Повод вспомнить о лете

Повод вспомнить о лете

«А еще жизнь хороша тем, что можно путешествовать», – любил повторять большой знаток такого образа жизни Николай Михайлович Пржевальский. Уверен, с ним вполне согласна Анюша Ансари, ставшая первой женщиной – космическим туристом (вот они, гендерные предрассудки, – мы не вспоминаем о Деннисе Тито как о первом мужчине-туристе).

Как-то незаметно закончился сезон отпусков и туристических поездок. Специалисты-психологи утверждают, что часто главной мотивацией для туристической поездки служит предвкушение того, как потом вам будут завидовать (белой, естественно, завистью) друзья-товарищи. Замечено, что те фотографии, которые после поездки отбираются в альбом для показа, содержат в массе те же достопримечательности, что были на фотографиях в буклете, который вам вручили в турагентстве. Только уже с вашими утомленными от интенсивного отдыха лицами. Собственно, ради этого и делаются карточки «мы и Биг-Бен», «мы и газон Белого дома», «мы и Ниагарский водопад» как доказательство того, что мы действительно побывали в этом месте из туристического буклета. Наиболее часто озвучиваемое вслух общеобразовательное «интересно посмотреть другие страны» занимает почетное второе место. На третьей ступеньке пьедестала – абстрактное «путешествия помогают мне в моих духовных исканиях».

Итак, осень. Пора походов по друзьям и знакомым для рассказов о далеких теплых морях и экзотических странах, с разводом рук «во-о-от такой крокодил», и счастливое тыканье пальцем в глянцевую карточку: это я и Эйфелева башня... Башня должна быть обязательно – иначе ваше отважное путешествие на край земли превращается в заурядное курортное времяпровождение. А вы когда-нибудь слышали о дне курортника? Вот и я – нет. Зато премного наслышан о Всемирном дне туризма – еще со времен далекой студенческой юности: туризм – это костры, палатки, песни под гитару. С возрастом приходит понимание, что туризм – это еще и такси к гостинице, мягкие автобусы, гиды, носильщики и экскурсоводы.

Наверное, именно такой туризм для взрослых и имела в виду бюрократия Всемирной туристской организации (WTO), учреждая на своей III сессии генеральной ассамблеи в 1979 году в испанском городе Торремолиносе Всемирный день туризма.

Этот день отмечается ежегодно 27 сентября. Дата выбрана не случайно: в этот день в 1970 году был принят устав Всемирной туристской организации. Кроме того, дата удобна тем, что приходится на конец активного туристического сезона в северном полушарии и начало оного в южном. Как принято указывать в подобных случаях, Всемирный день туризма проводится с целью пропаганды туризма, освещения его вклада в развитие культурных связей, обеспечения взаимопонимания между народами. В отличие от прочих международных дней, 27 сентября пользуется популярностью во многих странах.

WTO, под патронажем которой проходят праздничные мероприятия, каждому дню определяет тему и страну-хозяйку главных торжеств. Так, самый первый день туризма в 1980 году прошел под девизом «Вклад туризма в сохранение культурного наследия человечества, укрепление мира на земле и взаимопонимание между народами». В предыдущем, 2005-м, тема звучала так: «Путешествие и транспорт: от фантазий Жюля Верна к реальности XXI века». Основные мероприятия состоялись в Катаре. В 2007 году на Шри-Ланке весь мир узнает, как «Туризм открывает новые возможности для женщин».

В этом году страной-хозяйкой назначена Португалия. Слоган грядущего праздника – «Туризм обогащает!» (во всех смыслах – духовно, интеллектуально и финансово). Подзаголовок – «Туризм обогащает каждого человека, каждую семью, каждое сообщество и весь мир». Для многих наций, которые в свое время попали в список «беднейшие страны мира», составленный аналитиками ООН, именно правильно разработанная концепция развития туризма и ее успешное воплощение в жизнь стали тем первым, но важным шагом, который вытаскивал государство с задней парты мирового сообщества. И, главное, туризм дает возможность достойного заработка местному населению. Как пример: у наших соседей, в Киргизии, на озере Иссык-Куль в этом году отдохнуло, по некоторым оценкам, до одного миллиона человек. Старожилы не устают повторять, с удовлетворением подводя финансовые итоги сезона: «Как в лучшие советские годы!»

Год за годом WTO не забывает напоминать, что международный туризм для многих, особенно развивающихся, стран – основной источник валютных поступлений. Что он создает тысячи рабочих мест, причем добрая доля этих мест создается в сельских районах, выравнивая тем самым баланс доходов внутри страны и сдерживая миграцию в город. Что развитие туристического бизнеса влечет за собой массивные инвестиции в локальные инфраструктуры – дороги, водопровод и канализацию, связь, вокзалы и аэропорты. Что налоги от туристической деятельности идут в том числе и на развитие социальной сферы регионов. Немаловажно, что наплыв иностранных туристов пробуждает и у местного населения более глубокий интерес к собственной истории, традициям, ремеслам, природе. Строятся и обновляются музеи, организуются новые природные парки, создаются фольклорные группы, возрождаются народные ремесла и промыслы.

Не нужно забывать и собственно о туристах: как ни парадоксально это звучит, но они обогащаются. Правда, в их случае акцент смещается на общечеловеческие ценности. Помимо банального «отдохнуть душой и телом», среднестатистический турист духовно обогащается через открытие для себя иных культур и возможность качественно провести время в кругу семьи. Во всяком случае, так утверждают эксперты Туристской организации.

Пропагандируя свою простую, но емкую идею, WTO хотела бы донести до широких масс положительные аспекты влияния туризма на общественную жизнь, культуру и экономику – одним словом, на все общество, на всех уровнях. Кстати, одной из целей кампании этого года является популяризация туризма как основного права человека и как образа жизни. Говорят, турпоездка к Луне обойдется всего в 100 млн долларов.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности