Аллюзии и иллюзии

Редакционная статья

Аллюзии и иллюзии

Сопровождение проекта республиканского бюджета на 2007 год, который уже поступил в мажилис, оказалось критическим. Общественные эксперты нижней палаты парламента, успев ознакомиться с главной бухгалтерской книгой страны, обратили внимание на то, что бюджет по своей структуре не является бюджетом развития. Государственные средства в колоссальных объемах правительство планирует направлять, например, «на повышение обороноспособности», а также на финансирование институтов развития. При этом и в первом, и во втором случае эффективность расходов находится под вопросом. В то же время  слишком низки расходы на социальную сферу. Кроме того, в бюджете развития никак не зафиксирована, допустим, фундаментальная наука, она проходит по графе текущих расходов.

Показатели бюджета, в принципе, практически скалькированы с бюджетов прежних лет. Изменяется лишь абсолютная сумма выделяемых денег. При этом совершенно четко просматриваются правительственные приоритеты. В частности, по-прежнему главный акцент делается на государственный «рулеж» экономикой. Между тем возникает вопрос, который как нельзя более точно характеризует логику и способы, которые выбрало правительство для управления страной. Вопрос-то, в сущности, простой. Зачем нам дефицит бюджета? Понятно же, что на сегодня это рукотворный показатель. То есть нет ситуации, когда у государства не хватает денег для выполнения своих функций, и оно идет занимать на рынке. Зачем же тогда он нужен? Объяснение, которое используют члены правительства, простое – надо дать инструменты пенсионным фондам, дабы обеспечить им хоть какую-то доходность. На самом деле это означает, что бюджет дотирует пенсионные фонды. Спрашивается, с какой стати? Не проще ли вместо того, чтобы выпускать ГЦБ, а потом их размещать на рынке, сразу напрямую закладывать в бюджет дотации пенсионным фондам? Собственно, проблема с дефицитом, – это квинтэссенция нынешней экономической политики. Фонды как бы частные, как бы размещают свои средства в ценных бумагах, правительство как бы не имеет к их деятельности никакого отношения, то есть у нас как бы рыночная экономика. Это напоминает старый советский анекдот – они делают вид, что платят, мы делаем вид, что работаем. Вместо того чтобы снять ограничения для пенсионных фондов и организовать четкую и эффективную систему контроля за размещением ими средств, создать наконец-то полноценный фондовый рынок в стране – правительство решает проблему просто. Рисует бюджетный дефицит, выпускает на его объем ГЦБ, а затем само же их погашает. И никаких проблем.

Подобный подход прослеживается не только в области дефицита, он практически везде. Это базовый принцип политики нынешнего правительства, в том числе и бюджетной.  Однако все дело в том, что помимо того, что мы с вами благодаря таким умелым действиям просто теряем деньги, погашая мнимый бюджетный дефицит, мы еще и привыкаем жить в состоянии некой иллюзии. Такое положение дел вполне устраивает чиновников, поскольку дает возможность выдавать желаемое за действительное. И отучает жить в условиях реальной, а не придуманной конкуренции. Сложившаяся практика имеет и более серьезное последствие – привычка жить в иллюзорном мире страшно развращает.

Действительно, за последнее время казахстанская финансовая политика проделала любопытную эволюцию: в 2000–2001 годах она была практически образцово либеральной. Универсальный критерий, по которому можно оценить направленность проводимой бюджетной политики – это доля непроцентных расходов бюджета в ВВП. Чем ниже она, тем либеральнее проводимая экономическая политика. Чем выше, тем она левее и, соответственно, проинфляционнее. В 2000 и 2001 годах доля госрасходов составляла около 16%. Затем она вышла за эти рамки. В проект бюджета-2007 заложено 19,6% непроцентных расходов. Вывод практически однозначен: что бы ни говорило правительство о снижении темпов роста цен если не в этом, то уж точно в будущем году до 5–7%, бюджетная политика приведет совсем к другим результатам. Схожего мнения придерживаются и международные консультанты правительства.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее