Путь к идеалу

Редакционная статья

Путь к идеалу

Система государственных закупок и коррупционные правонарушения в Казахстане де-факто стали синонимическими понятиями. Несмотря на то что в свое время были четко определены законодательные рамки госзакупок, государственные органы часто выходили за правовое поле. И когда проверяющие органы уличали их в этом, объяснения звучали вполне логично: мы, дескать, не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи – раз. А если необходимые товары и услуги приобретались на безальтернативном тендере (когда в нем участвовал только один поставщик), то «других компаний, работающих в этой нише, просто не существует в природе» – два. Когда обнаруживался факт лоббирования интересов какой-либо компании, нам растолковывали, что этого быть не может, все честно – три. Список можно продолжить.

По идее, система госзакупок должна удовлетворять запросы государственных органов и одновременно обеспечивать заказы для отечественных производителей. Но это в идеале. На самом деле все обстояло с точностью до наоборот. В силу непрозрачности системы госзакупок нарушения здесь стали нормой. В последние годы многие компании, ведущие довольно успешный бизнес, но безуспешно пробовавшие участвовать в тендерах, сошли с дистанции, понимая всю предопределяющую бесперспективность своих усилий. Впрочем, борьба здесь велась и ведется до сих пор, но не в горизонтальной плоскости, означающей равную конкуренцию, а в вертикальной. Малый и средний бизнес, похоже, включился в некое соревнование по крутости «крыши». Понятное дело, в таких условиях всегда выигрывал отнюдь не тот, кто давал лучшие предложения по соотношению цена/ качество, а, как нетрудно догадаться, у кого «крыша» выше. Именно ее высота и «качество» и помогают выигрывать тендеры, получать выгодные контракты и заказы. («Эксперту Казахстан» вообще несвойственно употреблять такие эпитеты, как «крыша», но невозможно подобрать соответствующий синоним, чтобы достоверно описать то явление, которое наблюдает все последние годы страна).

Описывать, насколько несовершенна система госзакупок, далее не имеет смысла. Возможно, новый закон будет лучше. Не исключено, что перевод проведения госзакупок в электронный формат (сейчас этот вопрос на повестке дня в Министерстве финансов) несколько улучшит конкурентные условия между потенциальными поставщиками и даже возведет некоторые барьеры для совершения коррупционных правонарушений. Но эти меры вряд ли смогут изменить ситуацию к лучшему.

И вот почему. Сформированный коррупционный пул будет всячески противостоять честным правилам игры. Так привыкли. Так принято. Так удобно и выгодно. Интересы малого и среднего бизнеса, который производит лучший товар и услуги и хотел бы рассчитывать на лучшие условия поставок, не в счет. Остаются интересы государства, которое хотело бы, чтобы бюджетные деньги расходовались эффективно и рационально, тем более если речь идет едва ли не о четверти годового бюджета. Но и тут проблемы. Среди чиновников разного ранга слишком мало настоящих государственников. По мере нисходящей властной вертикали их меньше и меньше.

Важно понять: даже самый маленький аким, «крышующий» бизнес, является глобальным препятствием на пути конкурентоспособности государства, потому что не дает полноценно развиваться бизнес-среде. Инициатива возможна только в состоянии свободы и равной конкуренции.

Совершенно очевидно, что создание экономических ориентиров, которые продуцирует исполнительная власть, сталкивается с системной проблемой – коррупцией. Более того, именно коррупционный потенциал искажает экономическую систему страны, в которой не остается места инновациям и предпринимательской инициативе. Из-за этого методы ведения бизнеса никак не могут войти в цивилизованное русло.

Если систему не поменять, то о мечте вхождения Казахстана в число 50 конкурентоспособных государств мира можно позабыть. Дело в том, что конкурентоспособность – понятие универсальное. Нельзя быть конкурентоспособным исключительно в экономике и неконкурентоспособным в политике. Мировой опыт показывает: те страны, которые забывали об этом, имели лишь краткосрочные экономические успехи. В то же время государства, ставящие перед собой двуединую задачу – экономическое развитие и совершенствование политической системы, добились значительного прогресса.

Статьи по теме:
ВВП

Инвестбум, свинченный вручную

Обладая чуть более 4% населения Казахстана и создавая менее 3% республиканского ВВП, Кызылординская область является одним из лидеров по инвестиционной активности и темпам социально-экономических преобразований

Спецвыпуск

В поисках главного

По мере того как годовые отчеты становятся полнее и информативнее, компаниям все важнее выделить и донести до заинтересованных сторон ключевые сообщения

Экономика и финансы

Призрак бедности

Основными последствиями девальвации тенге стали рост инфляции и снижение доходов населения, что негативно отразилось на многих отраслях экономики, связанных с потребительским спросом

Экономика и финансы

Создаем критическую массу

Факторинг может стать эффективным решением ряда проблем с финансированием бизнеса, однако этот сегмент еще должен пройти этап формирования устойчивой базы развития и устранения барьеров для роста