Вода, еда и… работа

К 2020 году доля туристической отрасли в ВВП Венгрии должна вырасти вдвое. Это станет возможным лишь в том случае, если стране удастся привлечь новых туристов

Вода, еда и… работа

Зал прилета аэропорта Будапешта производит впечатление места, повидавшего виды. Особенно удручающе это выглядит после европейского шика пражской воздушной гавани. Не радуют глаз и виды, открывающиеся по дороге в центр: серые безликие здания — наследство советской эпохи. Нет по-европейски уютных улочек с разноцветными невысокими домами, а лишь типовые многоэтажки и угрюмые административные здания, которые можно встретить в любом городе бывшего Советского Союза. Все это наводит на размышления: почему Будапешт является одним из самых посещаемых туристами городов мира, называемым вторым Парижем? И лишь свернув с кольцевой дороги и въехав в центр Пешта (как известно, Будапешт создан слиянием двух городов — Буды и Пешта), понимаешь, что именно привлекает путешественников со всех уголков света. Здесь есть все: от брусчатки на дорогах, так характерной для старинных европейских городов, до множества памятников и разнообразных крыш, свидетельствующих о смене предпочтений в архитектуре. Самое удивительное то, что Будапешт был практически полностью разрушен во время Второй мировой войны. Но вместо того чтобы возводить что-то новое, венгры до сих пор по кирпичу восстанавливают то, что было. И не зря. Ведь именно за этим в страну едут многочисленные туристы.

Смена привычек

Некоторые считают, что венгерская столица даст сто очков вперед французской в ее современном виде. Венгрия — страна не очень богатая. При этом получить здесь гражданство довольно сложно. По крайней мере, так было до последнего времени: буквально недавно венгерские парламентарии предложили законопроект, согласно которому любому желающему будут давать вид на жительство в обмен на то, что он купит государственные облигации на 250 тыс. евро и будет удерживать их в течение 5 лет. Пока же в стране нет большого количества эмигрантов, отстаивающих свои права не самыми мирными способами. Потому в любом венгерском городе, в том числе и Будапеште, где живет более пятой части десятимиллионного населения страны, очень спокойно, и если кто-то и повышает голос, то по двум причинам: либо от переизбытка положительных эмоций, либо пытаясь докричаться до не понимающего его собеседника (в основном русскоязычных туристов). Хотя справедливости ради стоит отметить, что некоторые венгры — процентов 10% — говорят на русском. Преимущественно это представители старшего поколения, для которых русский был обязательным предметом в школе. Остальные, особенно те, кто так или иначе связан с туристической отраслью (лавочники, продавцы в крупных магазинах, портье и швейцары, официанты и метрдотели), пытаются. Дело в том, что за последнее время турпоток из русскоязычных стран значительно вырос. Раньше Венгрия, и особенно ее курортные городки, считалась традиционным курортом для европейцев, по большей части — немцев и австрийцев. Именно они стали первыми посещать такие курорты, как, например, Хевиз. И до сих пор старшее поколение по привычке приезжает подлечиться «на воды» в Венгрию. Ежегодно страну посещают 25–30 млн туристов (в три раза больше, чем само ее население). На первом месте по численности иностранных граждан, посещающих Венгрию, стоит Румыния, затем следуют Словакия, Австрия, Сербия и Черногория, Германия, Швеция и Украина.

Но молодые немцы и австрийцы предпочитают отдыхать в других странах. Может, оттого в венгерских курортных городках и создается впечатление, что в Европе почти никто не рожает последние лет пятьдесят. Будапешт, конечно, «более молод», но крайне редко даже на улицах можно увидеть маленьких детей, зато количество подростков — от 15 и старше — просто огромное.

От Европы к Азии

Венгерская экономика в значительной мере зависит от туризма: доля туристической отрасли в ВВП достигает 10%. Кроме того, в условиях кризиса именно туристическая отрасль показывает наибольшую устойчивость. В прошлом году, по данным центрального статистического управления (ЦСУ) Венгрии, объем ВВП вырос на 1,7% (хотя ожидалось, что эта цифра будет на уровне 2%). В нынешнем, как прогнозируют эксперты, он будет и вовсе отрицательным –0,1%. Но даже в этих условиях туризм остается не только устойчивым, но и развивается.

В Венгрии 60% крупных промышленных предприятий и 80% экспорта создаются за счет иностранного капитала. В свое время в Венгрии действовал десятилетний льготный налоговый режим для иностранных инвесторов, и они с удовольствием им пользовались, выводя при этом деньги из страны. В итоге Венгрия получила огромный дефицит бюджета и теперь всеми способами пытается не повторить судьбу Греции и Испании, кидаясь в поисках помощи то к Евросоюзу, то к МВФ.

После того как Венгрия в 2004 году вступила в Евросоюз, сельское хозяйство оказалось под угрозой. Теперь страна вместо того, чтобы насыщать рынки всех европейских стран своей продукцией, импортирует сельхозтовары. Единственным, что осталось крупной статьей экспорта, является гусиная печенка. Да и то лишь потому, что во Франции «зеленые» запретили выращивать гусей варварским способом (их сажают в мешок, постоянно кормят и поят спиртным, чтобы развился цирроз печени), но французы оказались не готовы отказаться от фуа-гра.

[inc pk='1073' service='media']

Получается, что туризм остался практически единственной успешной и, главное, той отраслью, в которой работают преимущественно венгры. Видимо, поэтому и сами венгры, и те, кто проживает здесь уже долгое время, очень ревностно относятся ко всему, что с ним связано. Именно за счет него живет весь малый бизнес, а это ни много ни мало 90% всех предприятий, работающих в стране. Правда, всего в 7% из них работают более пяти человек, в остальных же — не более двух человек.

Чтобы снизить свою зависимость от европейских туристов, которые в кризис сократили время своих отпусков, а также предпочли проводить их у себя на родине и диверсифицировать турпоток, Венгрия решила выйти на новые для себя рынки. Между тем еще каких-то десять лет назад она об этом и не помышляла — ей вполне хватало традиционных направлений. Но в 2009 году, когда турпоток из этих стран значительно снизился, оказалось, что надеяться на одних только соседей, пусть и богатых и уже прекрасно знающих страну, нельзя. Потому Венгрия постепенно начала привлекать путешественников из развивающихся стран.

За последние три года на 22,6% возрос приток туристов из стран Азии, на 16,2% — Америки. Кроме того, в Венгрию стало приезжать все больше путешественников из России и Казахстана. Именно эти рынки, а также китайский, являются приоритетными с точки зрения притока туристов. Это и понятно: Китай и Россия станут основными «поставщиками туристов» в другие страны в ближайшие годы. За пять лет — с 2010 по 2015 годы — выездной турпоток из Поднебесной вырастет на 20 млн человек, из России — на 12 млн человек. И, согласно отчету Всемирной туристической организации, за первое полугодие 2012 года расходы на отдых у жителей Китая выросли на 30%, у россиян — на 15%. А еще в 2001 году эти две страны входили в группу тех, граждане которых тратят на отдых не более 150 долларов в день — наименьший показатель. Сейчас все изменилось: доходы растут, как и аппетиты туристов. Насытившись массовыми направлениями, они желают посмотреть и другие.

Из развивающихся стран зачастую приезжают люди средней возрастной категории — так называемой второй группы. Первую группу составляет молодежь до 30 лет, вторую — люди 30–50 лет и третью — те, кому уже больше 50, хотя в последнее время начала формироваться и четвертая группа, в которую входят те, кому за 70 лет. Для индустрии гостеприимства именно вторая группа является наиболее интересной. Во-первых, потому что люди среднего возраста ищут удобства и комфорт и готовы за это платить. Во-вторых, эта группа — основные потребители дополнительных услуг, на которых приходится примерно половина доходов отелей. И, в-третьих, именно они могут стать постоянными гостями и еще долгие годы посещать понравившуюся гостиницу.

Еще одним фактором привлекательности казахстанских, российских и китайских туристов является то, что их поездки обычно носят длительный характер в связи с географической удаленностью наших стран от Венгрии. И, как объясняют отельеры, для них работа с такими «долгими» туристами более экономически выгодна, нежели с теми, кто приезжает лишь на выходные.

В среднем заполняемость гостиниц в Венгрии составляет порядка 70–75%. Есть и более успешные проекты, в которых этот показатель достигает 80–85%. В основном это отели класса 4 звезды и 4 плюс. Стоит отметить, что именно они оказались наиболее живучими в кризис. В отличие от отелей менее высокого класса, не сумевших предложить гостям ничего, кроме низких цен. Что же касается гостиниц категории 5 звезд, то они все в основном сосредоточены в Будапеште. В столице представлены практически все мировые гостиничные бренды: «Four Seasons» и «Ritz Carlton», и «Hilton», построенный в Буде и своим современным видом не вписывающийся в средневековую архитектуру. В маленьких же городах пятизвездочных гостиниц нет, так как там нет большого спроса на них.

За здоровьем —  в здоровую страну

Оздоровительный туризм — это ниша Венгрии. Благодаря тому, что 80% венгерской территории богаты лечебно-термальными водами, ее называют «горячий ключ» Европы.

На этом рынке Венгрия, входящая в первую пятерку стран по количеству термальных источников, конкурирует с Чехией. Правда, как шутят венгры, «в такой воде, которую пьют чехи, мы  купаемся». И уточняют, что у них разная направленность: в Чехии — в частности, в Карловых Варах — специализируются на лечении болезней желудочно-кишечного тракта, в Венгрии — опорно-двигательного аппарата.

Каждый третий турист, въезжающий в страну, едет «за здоровьем». Особенно популярны отдых и лечение на венгерских курортах у граждан Германии, США, Австрии, а также у населения самой Венгрии. При этом внутренний оздоровительный туризм развивается более динамично, чем въездной. Венгры составляют 80% гостей в велнесс-гостиницах, а их доля в общем объеме ночевок — 70%. Это и неудивительно: венгры — нация, помешанная на здоровье, это становится понятно, когда и днем, и ночью, в дождь и в солнце, встречаешь толпы бегущих.

Если на глобальном туррынке Венгрии приходится конкурировать с Чехией, то на рынке стран СНГ — с Польшей и Литвой, которые более демократичны по ценам, да и географически более близки к осколкам СССР.

Вообще оздоровительный туризм — главный тренд современного туррынка, и очень многие страны, которые до этого были мало представлены в этом сегменте, делают акцент на его развитие. Возможно, уже скоро венграм придется придумывать шутки по поводу термальных источников, предположим, Туниса.

Поработать и погулять

Деловой туризм появился в Венгрии еще в позапрошлом столетии, но интенсивно стал развиваться только в 60-е годы прошлого века. Будапешту повезло оказаться построенным в самом центре Европы, и это удачное географическое месторасположение позволило ему к двухтысячным войти в тройку городов-лидеров по количеству проводимых здесь конференций и корпоративных собраний.

Такой вид туризма является неплохим подспорьем для туротрасли страны, так как он не носит ярко выраженного характера сезонности. Кроме того, деловой туризм генерирует более высокий доход: такие туристы остаются на большее время и тратят большие средства.

[inc pk='1074' service='media']

Правда, уже в начале 2000-х ситуация начала меняться, причем не только в Венгрии, но и в целом по Европе, позиции которой на этом рынке сильно пошатнулись. По темпам роста делового туризма она отстает от других регионов мира, причем этот разрыв постоянно увеличивается. Дело в том, что в условиях экономического спада европейским компаниям пришлось урезать расходы на деловые поездки и уж тем более — сокращать траты на организацию отдыха и развлечений своих сотрудников (что, кстати, являлось двигателем роста для смежных отраслей). В то же время американские компании, напротив, наращивали объемы финансирования, потому центр тяжести делового туризма переместился из Европы в Америку.

Пока Венгрия вполне успешно конкурирует в традиционных для себя сегментах — оздоровительном и культурно-познавательном туризме. Но, обрати она внимание на развивающиеся рынки не два года назад, а хотя бы лет за пять до того, успех мог быть еще более значительным.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики