс коммерции и эстетизма

– Что вы считаете своей специализацией – проектирование офисов или торговых центров?

– Для нас не имеет значения, какого типа здание – офис или торговый центр. В развитых странах распространены многофункциональные объекты, которые включают в себя и офисы, и торговые центры, и даже жилые здания. Мы работаем во всех этих направлениях.

 – Как меняется проект от стадии проектирования до введения его в эксплуатацию?

– Очень сильно. И нашим преимуществом является то, что мы всегда умеем адаптироваться. Если в процессе создания проекта у клиента меняется желание, для нас это не является чем-то из ряда вон выходящим. Мы приспосабливаемся и всегда идем навстречу пожеланиям клиента.

– Но как найти гармонию между своими эстетическими пристрастиями и коммерческими интересами?

– Никогда нельзя предавать свои идеи и убеждения. Но в то же время очень важно соблюдать баланс между коммерческим интересом и своими личными пристрастиями.

– Каждый проект – это всегда новая идея или все-таки архитекторы берут какие-то элементы из предыдущих проектов?

– Все зависит от проекта. В Казахстане мы, конечно, будем использовать элементы местной культуры и самобытности. Это то, что нам никогда не удастся, к примеру, реализовать в Китае. Нам очень повезло в Алматы, потому что здесь очень много разнообразия, которое вдохновляет. А это происходит не всегда. Допустим, в некоторых российских городах бывает сложно почерпнуть вдохновение. Мы создаем там такие объекты, которые не выделяются из общего контекста и соответствуют окружающей среде.

– Сколько проектов реализовала ваша компания, и какими объектами вы особенно гордитесь?

– Нам всего 6 лет, но мы уже создали около 20 объектов по всему миру. Построили несколько объектов в Португалии, которыми действительно гордимся, они реально отражают местную культуру и самобытность. Один из особенных проектов – это рыбацкая деревня на Сейшельских островах. В торговом центре была создана галерея, которая находится под склоненными лодками, образующими крышу. Это производит очень сильное впечатление. Проект на Токийском заливе тоже своеобразен. Это коммерческий центр, который находится над водой, и чтобы к нему приблизиться, необходимо плыть на лодке. Кроме того, мы работаем сейчас над интересным проектом в парке Далласа, там будет создана зона для пикников.

– Много ли в Америке таких компаний, как ваша? Насколько велика между ними конкуренция на внутреннем и внешних рынках?

– Конкуренция жесткая. Мы выигрываем за счет сроков реализации проектов. Поскольку компания работает на международном уровне, обычно сроки исполнения работ короче. И реализация проекта, которая обычно занимает два года, у нас может занять 6 месяцев. Таким образом, конкуренцию мы выдерживаем. Работая на внутреннем рынке, можем привносить идеи из опыта, приобретенного в других странах.

Пересечение архитектуры и прикладного искусства

– К какому направлению в искусстве вы ближе всего? Каковы ваши личные предпочтения?

– Есть такая категория архитекторов, которая нацелена на реализацию авторских проектов, они не работают над коммерческими объектами, а создают школы, музеи, дома. И для них существуют другие правила. Мы чаще работаем с коммерческими зданиями. И для нас очень важно соблюдать баланс между художественной ценностью проекта и его экономической стоимостью. Это не всегда легко. Обычно мы используем современный стиль, поскольку все в мире движется вперед, меняется каждый день. И мы стараемся идти в ногу со временем. Но также и оглядываемся назад, ведь иногда можно что-то почерпнуть из прошлого.

 – В одном из интервью вы сказали, чтобы понять локальную культуру, нужно пожить в этом месте. Насколько вы прочувствовали нашу культуру?

– С каждым посещением чувствую себя все более комфортно. Это очень важно. Мне сказали, что Шымкент – это Техас Казахстана. И я там как дома, поскольку сам из Техаса. И дело не в том, что там пейзаж или природа похожи на техасскую, основную роль играет мышление людей, они достаточно независимо мыслят. По прибытии в Казахстан мне очень хотелось понять термин «показное», характерный для вашей страны. Также для меня было очень важным узнать, что здесь очень часто от архитекторов требуют включения в проект казахских национальных мотивов. В Алматы во многих зданиях мы видим цветочные узоры. Это очень интересно. Местные люди очень гордятся своей историей, своими национальными орнаментами, декорированием. И если вы хотите работать в Казахстане, то приходится принимать во внимание мотивы национального прикладного искусства, чтобы применять их в различных проектах. Это несколько моментов, которые я почерпнул для себя, работая в Казахстане.

– Можно ли назвать отображение в архитектуре национальных мотивов глобальной традицией?

– Вы можете найти элементы прикладного искусства в любой стране, но в Казахстане они уникальны. Конечно, истоки пошли из исламского искусства, именно эти цветочные растительные мотивы, но здесь они более органичны. Казахский орнамент менее геометричен, это и составляет определенную сложность для архитекторов.

– В Казахстане свой путь развития архитектуры или все-таки какие-то тенденции перекликаются с мировыми?

– В Алматы я вижу очень большое влияние России. Очень много зданий напоминают российские. Город очень красив, он более красив, чем многие города России. Своеобразный колорит в облик города привносит статуя Золотого человека. Дизайн зданий разнообразный. Хотелось бы отметить интересные моменты, которые я заметил – это комплекс, похожий на египетский Луксор, или здания, напоминающие старые итальянские виллы. Естественно, какие-то идеи привносятся извне, и это очень необычно. Я думаю, в процессе строительства, созидания различных зданий, возможно, выработается какой-то уникальный казахский стиль, который будет присущ только Казахстану. В Алматы большое влияние на архитекторов оказывают горы, потому что ландшафт весьма уникален.

– Какую вершину вы видите впереди, к чему стремитесь?

– Я очень счастлив в своей профессии, потому что мне довелось работать в 38 различных странах мира. Этот личный опыт для меня очень ценен. Большинство архитекторов достигают пика лишь к 50 годам, так что у меня еще есть время.

Дорога в Казахстан

– Над какими проектами вы работаете в Казахстане? И каковы цели нынешнего визита?

– С прошлого года мы сотрудничаем, компанией «TS Engineering». Laguarda. Low участвовала в конкурсе по созданию торгового центра в Алматы и выиграла его. Но в конечном итоге заказчик принял решение возвести на данном месте комплекс офисных зданий. И вот мы снова вернулись, чтобы принять участие в конкурсе на лучшую архитектурную концепцию проекта «Достык», расположенного на пересечении улиц Достык и Жолдасбекова, где планируется возвести комплекс современных офисных зданий. Кроме того, Laguarda. Low участвует в конкурсе Shymkent Plaza, также организованном «TS Engineering».

– Участвуя в конкурсе, вы всегда уверены в успехе?

– Никогда не бывает уверенности в победе. Конкурс – очень сложный процесс. Для нас всегда загадка, какое решение примет жюри. Но в то же время очень важно, чтобы проект был нам интересен. Все эти вопросы являются следствием многочасовых размышлений. И именно этот созидательный процесс доставляет нам наибольшее удовольствие. Ради этого мы и работаем.

– Офисы вашей компании открыты во многих странах, практически на всех континентах. А планируется ли открытие представительства в Казахстане?

– Возможно, мы создадим здесь свой офис. Вопрос заключается в том, что необходимы нужные и правильные люди. Когда мы работаем в Техасе, то собираемся вместе и обсуждаем появившиеся идеи. Мы являемся одной командой. Важно, создавая офис где-то за рубежом, следовать тому же принципу. Кроме того, следует руководствоваться задачей, для чего будет служить этот офис: производить какую-то оценку рынка или работу с клиентами. Насущным является количество работы, число партнеров. Естественно, все это должно быть гармоничным. Делая акцент на дизайне, не должна страдать коммерческая деятельность, и наоборот.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики