Файлообмену не подлежит

Все больше файлообменных сайтов закрывается под давлением звукозаписывающих компаний, терпящих многомиллионные убытки из-за пиратства в сети

Файлообмену не подлежит

«Сеть eDonkey2000 более недоступна. Если вы крадете музыку или фильмы, вы нарушаете закон. Суды всего мира, включая Верховный суд США, постановили, что организации и граждане могут быть наказаны за нелегальное скачивание файлов. Когда вы скачиваете материалы, защищенные авторским правом, то делаете это не анонимно», – такими словами сейчас встречает пользователей одна из крупнейших файлообменных сетей eDonkey2000.

Дело в том, что практически год назад компания MetaMachine, владеющая данной сетью, получила письмо от Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA), которая предложила ей закрыться. В случае несогласия MetaMachine ассоциация намеревалась подать ряд судебных исков о нарушении авторских и смежных прав. В сентябре прошлого года после получения аналогичного письма закрылся сайт WinMX, а через несколько месяцев – i2nub и Grocster.

Убрать с дороги

Желание звукозаписывающих компаний закрыть все файлообменные сети вполне понятно. С популяризацией формата МР3 и пиринговых сетей, где пользователи выкладывают музыкальные файлы бесплатно, они недосчитываются миллионов долларов поступлений. По данным RIAA, убытки студий и компаний грамзаписи составляют около 300 млн долларов в год. Причем только в Соединенных Штатах из всемирной паутины ежемесячно загружается более 2,6 млрд лицензионных музыкальных записей, примерно 23% американцев пользуются подобной услугой и 43% из них считают это абсолютно законным. И это несмотря на то что ассоциация неоднократно подавала иски против пользователей, скачивающих музыкальные файлы. В США даже был принят закон, по которому любителей бесплатной музыки могли заключить в тюрьму сроком до трех лет.

Однако недавно апелляционный суд Сент-Луиса постановил, что звукозаписывающие компании не имеют права требовать у интернет-провайдеров предоставления персональных данных людей, подозреваемых в том, что они нелегально распространяют музыкальную продукцию.

В Британии, например, представители British Phonographic Industry trade group (BPI) обязали интернет-провайдеров замораживать подозрительные аккаунты, после того как BPI получила в свое распоряжение 42 IP-адреса, принадлежащих провайдеру Cable & Wireless и 17 – Tiscali. «Мы предоставили компаниям Tiscali и Cable & Wireless неопровержимые доказательства нарушения авторских прав на принадлежащих им серверах. Полагаем, что интернет-провайдеры не имеют права закрывать глаза на подобные вещи и должны навести порядок в своей вотчине. Вынуть вилку из розетки, в конце концов», – заявил председатель BPI.

Кроме того, Верховный суд Великобритании постановил, что все интернет-провайдеры должны передавать информацию о британцах, обвиняемых в использовании пиринговых (бесплатных) сетей.

Что говорить о других странах, таких, например, как Россия или Китай, где пиратство, в том числе и в сети, распространено куда больше, чем в США. Согласно данным Международного альянса по защите интеллектуальной собственности (International Intellectual Property Alliance, IIPA), ежегодно публикующего отчет о нарушениях авторских прав, уровень пиратства в России оценивается в 80% рынка. Считается, что из-за российских пиратов Америка в 2004 году понесла убытки в размере 1,7 млрд долларов. По другим данным, объем контрафактной музыкальной продукции в рунете достигает 97%. Объем же легального рынка российского сегмента сети составляет лишь 1 млн долларов, в то время как оборот лишь одного теневого сайта – 25–30 млн долларов.

Недавно торговое представительство США обвинило российский сайт Allofmp3.com в незаконном размещении музыки, нарушающем международное законодательство в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Американцы назвали данный сайт крупнейшим в мире пиратским интернет-ресурсом и заявили, что он должен быть закрыт.

Российские пиринговые сети весьма популярны не только в своей стране, но и за ее пределами, так как предоставляют музыку если не бесплатно, то за небольшую плату. В той же Великобритании, например, по данным исследовательской компании XTN Data, на долю российского сервиса приходится 14%. Причем объемы нелегального скачивания музыкальных файлов в этой стране постоянно растут, за последний год они увеличились с 3 до 28%. Итальянские же власти закрыли портал Allofmp3.it из-за того, что на нем содержится огромное количество пиратской продукции.

Для России ужесточение мер по борьбе с пиратством является одним из условий вступления страны в ВТО, поэтому с 1 сентября там вступил в силу новый Закон об авторских и смежных правах. Согласно изменениям, внесенным в этот закон, его нарушители могут попасть в тюрьму сроком до пяти лет. По мнению большинства экспертов, принятие новых поправок – первый шаг на пути легализации рынка.

Китай тоже на протяжении многих лет входит в число стран, в которых уровень угрозы американской интеллектуальной собственности считается самым высоким. Однако несмотря на все попытки правительства Поднебесной бороться с пиратством, объем продаж контрафактной продукции продолжает расти. В связи с этим IIPA предлагает наложить еще более жесткие торговые ограничения на эту страну в соответствии с требованиями торгового законодательства США.

Но как бы власти стран, постоянно попадающих в черный список IIPA, ни боролись с интернет-пиратами, число людей, желающих загрузить музыку бесплатно, в мире неуклонно растет. Если в декабре 2003 года, по данным исследовательской компании BigChampagne LLC, файлообменные сети одновременно посещало около 3,2 млн человек, то через год – уже 5,5 млн.

Зло или благо?

На одной чаше весов в споре о законности или незаконности распространения музыкальной продукции через интернет лежат интересы звукозаписывающих компаний и, как может показаться на первый взгляд, самих исполнителей и музыкантов, права которых, по сути, и нарушаются. На другой – интересы пиратов и пользователей. Но при этом сами музыканты практически единодушно утверждают, что распространение их творений в сети имеет скорее положительный эффект, так как способствует увеличению их популярности. Кроме того, зачастую человек, скачавший МР3 из сети, покупает альбом уже в обычном музыкальном магазине. Таким образом, как отмечают специалисты, интернет является главным рекламным посредником между звукозаписывающими компаниями и конечным потребителем.

По мнению экспертов ассоциации по защите прав артистов и музыкантов-исполнителей (ADAMI), даже развитие пиринговых сетей не должно пугать представителей рекорд-индустрии. Это скорее стимул для поиска новых источников дохода. Однако сами звукозаписывающие компании, похоже, не намерены подстраиваться к новым реалиям. Например, открывать собственные интернет-магазины, где бы продавалась их лицензированная продукция. Дело, возможно, в том, что они не уверены, что смогут получать столь же значительные прибыли, как раньше, ведь стоимость музыкальных файлов в сети гораздо ниже, нежели на обычных носителях. С другой стороны, как считает исследовательская компания Screen Digest, объем продаж музыки в сети будет расти и в дальнейшем значительными темпами. Только в Европе до 2010 года через интернет будет продано музыкальных файлов на 1,1 млрд долларов, тогда как в прошлом году на покупку музыки через интернет европейцы истратили 121 млн евро.

Аналитики уверены, что звукозаписывающим компаниям стоит делать больший упор именно на продажу через интернет, а также предоставление сервисов для мобильных телефонов, так как продажи музыкальной продукции на традиционных носителях будут сокращаться.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности