Новый кувшин для джинна

Написание имени Хотт@быча в названии фильма уже подсказывает зрителю его идею

Новый кувшин для джинна

В фильме «Хотт@быч» нет ничего необычного – это история о джинне, вновь оказавшемся среди людей, после того как он «отмотал несколько тысяч лет заключения в одиночном кувшине» и теперь готов исполнить три желания своего освободителя. Это старая сказка, рассказанная на новый лад. Каковы желания нового освободителя? Как выглядит мир после очередной отсидки? Что предстоит усвоить древнему Хоттабычу, чтобы освоиться в современной обстановке? К трем вещам привязывается Хоттабыч в нашем мире: новым друзьям, пиву и интернету.

Полвека назад Лазарь Лагин написал повесть «Старик Хоттабыч» про приключения джинна в Советском Союзе, а Геннадий Казанский снял одноименный фильм-комедию. Экранизацией «Старика Хоттабыча», вышедшей в 1958 году, Лагин остался недоволен. Писатель настоял, чтобы в титрах не было его имени. Заглавную роль исполнил Николай Волков, который, по мнению Лагина, в общем-то и вытянул весь фильм. В 2006 году 22-летний режиссер Петр Точилин взялся за экранизацию романа Сергея Обломова «Медный кувшин старика Хоттабыча». Ремейки – признак не только кино, но и литературы нашего времени. Хоттабыч тот же, и идея все та же, так сказать, прием-архетип. Но новые приключения Хоттабыча однозначно ремейком назвать нельзя, все-таки новые реалии и новые герои. Пионер Волька превратился в хакера Генку, просиживающего сутки напролет за компьютером с бутылочкой пива, а оптимистичная советская действительность – в романтизированную компьютерную сеть как символ свободы и безграничных возможностей.

У Точилина даже мир поделен: на тех, кто обитает в интернете и не мыслит без него жизнь – добрых, умных или хотя бы забавных персонажей, и тех, кто знает об инете понаслышке и пользоваться им не умеет – туповатых, озлобленных, в общем, плохих ребят и девушек. Они становятся предметом насмешек и розыгрышей их более современных и продвинутых товарищей. Главный герой Генка (опять-таки в отличие от враля пионера Вольки) всегда говорит правду, честен, наивен и неприспособлен к офлайновой жизни. В онлайне же он чувствует себя как рыба в воде: позволяет себе не только хулиганские выходки, но и криминальные деяния: рисует в пайнт-браше задницу на сайте Microsoft или похищает чайник с интернет-аукциона. Генка имеет право только на три желания, и со свойственным ему пофигизмом и раздолбайством загадывает «хрен-знает-сколько-лион» долларов, шикарный прием девушки своей мечты (автомобиль «Победа» с бочкой пива и краником) и – бутылку пива, в конце концов заражая своим отношением к жизни и Хоттабыча, и любимую девушку, и зрителей.

Режиссер Петр Точилин обещал, что фильм будет напоминать по духу старые советские комедии Данелия и Рязанова, конечно, с поправкой на современность. Для этого был даже изобретен новый жанр – интернет-комедия. Выходу фильма на экраны предшествовала и выдержанная в духе жанра рекламная кампания. Главным полем битвы за деньги зрителей оказалось не телевидение, а интернет: icq, портал mail.ru и сайт www.hottabych.net, которые уже посетили 180 тыс. человек. На www.hottabych.net был организован специальный конкурс приколов «Фотожаба», где предложено с юмором поиздеваться над креативом к фильму. Слово «Хоттабыч» не является интеллектуальной собственностью наследников Лагина, поэтому им могут пользоваться все кому не лень: и продюсер этого фильма кинокомпания СТВ, и сеть магазинов «Старик Хоттабыч», и компания, владеющая этими магазинами, под названием «Волька».

Чтобы оправдать статус интернет-комедии, фильм изобилует типичными интернет-шутками. Тут и «аццкий сотона», и «медвед с преведом», и самое унизительное оскорбление – «ламер», а если КИСА, то обязательно с розовым «капс локом», и набившее оскомину «Microsoft мастдай», и вторгающееся в сюжет то и дело окно Windows, в котором появляется надпись: «Соединение с объектом «Лена» будет прервано через 17 секунд» – «да», «нет».

Юмор картины варьируется от удачных шуток до банальностей. Игра актеров то веселит, то заставляет скучать. Наш соотечественник актер Владимир Толоконников в роли Хоттабыча не только по характеру образа, но и по стилю игры выглядит пришельцем с другой планеты, а точнее, выходцем из уже хорошо известного и полюбившегося фильма «Собачье сердце». Его игра в Хоттабыча еще раз убедила меня, что Толоконников типажный актер. У Хоттабыча, как и у Шарика, вселенская грусть в глазах и в голосе. Толоконников даже немного переигрывает, что иногда вызывает легкое раздражение. Такое ощущение, что роль Шарикова для него как роль Ленина для Щукина. На фоне игры и мимики других актеров Толоконников и правда выглядит просидевшим тысячелетия в кувшине джинном.

При всех издержках актерской игры удачной находкой для фильма стала компьютерная анимация, занимающая почти половину фильма. Особенно забавно выглядит спутница злейшего врага Хоттабыча Шайтаныча – выполненная в стиле анимационного минимализма Тень. Не оставляет равнодушной носящаяся как шмель зубастая компьютерная моль, которая уже сожрала ковер-самолет Хоттабыча и теперь мечтает об обещанной Генкой норковой шубе.

В общем, для первой российской молодежной интернет-комедии, не обезображенной излишним интеллектом и не претендующей на идейное содержание, в чем-то продолжающей традиции «Даже и не думай», может быть, и неплохо.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?