Пекари хотят поиграть с ценой

Хлебопеки, чтобы нивелировать потери от растущих цен на электроэнергию, ГСМ, запчасти, некоторые пищевые ингредиенты, используемые при выпечке, предприняли попытку повысить стоимость своей продукции

Пекари хотят поиграть с ценой

АО «Павлодарский хлебобулочный комбинат» (ПХБК), которое доминирует на местном рынке хлебобулочных изделий, подало заявку на повышение цены на хлеб в Антимонопольное управление по Павлодарской области. Стоимость формовой булки «Семиреченской», наиболее популярной в этом регионе, по мнению специалистов ПХБК, должна быть увеличена с 26 до 32 тенге.

Свое заключение, от которого будет зависеть цена хлеба в Павлодаре, антимонопольное ведомство выдаст в начале октября. В последний раз стоимость этого продукта в городе поднималась в 2003 году с 23 до 26 тенге. Тогда рентабельность предприятия была на уровне 11,6%, сейчас этот показатель снизился до 6,2%. «Чтобы снизить издержки, мы провели сокращение кадров, однако даже эта процедура не спасла положение предприятия. Потому что наряду со снижением количества работников растет заработная плата, с 2003 года она увеличилась в 2 раза», – сообщила «Эксперту Казахстан» директор по финансовым вопросам Гульраушан Мухамедова.

Павлодарские хлебопеки отмечают и рост цен на ингредиенты, используемые при выпечке хлеба. Стоимость сахара с ноября прошлого года возросла на 40%, не столь стремительно, но непрерывно повышается стоимость дрожжей, соли и большинства других компонентов хлебной продукции.

В тисках конкуренции

Несмотря на удорожание ингредиентов, на столичных рынках стоимость хлебобулочных изделий остается на прежнем уровне. Парадоксальная ситуация складывается из-за ужесточающейся конкуренции в этом сегменте. В последние годы сформировалась тенденция создания собственного производства хлебобулочных изделий крупными супермаркетами. По словам директора производства Interfood Нурзады Калыбековой, на сегодняшний день у мини-цехов и пекарен рентабельность намного выше, так как у них новое оборудование, небольшой персонал, соответственно, и административные расходы ниже, чем на крупных предприятиях. В итоге потребителю предоставляется свежая продукция по более низкой цене. Повышение цен на большинство продовольственных товаров, кроме муки, как сказала г-жа Калыбекова, не повлияет на рыночную стоимость хлеба из их пекарни.

Немаловажным фактором в успешности развития хлебобулочного производства играет сбыт. Для крупных супермаркетов хлеб играет роль стратегического товара. В цехах сети магазинов Interfood производится 500–700 кг хлеба в день. Уже в этом году они намерены увеличить объемы в 1,5 раза, ввиду того что получают заказы от других магазинов. У профильных предприятий, ориентированных лишь на выпечку хлеба в промышленных объемах, производительность выше в сотни раз. «Сегодня мы производим 65–70 тонн продукции ежедневно. Ежемесячный объем продаж составляет 1,2–1,5 млн долларов, и эти показатели мы намерены в дальнейшем увеличивать», – сообщила «Эксперту Казахстан» начальник отдела маркетинга и рекламы ТОО «Объединение Алматы нан» Наталья Дерябина. По мнению г-жи Дерябиной, в будущем ценовые колебания на ингредиенты скажутся на стоимости готовой продукции. Рентабельность хлебных предприятий, и прежде не превышающая 10%, постоянно снижается под давлением роста цен на ингредиенты.

Замкнутый круг

Поскольку хлебопеки долгое время работают с минимальной прибылью, возможности дополнительных инвестиций в модернизацию оборудования исключаются. По мнению и.о. генерального директора «Аксай нан» Насимы Калиевой, 70–80% технической базы в хлебобулочной отрасли изношено. Перевооружение этого сектора пошло бы быстрее, если бы правительством были предоставлены преференции и льготы на ввоз оборудования. «За счет поэтапного обновления технической базы нам удается удерживать рентабельность на уровне 15%. Современное оборудование с более высоким уровнем автоматизации является менее энергоемким, соответственно, и за счет модернизации производственных мощностей нам удается снижать издержки. Кроме того, мы диверсифицируем продуктовую линейку кондитерскими изделиями. В настоящее время «Аксай нан» производит 150 наименований товаров, в том числе те, которые не подлежат контролю антимонопольного ведомства. И наша компания пока не намерена повышать стоимость своей продукции», – отмечает г-жа Калиева. Однако, несмотря на то что отпускные цены на хлебных предприятиях не растут, товары на полках дорожают. Цены на хлеб повышаются для конечных потребителей из-за того, что предприятия розничной торговли устанавливают товарную наценку от 20%. Получается, что антимонопольное ведомство, регулируя отпускную стоимость хлебных изделий, не влияет на конечную цену для потребителей.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?