Российское нашествие

На казахстанском рынке сотового ритейла появляется новый игрок, российская компания DIVIZION. Однако ее приход вряд ли повлияет на сложившуюся расстановку сил на «белом» розничном рынке мобильных телефонов. Скорее всего, официальные дилеры будут отвоевывать долю рынка у «серых»

Российское нашествие

«DIVIZION действительно планирует выйти на рынок Казахстана. Сейчас мы ведем переговоры с потенциальными партнерами, но пока еще рано говорить о чем-то конкретном. Мы надеемся, что уже в следующем году DIVIZION будет развивать розничную сеть в Казахстане», – сказал «Эксперту Казахстан» Павел Караулов, управляющий партнер группы компаний DIVIZION. Вероятно, будет открыто около 10–12 салонов по продаже мобильных телефонов под брендом DIVIZION. «Согласно нашим планам в течение двух лет компания совместно с местными партнерами должна выйти на второе место по количеству салонов и объему продаж и закрепиться в тройке лидеров казахского сотового ритейла», – говорит г-н Караулов.

Перспективный рынок

В настоящее время в Казахстане продается, по разным оценкам, от 1,2 млн до 1,5 млн мобильных терминалов в год. По данным аналитического отдела DIVIZION, в республике в первом полугодии 2006 года было продано 550–600 тыс. мобильных телефонов. Имеется и достаточно большой потенциал для дальнейшего роста, так как глубина проникновения сотовой связи сейчас составляет более 50%, а к концу нынешнего года мобильными телефонами будут пользоваться лишь 60% населения. Кроме того, значительная часть пользователей, имеющих мобильные телефоны, склонны менять их в среднем раз в 1,5–2 года. Согласно некоторым данным, емкость этого рынка в денежном выражении за 2004–2006 годы выросла на 80%, составив порядка 200 млн долларов. По мнению аналитиков, рост рынка мобильных телефонов в ближайшие годы составит 20–40%.

Однако большинство продаваемых в нашей стране мобильных терминалов – «серые». По данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой, компьютерной техники и сложных технических систем, лишь около 10% – «белые», еще 10% – «черные», а остальные 80% – «серые».

«Белые» против «серых»

Так как сейчас цены «серых» дилеров практически сравнялись с ценами, предлагаемыми официальными дилерами, все большее количество людей предпочитает приобретать телефоны в брендированных салонах. По мнению участников рынка, официальные дилеры в дальнейшем будут отвоевывать все большую долю у «серых» продавцов.

Сейчас в Казахстане работает не очень много официальных дилеров, среди которых Student, DIXIS, «Евросеть», FinTel и т.д. Выход на рынок компании DIVIZION, скорее всего, не слишком существенно изменит расстановку сил на нем. «Особых перемен на рынке мы не ожидаем. Разве что цены на аренду могут повыситься. Для более полной оценки ситуации нужны конкретные факты – места расположения точек, их формат, заключение прямых дистрибьюторских соглашений», – считает Татьяна Москалева, директор департамента PR и внешних связей компании DIXIS.

Официальные дилеры будут наращивать объемы продаж, следовательно, и свои доли на рынке за счет «серых» дилеров. Для «серых» дилеров возможностью не уйти в забытье станет работа по фрайчайзинговым схемам с крупными ритейлорами мобильных телефонов, такими как DIVIZION и DIXIS. «В течение двух лет мы планируем занять примерно 30–35% казахстанского рынка сотового ритейла», – говорит г-жа Москалева. Еще в прошлом году появилась информация о том, что в Казахстане появятся торговые точки «Связного». Пока эта компания не вышла на наш рынок, но может сделать это в самое ближайшее время. Кроме того, в республике могут появиться и другие российские компании, например, «Бета-Линк», заявлявшая о своей готовности выйти на рынки стран СНГ в нынешнем году. Казахстан же сейчас является одним из самых перспективных и быстрорастущих рынков. При этом, по мнению специалистов, наш рынок сотового ритейла наименее конкурентен и находится в стадии зарождения.

Можно предположить, что в будущем российские дилеры будут делать упор не на крупные города Казахстана, а пойдут в регионы. Так как именно там существует большой потенциал для роста за счет потребителей, не имеющих мобильных телефонов. Есть и еще одно направление, в котором могли бы развиваться официальные дилеры – продажа телефонов через интернет. Этот сегмент рынка сейчас очень активно развивается в России. По данным аналитического отдела группы компаний DIVIZION, в нынешнем году рост объемов продаж мобильных телефонов в российских интернет-магазинах составит около 43%. Таким образом, будет продано около 600 тыс. мобильных терминалов, тогда как в 2005 году – 420 тыс. По мнению аналитиков, росту интернет-торговли в России способствовали несколько факторов. Во-первых, увеличение уровня проникновения интернета и покупательской способности в стране. Во-вторых, возможность интернет-ритейлоров поддерживать более низкий уровень цен по сравнению с обычными точками. Так как на содержание online магазина требуется куда меньше затрат, нежели на содержание его «оффлайнового собрата».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики