Освободиться от агрессии

Редакционная статья

Освободиться  от агрессии

Обсуждать проблемы взаимоотношений религиозных конфессий становится mauvais ton. В мире, декларирующем толерантность и возможность высказываться по любому злободневному вопросу, иметь свою собственную точку зрения на религию нежелательно. О религии – либо хорошо, либо ничего. И это при том, что именно сейчас межрелигиозное противостояние, обусловленное как банальной борьбой за человеческие души, так и искусственным нагнетанием проблемы «свой-чужой», сильно как никогда. Словосочетанием «религиозный экстремизм» политики объясняют почти все произошедшие в последние годы террористические акты. Хотя сами священнослужители пытаются дистанционировать свои религии от понятий «экстремизм» и «терроризм».

Состоявшийся в Астане второй Съезд лидеров мировых и традиционных религий в определенном смысле событие уникальное. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, снискавший себе славу на ниве интеграции постсоветских государств (его можно считать, к примеру, одним из авторов Единого экономического пространства), три года назад решил пригласить к диалогу не только материальные субстанции (сиречь страны), но и души. И весьма в этом преуспел, хотя находились, и находятся до сих пор, скептики, утверждающие, что любые совместные выступления представителей религиозных конфессий – не более чем постановочное действо, имеющее своей целью: а) улучшить имидж страны-организатора в глазах мирового сообщества; б) облагородить сложные взаимоотношения религий без каких-либо долгосрочных обязательств.

Однако дискуссии на съезде развернулись действительно нешуточные. Представители практически всех конфессий утверждали, что именно политики используют религию в своих целях, вольно трактуя основные постулаты духовных учений. Нурсултан Назарбаев, председательствующий на съезде, в ответ, как политик, попенял отдельным религиозным деятелям за высказывания «о преимуществах одной религии над другой». По его мнению, устойчивой стабильности в обществе можно добиться, когда все три стороны – религия, политика и СМИ освободятся от агрессии по отношению к инакомыслящим.

Нынешний форум был более представительным как по числу гостей, так и по составу, чем первый, состоявшийся в 2003 году. В Астану приехали 29 делегаций, представлявших ислам, христианство, буддизм, иудаизм, даосизм, синтоизм, Всемирный совет церквей и такие организации, как Всемирная конференция религий за мир (муниты) и Всемирный культурный фонд Заратустры. Христианские конфессии на форуме представляли Римско-католическая, Англиканская, Русская православная, Константинопольская православная церкви и Лютеранская всемирная федерация. Ислам был представлен делегациями из Египта, Индии, Индонезии, Ирана, Саудовской Аравии и Пакистана.

Все выступления съезд зафиксировал в «Принципах межрелигиозного диалога». В документе говорится о том, что диалог должен основываться «на честности, толерантности, смиренности и взаимоуважении» и не должен быть «нацелен на обращение в другую веру либо оскорбление собеседника другого вероисповедания, а также на демонстрацию превосходства одной религии над другими». Конечно, можно подискутировать на тему, насколько выполнимы эти принципы в реальной жизни – под них не придумаешь матрицу контроля. Топ-менеджеры (да простят нас за современную терминологию) ведущих религиозных конфессий пообещали сделать мир более толерантным и менее конфликтным. Хотя бы в том, что касается межрелигиозных отношений. И нам (в том числе и атеистам) остается лишь верить в их честное (по определению) слово.