ГЛОНАСС спешит на помощь

ГЛОНАСС спешит на помощь

«ЭРА-ГЛОНАСС» — самый крупный проект по коммерциализации технологий ГЛОНАСС — заинтересовал и Казахстан. По итогам визита казахстанского премьера Серика Ахметова в РФ создана межгосударственная рабочая группа для координации работ по созданию в республике аналогичной системы.

ГЛОНАСС — спутниковая система навигации, разработанная еще по заказу Министерства обороны СССР. Основой системы являются 24 спутника. Они размещены на трех орбитах, по 8 активных спутников на каждой. Изначально система задумывалась как военная, но проблемы с ее финансированием в 1990-х привели к тому, что ГЛОНАСС стал системой двойного назначения и поддерживается в России одной из целевых федеральных программ. «ЭРА-ГЛОНАСС» (ЭГ) — пример использования изначально военной навигационной системы в мирных целях.

Схема работы системы выглядит так: автомобили оснащены терминалами вызова экстренных оперативных служб; этот терминал в момент аварии принимает навигационный сигнал от спутников, на основе полученных данных вычисляет координаты пострадавшего транспортного средства и по каналам сотовой связи передает данные об аварии оператору.

Экстренный вызов оборудование производит независимо от водителя — поводом для сигнала может стать, например, срабатывание подушек безопасности. Водитель (или пассажиры) могут включить устройство и вручную. Оператор, получив информацию о ДТП, уже с помощью голосовой связи уточняет детали и в случае подтверждения информации или отсутствия ответа отправляет на место аварии спасателей, врачей или полицейских.

По статистике, среднее время реагирования в большом городе при ДТП — более 20 минут, но после запуска системы автоматического реагирования это время уменьшается на 40%. Российские эксперты считают, что оснащение автотранспорта терминалами вызова экстренных оперативных служб (что означает и ускорение оказания помощи пострадавшим в авариях) позволит снизить тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий на 15%, смертность от ДТП — на 10–12%.

[inc pk='9' service='table']

Основным условием успешного внедрения ЭГ, по словам руководителя НП ГЛОНАСС Александра Гурко, является внесение изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», предусматривающих необходимость установки терминалов системы ЭГ на автотранспорте. Получается, что если Казахстан с Беларусью не поддержат проект, то и в России реализовать его в полном масштабе не удастся.

По проекту изменений в техрегламенте терминалами ЭГ с 1 января 2015 года должны оснащаться лишь новые модели легковых автомобилей; те же модели, которые прошли сертификацию до 2015 года, по-прежнему можно будет продавать без терминалов. Не будет требоваться установка оборудования и на новый автомобиль, ввозимый из-за границы частным лицом. Как пояснял для СМИ Дмитрий Марков, директор программы ЭГ, на автомобили, которые уже эксплуатируются, терминалы вызова экстренных оперативных служб будут устанавливаться исключительно по желанию владельца. По его мнению, себестоимость терминала ЭГ должна быть близка к цене простого мобильного телефона, и при базовой функциональности она не будет превышать ста долларов. Впрочем, насколько автомобили с терминалами будут дороже автомобилей без терминалов — решать все равно производителям.