Аллюзии и иллюзии

Редакционная статья

Аллюзии и иллюзии

Сопровождение проекта республиканского бюджета на 2007 год, который уже поступил в мажилис, оказалось критическим. Общественные эксперты нижней палаты парламента, успев ознакомиться с главной бухгалтерской книгой страны, обратили внимание на то, что бюджет по своей структуре не является бюджетом развития. Государственные средства в колоссальных объемах правительство планирует направлять, например, «на повышение обороноспособности», а также на финансирование институтов развития. При этом и в первом, и во втором случае эффективность расходов находится под вопросом. В то же время  слишком низки расходы на социальную сферу. Кроме того, в бюджете развития никак не зафиксирована, допустим, фундаментальная наука, она проходит по графе текущих расходов.

Показатели бюджета, в принципе, практически скалькированы с бюджетов прежних лет. Изменяется лишь абсолютная сумма выделяемых денег. При этом совершенно четко просматриваются правительственные приоритеты. В частности, по-прежнему главный акцент делается на государственный «рулеж» экономикой. Между тем возникает вопрос, который как нельзя более точно характеризует логику и способы, которые выбрало правительство для управления страной. Вопрос-то, в сущности, простой. Зачем нам дефицит бюджета? Понятно же, что на сегодня это рукотворный показатель. То есть нет ситуации, когда у государства не хватает денег для выполнения своих функций, и оно идет занимать на рынке. Зачем же тогда он нужен? Объяснение, которое используют члены правительства, простое – надо дать инструменты пенсионным фондам, дабы обеспечить им хоть какую-то доходность. На самом деле это означает, что бюджет дотирует пенсионные фонды. Спрашивается, с какой стати? Не проще ли вместо того, чтобы выпускать ГЦБ, а потом их размещать на рынке, сразу напрямую закладывать в бюджет дотации пенсионным фондам? Собственно, проблема с дефицитом, – это квинтэссенция нынешней экономической политики. Фонды как бы частные, как бы размещают свои средства в ценных бумагах, правительство как бы не имеет к их деятельности никакого отношения, то есть у нас как бы рыночная экономика. Это напоминает старый советский анекдот – они делают вид, что платят, мы делаем вид, что работаем. Вместо того чтобы снять ограничения для пенсионных фондов и организовать четкую и эффективную систему контроля за размещением ими средств, создать наконец-то полноценный фондовый рынок в стране – правительство решает проблему просто. Рисует бюджетный дефицит, выпускает на его объем ГЦБ, а затем само же их погашает. И никаких проблем.

Подобный подход прослеживается не только в области дефицита, он практически везде. Это базовый принцип политики нынешнего правительства, в том числе и бюджетной.  Однако все дело в том, что помимо того, что мы с вами благодаря таким умелым действиям просто теряем деньги, погашая мнимый бюджетный дефицит, мы еще и привыкаем жить в состоянии некой иллюзии. Такое положение дел вполне устраивает чиновников, поскольку дает возможность выдавать желаемое за действительное. И отучает жить в условиях реальной, а не придуманной конкуренции. Сложившаяся практика имеет и более серьезное последствие – привычка жить в иллюзорном мире страшно развращает.

Действительно, за последнее время казахстанская финансовая политика проделала любопытную эволюцию: в 2000–2001 годах она была практически образцово либеральной. Универсальный критерий, по которому можно оценить направленность проводимой бюджетной политики – это доля непроцентных расходов бюджета в ВВП. Чем ниже она, тем либеральнее проводимая экономическая политика. Чем выше, тем она левее и, соответственно, проинфляционнее. В 2000 и 2001 годах доля госрасходов составляла около 16%. Затем она вышла за эти рамки. В проект бюджета-2007 заложено 19,6% непроцентных расходов. Вывод практически однозначен: что бы ни говорило правительство о снижении темпов роста цен если не в этом, то уж точно в будущем году до 5–7%, бюджетная политика приведет совсем к другим результатам. Схожего мнения придерживаются и международные консультанты правительства.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?