Несовместимые форматы

Пока республика не освоит международные стандарты нефтегазовой продукции – сервисный рынок нефтедобычи останется под контролем зарубежных компаний

Несовместимые форматы

Кроме непосредственной поставки нефти на мировые рынки для развития казахстанской экономики существует масса дополнительных бонусов, в том числе рост сервисного рынка недропользования. Его емкость Министерство индустрии и торговли Казахстана оценило в 7 млрд долларов, при оцениваемой в настоящее время доле местного содержания в 20–30%. Правительство намерено уже в ближайшие годы подтянуть этот процент до паритетного соотношения. В качестве основного инструмента выбран излюбленный, но, как показывает практика, не всегда работающий метод – административное вторжение в отрасль – до конца года будет подготовлен пакет поправок в закон о недропользовании. В частности, обеспечение доступа казахстанских предприятий к проводимым тендерам. Второй шаг правительства – подготовка благоприятных условий для создания совместных предприятий по принципу «их технологии, наша реализация». Но, по мнению генерального директора завода «Белкамит» Павла Беклемишева, для этого потребуется пересмотреть принцип преференций. Иностранные нефтедобывающие компании, участвующие в крупных проектах на Карачаганаке, Кашагане и Тенгизе, пользуются льготами. Завозя в республику оборудование, они не платят таможенные пошлины и НДС. Для отечественных нефтедобывающих компаний такие бонусы не прописаны, поэтому их продукция вряд ли сможет конкурировать с импортом. 

Опять административный кнут

Краеугольным камнем остается проблема несовместимости форматов производства местного и зарубежного. Интерес операторов казахстанских месторождений, коими в подавляющем большинстве являются иностранцы, ясен – максимальное получение прибыли за счет снижения издержек и минимизации рисков. Международные компании не могут ждать, пока местные производители разовьют свои мощности по производству оборудования. При выборе подрядчиков их интересует коммерческая состоятельность предприятий, а не уровень участия местных компаний. А с этим у нас сложно, международным стандартам производства отвечает считанное количество казахстанских предприятий. В Казахстане до сих пор не внедрены международные стандарты на продукцию, а это затрудняет ведение нормального бизнеса.

Страховые компании, перестраховывающие риски крупных нефтяных компаний, пользуются статистикой по применению оборудования, изготовленного в соответствии с международными стандартами. Использование оборудования непопулярного стандарта значительно повышает размеры страховых платежей. Но решение этих проблем лежит за гранью возможностей как местных производителей, так и зарубежных компаний. До сих пор правительство не разработало программу модернизации фонда национальных стандартов нефтегазовой промышленности, которая бы соответствовала международным критериям.

Зарубежные операторы не закупают нефтегазовое оборудование у казахстанских поставщиков, к примеру, из-за незнания последними международной практики ведения бизнеса и отсутствия доступа к высоким технологиям. Но спектр этих знаний может включать массу дополнительных пунктов, не свойственных местному производству. В качестве примера: многие отечественные заводы, в том числе около 200 предприятий машиностроительного комплекса, с большим трудом и затратами внедрили систему международных стандартов качества ISO 9000. В среднем на такую процедуру завод затрачивает около 4 млн тенге, полтора года уходит на подготовку всей документации. Но сегодня иностранные операторы требуют уже другие стандарты – API и ASME. Их внедрение обойдется местным производителям минимум в 2,5 млн тенге, и не менее года уйдет на реформу ведения бизнеса.

Еще одна сложность реализации заморских стандартов – в Казахстане нет аккредитованных организаций сертификации для квалификаций API, ASME. Поэтому административный ресурс правительства по изменению соотношения иностранный/отечественный бизнес на сервисном рынке недропользования утрачивает всю остроту. Астана не в силах изменить международные правила ведения бизнеса – близка грань, за которой действия могут рассматриваться как дискриминационные.

Министерство индустрии и торговли Казахстана предлагает внести изменения в закон о госзакупках, согласно которым при размещении госзаказа предпочтение будет отдаваться компаниям, сертифицировавшим свою деятельность в соответствии с международными стандартами. Это приведет к тому, что часть машиностроительных компаний выпадет из сервисного рынка недропользования, по крайней мере, на период освоения новых стандартов. Сегодня основным заказчиком нефтегазового оборудования у казахстанских заводов является Национальная компания «КазМунайГаз». Можно предположить, что даже если болезненный период смены формата будет пройден нашими производителями успешно, спрос на их продукцию со стороны иностранцев вряд ли повысится. 

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности