КТК попал под пресс

Федеральная налоговая служба России обвинила российские структуры Каспийского трубопроводного консорциума в применении «серых» налоговых схем

КТК попал под пресс

В мае этого года Федеральная налоговая служба (ФНС) России предъявила ЗАО «КТК-Р» (действующей в России структуре Каспийского трубопроводного консорциума) налоговые претензии за 2002–2003 годы в размере 4,7 млрд рублей. Основную сумму претензий составило занижение налога на прибыль. Как считают в ФНС, они выявили схему минимизации налогов: КТК-Р, увеличивая выручку от реализации услуг, одновременно увеличивала расходы за счет повышения выплат по займам, что не позволяло получать прибыль. Обсуждение налоговых претензий в правительстве РФ привело к неожиданному результату: российское государство – крупнейший акционер КТК – признало финансовую схему работы консорциума КТК «налоговой схемой».

15 сентября, после затянувшихся разбирательств, московский арбитражный суд почти в полном объеме признал налоговые претензии к КТК-Р и постановил взыскать с нее 4,5 млрд рублей. Эксперты полагают, что в ближайшее время консорциум получит налоговые претензии и за период 2004–2005 годов. Акционеры КТК с претензиями ФНС не согласны и намерены оспорить решение суда в вышестоящих инстанциях. Таким образом, разбирательства между КТК и ФНС продолжатся.

По мнению аналитиков, проблемы КТК являются следствием намерения правительства России поменять схему работы КТК, оговоренную еще в 1996 году. Согласно учредительному договору КТК, при росте реализационной выручки консорциума увеличиваются выплаты по займам, предоставленным КТК его учредителями. Выплаты по процентам включаются в состав внереализационных расходов, в результате КТК демонстрирует убытки. В частности, если в 2004 году убыток КТК составил 2,49 млрд рублей, то в 2005-м он увеличился в 4,3 раза, достигнув 10,45 млрд (при этом выручка составила 13,6 млрд и 16,8 млрд, соответственно). Безусловно, действующая схема выгодна консорциуму: дивидендов КТК не платит, налоговые выплаты минимальны.

На получение первой налогооблагаемой прибыли КТК должен выйти к 2008 году, а в 2014-м – погасить все кредиты. Сумма кредитов, привлеченных консорциумом для строительства первой очереди нефтепровода, составляет около 5 млрд долларов. Еще 1,6 млрд планируется привлечь для расширения мощности трубы. Поскольку финансовая схема работы компании не менялась, то, по различным оценкам, размер будущих претензий к КТК со стороны налоговиков только за 2004–2005 годы может составить 9–10 млрд рублей.

Цена претензий – стратегический проигрыш

Можно предположить, что «наезд» налоговиков наиболее выгоден прямому конкуренту консорциума – российской нефте-транспортной монополии «Транснефть». Учитывая, что проект передачи 24% акций КТК, контролируемых «Росимуществом», уже более трех месяцев находится на рассмотрении в правительстве и до сих пор не подписан, то внезапное обнаружение застарелой недоимки вряд ли случайно. Во-первых, это может «помочь» российской доле КТК перейти в управление «Транснефти», а во-вторых, на неопределенный срок заморозить проект расширения трубопровода, реализация которого на длительное время лишит «Транснефть» лидирующих позиций на рынке транспорта нефти в Средиземноморье.

Представители «Транснефти», не желая расширять трубопровод, уже более 5 лет заявляют о необходимости повысить низкие тарифы КТК. Однако проблема в том, что одному из основных акционеров – компании Chevron невыгодно поднимать тарифы на прокачку нефти, поскольку она использует трубопровод для прокачки нефтяных резервов своих казахстанских «дочек» и для нее размер прибыли КТК роли не играет.

Акционеры консорциума (после длительных переговоров, на которых во многом неприемлемые для акционеров условия российской стороны были приняты) планировали начать расширение мощности трубопровода с 30 млн до 67 млн тонн в год. Проект предусматривает строительство десяти новых перекачивающих станций и третьего выносного причального устройства на Черном море, а также доведение объемов резервуаров для хранения нефти до 480 тыс. тонн. Однако сейчас он находится под угрозой срыва, поскольку должен был реализовываться по схеме, за которую ФНС преследует КТК.

Аналитики отмечают, что Российская Федерация, стремясь получить сиюминутную финансовую выгоду от КТК, может проиграть в стратегическом плане. Взыскав недоимки, но затормозив проект расширения трубопровода, Россия может потерять большие объемы транзита казахстанской нефти, которые тогда пойдут мимо нее: по нефтепроводам Баку – Джейхан в Средиземноморье и Атасу – Алашанькоу – в Китай. По словам генерального директора компании «Тенгизшевройл» Тодда Леви, ведутся переговоры о транспортировке тенгизской нефти по маршруту БТД, хотя пока конкретных договоренностей и не достигнуто. Кроме того, частные акционеры КТК, в первую очередь Chevron, ставят проект расширения КТК условием участия в других проектах, важных для России, например, в трубопроводе Бургас – Александруполис. Что выберет Россия – стратегический выигрыш или налоговый пресс ФНС – покажет время.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности