Пекари хотят поиграть с ценой

Хлебопеки, чтобы нивелировать потери от растущих цен на электроэнергию, ГСМ, запчасти, некоторые пищевые ингредиенты, используемые при выпечке, предприняли попытку повысить стоимость своей продукции

Пекари хотят поиграть с ценой

АО «Павлодарский хлебобулочный комбинат» (ПХБК), которое доминирует на местном рынке хлебобулочных изделий, подало заявку на повышение цены на хлеб в Антимонопольное управление по Павлодарской области. Стоимость формовой булки «Семиреченской», наиболее популярной в этом регионе, по мнению специалистов ПХБК, должна быть увеличена с 26 до 32 тенге.

Свое заключение, от которого будет зависеть цена хлеба в Павлодаре, антимонопольное ведомство выдаст в начале октября. В последний раз стоимость этого продукта в городе поднималась в 2003 году с 23 до 26 тенге. Тогда рентабельность предприятия была на уровне 11,6%, сейчас этот показатель снизился до 6,2%. «Чтобы снизить издержки, мы провели сокращение кадров, однако даже эта процедура не спасла положение предприятия. Потому что наряду со снижением количества работников растет заработная плата, с 2003 года она увеличилась в 2 раза», – сообщила «Эксперту Казахстан» директор по финансовым вопросам Гульраушан Мухамедова.

Павлодарские хлебопеки отмечают и рост цен на ингредиенты, используемые при выпечке хлеба. Стоимость сахара с ноября прошлого года возросла на 40%, не столь стремительно, но непрерывно повышается стоимость дрожжей, соли и большинства других компонентов хлебной продукции.

В тисках конкуренции

Несмотря на удорожание ингредиентов, на столичных рынках стоимость хлебобулочных изделий остается на прежнем уровне. Парадоксальная ситуация складывается из-за ужесточающейся конкуренции в этом сегменте. В последние годы сформировалась тенденция создания собственного производства хлебобулочных изделий крупными супермаркетами. По словам директора производства Interfood Нурзады Калыбековой, на сегодняшний день у мини-цехов и пекарен рентабельность намного выше, так как у них новое оборудование, небольшой персонал, соответственно, и административные расходы ниже, чем на крупных предприятиях. В итоге потребителю предоставляется свежая продукция по более низкой цене. Повышение цен на большинство продовольственных товаров, кроме муки, как сказала г-жа Калыбекова, не повлияет на рыночную стоимость хлеба из их пекарни.

Немаловажным фактором в успешности развития хлебобулочного производства играет сбыт. Для крупных супермаркетов хлеб играет роль стратегического товара. В цехах сети магазинов Interfood производится 500–700 кг хлеба в день. Уже в этом году они намерены увеличить объемы в 1,5 раза, ввиду того что получают заказы от других магазинов. У профильных предприятий, ориентированных лишь на выпечку хлеба в промышленных объемах, производительность выше в сотни раз. «Сегодня мы производим 65–70 тонн продукции ежедневно. Ежемесячный объем продаж составляет 1,2–1,5 млн долларов, и эти показатели мы намерены в дальнейшем увеличивать», – сообщила «Эксперту Казахстан» начальник отдела маркетинга и рекламы ТОО «Объединение Алматы нан» Наталья Дерябина. По мнению г-жи Дерябиной, в будущем ценовые колебания на ингредиенты скажутся на стоимости готовой продукции. Рентабельность хлебных предприятий, и прежде не превышающая 10%, постоянно снижается под давлением роста цен на ингредиенты.

Замкнутый круг

Поскольку хлебопеки долгое время работают с минимальной прибылью, возможности дополнительных инвестиций в модернизацию оборудования исключаются. По мнению и.о. генерального директора «Аксай нан» Насимы Калиевой, 70–80% технической базы в хлебобулочной отрасли изношено. Перевооружение этого сектора пошло бы быстрее, если бы правительством были предоставлены преференции и льготы на ввоз оборудования. «За счет поэтапного обновления технической базы нам удается удерживать рентабельность на уровне 15%. Современное оборудование с более высоким уровнем автоматизации является менее энергоемким, соответственно, и за счет модернизации производственных мощностей нам удается снижать издержки. Кроме того, мы диверсифицируем продуктовую линейку кондитерскими изделиями. В настоящее время «Аксай нан» производит 150 наименований товаров, в том числе те, которые не подлежат контролю антимонопольного ведомства. И наша компания пока не намерена повышать стоимость своей продукции», – отмечает г-жа Калиева. Однако, несмотря на то что отпускные цены на хлебных предприятиях не растут, товары на полках дорожают. Цены на хлеб повышаются для конечных потребителей из-за того, что предприятия розничной торговли устанавливают товарную наценку от 20%. Получается, что антимонопольное ведомство, регулируя отпускную стоимость хлебных изделий, не влияет на конечную цену для потребителей.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее