Порядок из хаоса

Не воспринимать готовые видео- и аудиошаблоны, а понять, как из хаоса возникает порядок, когда реципиент сам выступает конструктивным принципом, – такую возможность предоставил посетителям первый в Центральной Азии Международный фестиваль медиаарта

Порядок из хаоса

Человеческое восприятие устроено так, что во всем обнаруживает структуру, смысл. Готовые структуры и формы прививаются нам обществом и культурой с самого рождения. Мы привыкаем и к традиционным образцам восприятия музыки. Участники фестиваля Replica вышли за рамки традиционных клише и продемонстрировали разные экспериментальные, авторские подходы к звуку и видео. Марафон музыкантов и художников из Польши, Украины, Германии, Грузии и, конечно, Казахстана длился в прошлые выходные с восьми вечера до восьми утра. В алматинском клубе Da Freak в эту ночь можно было увидеть и услышать цифровой нойз, эмбиент, минимал-техно, авангардную саундвидеоинсталляцию. Для привыкшей к традиционным танцевальным жанрам казахстанской публики это был необычный опыт.

Музыка тела

[inc pk='2254' service='media']

Видеоарт Анны Цеех из Австрии раздвигает рамки обыденного восприятия. Перенося новости о происходящих в мире катастрофах и вооруженных конфликтах с телевизионного на клубный экран, Анна деконструирует отношение к ним обывателя, ставшее пугающе привычным. «Аудиовизуальный эксперимент – состояние электронной музыки, когда человек увлечен необычным звучанием и визуальными образами, теми возможностями, которые здесь открывает перед художником современная техника. Мои работы – смесь видео и музыки. Музыкальная платформа фокусирует восприятие зрителя, музыка задает темп и сосредотачивает внимание на смысловой подложке видеоряда», – говорит Анна.

Шокирующе необычным стало выступление одного из наиболее ярких и колоритных представителей новой волны австрийской электроники Франца Помассла. Это было настоящее шоу, которое фактически решило проблему сценической репрезентации электронной музыки, когда музыкант общается один на один с компьютером, статически оставаясь за пультом и дистанцируясь от зрителей. Франц активно двигался по сцене, демонстрировал возможности звучания через наглядный контакт чувствительного микрофона со своим телом и окружающими предметами и дирижировал аудиторией. Помассл использует самодельные аналоговые генераторы, пьезодатчики и компьютер, вплетая в свой саунд-поток инфра- и ультразвуки.

[inc pk='2255' service='media']

«Современное искусство заинтересовано в самых новейших технологиях. Используя компьютер, ты можешь контактировать со всем миром. Электронная музыка – актуальная форма выражения. Она не связана с разговорным языком и может быть понятна везде и распространяться благодаря интернету повсюду», – утверждает музыкант.

«Идея электроники – разрушить традиционность, собрать все тональности и звучания, открыть новый диапазон возможностей. Эта азбука включает все звуки от «а» до «я». Электроника расширяет диапазон человеческого восприятия. Есть крайне низкие и высокие частоты, недоступные человеческому уху, но их можно почувствовать – тем самым аудиовосприятие расширяется до физического переживания. Музыка может восприниматься не только ухом – и тело можно превратить в мембрану. Такая музыка обнаруживает параллели с нашим организмом. Кожа воспринимает музыку специфических тональностей. Есть хорошая аппаратура, которая может дать почувствовать обычно невоспринимаемые звуки. Это не только музыка, но и физика», – рассказывает Франц Помассл. Сейчас Анна и Франц работают совместно над лейблом Laton.

Ментальность нойза

[inc pk='2256' service='media']

Выступивший на фестивале с экспериментом, близким к эмбиенту, ритмичной музыке клик-энд-катс, польский музыкант Zenial (Лукаш Жаланкевич) считает, что музыка – не обязательно то, что имеет определенную структуру и композицию. Техника меняет жизнь и реальность, под ее влиянием изменяется и музыка. Звук и видео – два элемента, которые легко сочетаются. Можно закрыть глаза и слушать музыку, представляя картины. Если же ты их не видишь, можешь следить за тем, что происходит на экране. Можно смотреть на звук глазами. «Сейчас очень много направлений и стилей, которые не подпадают под классические каноны. А академические композиторы используют те же компьютерные программы, что и мы», – утверждает он.

По мнению Лукаша, разные культуры имеют разную организационную структуру и смыслы. Немцы – размеренны и пунктуальны. Турки – неспешны и расслабленны. То же можно сказать и о музыке. Для нас, например, китайская музыка кажется хаотичной. Для китайцев же она имеет четко выраженную структуру и смысл. Есть много объяснений такому явлению, как нойз (шум). Нойз – одно из подразделений электронной музыки. Некоторые думают, это шум – и ничего больше. Но и он, будучи абстрактным, может отражать особенности не только индивидуальной психики, но целой культуры. Например, к нему испытывают большой интерес японцы. Это можно объяснить менталитетом японской культуры – культуры самураев, камикадзе, культуры смерти. Японцы верят в смерть ради чего-то. Свою энергию священного самопожертвования они направили на экономическое созидание. Но менталитет нации нельзя так просто изменить. Энергия разрушения и культа смерти должна найти выход. Поэтому внешне спокойным и приверженным иерархии японцам нравится экстрим и деструктивные радикальные звуки.

Таким радикальным и шокирующим стало выступление Котры, Дмитрия Федоренко, представителя украинского лейбла Nexsound. Его музыка – это результат крайней степени перегрузок, которые претерпевает исходный сигнал. Не все в зале смогли выдержать звуковой эксперимент, проведенный Котрой. Казалось, музыкант специально дразнит и прессингует публику. Восприятие такой «музыки» может быть самым различным: от негативного отторжения до оздоровительного эффекта.

Кристальная симфония

[inc pk='2257' service='media']

Насыщенный и колоритный по звучанию виртуозный эксперимент представила делающая стремительную карьеру на украинской экспериментальной сцене Екатерина Заволока. В 2003 году Nexsound выпустил ее первый соло-релиз Suspenzia, вызвавший громадный интерес со стороны аудитории и прессы. В начале 2005 года вышел ее первый долгоиграющий CD Plavyna, тираж которого поделили между собой украинский лейбл Nexsound и австрийский Laton. Диск был отмечен специальным упоминанием наиболее престижного международного фестиваля кибер-искусств Ars Electronica (Австрия). Заволока представляла свои программы на крупнейших европейских фестивалях, в числе которых ClubTransmedialle, Being the future в Берлине, Unsound в Кракове, Femmes в Касселе, Cimatics в Брюсселе и Деталi Звуку в Киеве. Ее выступление в Алматы сопровождалось живой видеоинсталляцией художников Кати Никоноровой из Казахстана и Марка Питчера из Канады. Катя рисовала свои впечатления от музыки Заволоки, а Марк, используя программы и фильтры, превращал их в яркий сюрреалистический визуальный ряд, транслировавшийся на двух экранах. По аналогии созданное можно было сравнить с воздвижением готического собора, с плавно нарастающим фракталом кристалла или снежинки.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики