Свет и тени Светлого мыса

С каждым годом ажиотаж вокруг иссык-кульского полуострова Светлый мыс, одного из самых священных христианских мест в Центральной Азии, усиливается. Но, помимо грандиозных религиозных драм, здесь разыгрываются драмы и более скромного масштаба – например, как выжить семейному детскому дому, нашедшему приют в стенах бывшей православной обители

Свет и тени Светлого мыса

На 177-м километре трассы Балыкчи – Каракол, что идет по Северному побережью озера Иссык-Куль, вниз, к воде, отходит неширокая живописная дорога с разбитым асфальтовым покрытием. Первые деревья – тополя, карагачи – были посажены свыше ста лет назад. Сегодня их разросшиеся кроны плотно смыкаются над проезжей частью, образуя зеленую в синих небесных и золотистых солнечных пятнах естественную галерею.

Сине-зелено-золотистая гамма как нельзя лучше гармонирует с названием поселка, лежащего на другом конце полуторакилометровой дороги и небольшого песчаного полуострова, на котором он расположен. В постсоветское время село было переименовано в Ак-Булун, хотя старожилы упорно продолжают называть его Светлым мысом. Но больше всего «золотое на голубом» созвучно истории – древней, новой и новейшей – этого удивительного уголка Иссык-Кульской котловины.

Сельскохозяйственный техникум

Сказка зеленого леса начинает исчезать после первого километра: по левую руку мелькает несколько двухэтажных зданий, смотрящих на дорогу пустыми оконными и дверными проемами. В корпусах за ними окна-двери целы, но печать упадка и лучших времен лежит на сухом замусоренном фонтане, облупленных скамейках и покосившемся информационном щите. Сквозь трещины в дорожках пышно зеленеет трава. Вечно живой Ильич грустно взирает на окружающее запустение с потрескавшегося пьедестала.

В советские годы главным градообразующим фактором поселка Светлый мыс был сельскохозяйственный совхоз-техникум, который ковал специалистов-аграриев для всего региона. Сегодня учебное заведение является филиалом Иссык-Кульского университета, но общее количество студентов вот уже который год не переваливает за сотню человек. В наши дни славность стен аграрной альма-матер определяет совсем другой, весьма далекий и от сельского хозяйства, и от педагогики фактор.

В далекие 50-е годы при закладке котлована под корпус студенческого общежития рабочие наткнулись на человеческие останки. На одном из скелетов, как вспоминали очевидцы, было богатое вышитое одеяние, а на шее – массивный серебряный православный крест. С этой находки и начинается «новая» история Светлого мыса – полуострова, который сегодня многие, в том числе и митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир, считают самым священным для христиан местом в Центральной Азии.

Серебряный крест куда-то таинственно исчез прямо из могилы. Котлован, с несвойственной советскому атеизму щепетильностью, перенесли на несколько метров в сторону. А захоронение стало служить местом для молитвы православных жителей окрестных деревень.

Светлый мыс может стать «среднеазиатским Афоном» для христианского мира, в первую очередь православного

Но в земле Светлого мыса или в водах окружающего его залива, как считают некоторые ученые-историки, возможно, покоится нечто, что способно привлечь паломников из более широкого географического ареала. Это – рака с нетленными мощами святого апостола и евангелиста Матфея, единственного из двенадцати апостолов, чье место погребения неизвестно. 

Христианство на Иссык-Куле

Христианство стало проникать в Центральную Азию во II–III веке нашей эры. В течение многих веков Иссык-Кульская котловина была одним из самых оживленных участков Шелкового пути. Когда в середине III века римский император Декий начал гонения на христиан, верующие, опасаясь поругания мощей Святого Матфея, бежали с ними в Среднюю Азию, где уже существовали многочисленные христианские общины. В конце концов, предположительно в VI веке, останки апостола достигли берегов высокогорного озера, где и нашли успокоение в стенах христианского монастыря армян-несториан.

[inc pk='2300' service='media']

Последние монахи-несториане покинули это место в XV веке, с окончательным утверждением ислама в Средней Азии. Один только факт столь протяженной – тысячелетней! – истории христианского служения ставит Светлый мыс в особое положение среди христианских святынь Центральной Азии.

В начале 90-х годов на Западе почти одновременно увидели свет несколько исторических научных публикаций, авторы которых убедительно доказывали, что рака с мощами евангелиста находится именно на побережье затерянного среди заснеженных хребтов Тянь-Шаня горного озера. Одним из главных аргументов в пользу этого предположения является Каталонская карта мира, составленная в 1375 году. На ней обозначено озеро Иссык-Куль и монастырь на его берегу, с надписью: «Это место называется Исикол. В этой местности расположен монастырь армянских братьев, где, как говорят, находятся (погребены) останки святого апостола и евангелиста Матфея».

Как только о результатах исследований стало известно у нас, поиски местоположения монастыря армянских братьев резко активизировались. С 1999 года в этом районе почти ежегодно работают археологические экспедиции, которые пользуются финансовой и моральной поддержкой как частных лиц и организаций, так и Русской православной церкви. Благодаря этим работам точное расположение древнего монастыря уже не вызывает сомнений. А вот саркофаг с мощами пока найти не удалось.

Новотроицкий монастырь

Если посмотреть на село Ак-Булун с одного из предгорных холмов, план его улиц напоминает православный крест. И это – не случайное совпадение.

В 1882 году (некоторые источники годом основания называют 1888-й) по указу императора Александра III, для укрепления веры православной на недавно вошедших в состав Империи киргизских землях на полуострове Светлый мыс был основан Новотроицкий православный мужской монастырь. Первые монахи прибыли на берега озера из Валаама, а настоятелем был игумен из Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

В окрестностях Светлого мыса находились монастырские сельхозугодья. Все земли были поливными, арычная система поддерживалась в отличном состоянии. При монастыре были пасека, коровник, овчарня, кузня, большие сады, виноградник и цветники. В ягоднике разводили несколько видов крыжовника, малины и клубники. Местные жители покупали у монахов семена пшеницы, ячменя, овса, гречки, саженцы плодовых деревьев.

Также была обширная библиотека, в которой находились книги не только духовного, но и светского содержания. Монахи обучали детей из окрестных сел чтению, письму и азам землепользования.

Все изменилось в 1916 году. Восстание киргизских племен против колониальной политики царизма на местах привело к резне и погромам. Повстанцы сожгли большую часть монастырских построек, в том числе и главный храм. 24 из 26 находившихся в то время в монастыре монахов приняли мученическую смерть, двоим удалось бежать. За 1916 годом последовал 1917-й, и монастырь и его обитателей предали забвению.

[inc pk='2301' service='media']

"Источник благоденствия"

Из многочисленных построек Новотроицкой обители до наших дней выстояли только пять. Лучше всех сохранилась сложенная из вековых вымоченных еловых бревен трапезная. Она, а также бывшая часовня располагаются сегодня на территории частного семейного детского дома «Мээрим Булагы». Во главе семьи стоят Гульнара Дегенбаева и ее супруг Руслан Мукамбетов, или мама и папа, как их называют воспитанники – а их сегодня 68. 60 из них живут дружной семьей в просторных, отремонтированных кельях бывшей трапезной. 8 воспитанников уже покинули отчий кров и учатся в вузах. Одно крыло – для мальчиков, другое – для девочек. Уютные спальни, комнаты для игр, библиотека, ванные, большая светлая столовая. Как говорит Гульнара: «У нас живут дети из 8 республик бывшего Советского Союза. Все говорят на двух языках – русском и киргизском».

В детском доме 45 детей школьного возраста, все они ученики местной школы. Начали играть и первые свадьбы: в конце сентября отдавали замуж одну из старших воспитанниц.

В бывший монастырь детский дом перебрался в 1999-м. Здание, пустовавшее с начала 90-х, медленно ветшало. Воспитанники своими силами привели его в порядок и стали налаживать семейный быт. Сегодня, оглядываясь на 7-летнюю историю детского дома, нельзя не отдать должное «родителям», Гульнаре и Руслану. Несмотря на то, что киргизское правительство, по словам директора, не дает на содержание детей ни копейки и не предоставляет никаких налоговых льгот, все воспитанники одеты, обуты, сыты, обучены и счастливы. Выжить помогают зарубежные и местные благотворительные фонды, частные пожертвования и помощь Бишкекской и Среднеазиатской епархии.

С православной церковью у Гульнары Орозбаевны и ее детского дома складываются особые отношения. По словам мамы, в дом приезжал – инкогнито! – специальный посланник патриарха Алексия Второго. Он представился простым верующим, был приглашен остаться на ночь. Долго молился, а утром сказал – вы живете в святом месте. А через некоторое время Гульнару официально пригласили в Москву, в епархию, где поблагодарили за ее усилия по сохранению христианской святыни, которую, как говорит Гульнара, местные бизнесмены хотели разобрать по бревнышкам. Из столицы России Гульнара-эже вернулась с подаренной ей факсимильной копией Каталонской карты 1375 года. Да и как не поверить в святость этого места, когда вода в скважине, пробитой на заднем дворе за трапезной, оказалась обогащенной ионами серебра. Вот уж, воистину, «источник благоденствия» – именно так переводится с киргизского «мээрим булагы».

Но прежде всего семья надеется на собственные силы: вокруг здания разбит большой огород, на котором сразу бросается в глаза дружно зеленеющая ботва картофеля. Две теплицы снабжают столовую свежими овощами. Есть и собственные мастерские. За огородами крутой откос, поросший вековыми тополями, сбегает к тихим водам залива. Бухгалтер Айгуль с гордостью делится планами на будущее: «В этом году забор вокруг территории покрасили, бетонные ступеньки к заливу закончим. На следующий год думаем нашу сторону заливчика очистить от водорослей, тины и грязи, чтобы дети могли купаться».

[inc pk='2302' service='media']

Потенциальным источником доходов может стать и скважина с серебряной святой водой, если найдется порядочный бизнесмен, готовый вложить деньги. «Я сама – не предприниматель, я – воспитатель», – с улыбкой сетует Гульнара. Впрочем, «воспитателю» приходится демонстрировать и недюжинные бойцовские качества. Территория детдома, а также кое-что из переданной ему в дар собственности показались лакомым кусочком некоторым местным деловым людям и представителям власти. Судебные заседания давно уже стали привычным пунктом в ежедневнике Гульнары Орозбаевны.

Светлое будущее Светлого мыса

Уходящая в далекое прошлое череда христианских монастырей... советский сельхозтехникум, детские дома в стенах бывшей православной обители... Все это – вехи в истории полуострова с чистым названием Светлый мыс. Место огромного потенциала – духовного и материального. Оно может стать «среднеазиатским Афоном» для христианского мира, в первую очередь православного. Даже если поиски саркофага с мощами святого Матфея не принесут однозначного результата, они и не опровергнут саму возможность его наличия в этих краях. А значит, при грамотно организованной информационной кампании на полуостров потянутся массы паломников. Относительная удаленность и труднодоступность места для этой категории туристов – скорее «плюс», чем «минус». Создание инфраструктуры, способной достойно их принять и удовлетворить их потребности – вполне реальный план экономического развития Ак-Булуна в будущем. Не следует забывать и о светских туристах: Восточное Прииссыккулье сегодня является одним из двух (наряду с Ошской областью) центров притяжения иностранных туристов в Киргизии. Уже сейчас на страницах всех ведущих западных путеводителей по Центральной азии, к примеру Lonely Planet, Светлый Мыс упоминается особо.

А пока – ветшает и разрушается здание монастырской библиотеки, рассыпается в труху деревянная мельница, стала частным владением бывшая пекарня. В часовне Гульнара-эже хранит продуктовые запасы. И серебряный крест, когда-то пропавший из могилы, так и остается в чьей-то частной коллекции.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности