Дефицит долга и ответственности

Редакционная статья

Дефицит долга  и ответственности

Власти Казахстана стараются вдохнуть жизнь в затухающий рынок государственных ценных бумаг (ГЦБ). Возможно, уже в будущем году регионы смогут получать деньги на важные инфраструктурные проекты за счет эмиссии муниципальных облигаций. Это ведь только говорится, что в стране достаточно денег, на самом деле проблем, которые можно было бы решить с их помощью, гораздо больше. Но согласно закону местные исполнительные органы имеют право привлекать финансирование, только заимствуя у правительства. За годы нефтяного процветания у нас образовалась «вилка» между потребностью экономики в средствах и самими средствами. Хорошо было бы им сойтись. Обычно встреча происходит на фондовом рынке. Но это в мире, у нас же, похоже, собственный путь развития рынка ценных бумаг, отличный от других.

В середине 1990-х годов государство начало активно занимать деньги не только на внешних рынках, но и на внутреннем, выпуская государственные казначейские обязательства, тем самым покрывая дефицит бюджета. Необходимость в дополнительных средствах существовала и в 1998 году, когда стала действовать накопительная пенсионная система. Тогда у государства и накопительных пенсионных фондов сложились взаимовыгодные отношения: НПФ покупали ГЦБ, ссуждая тем самым бюджет пенсионными деньгами под достаточно высокий процент доходности. Хотя пенсионным фондам разрешалось вкладывать деньги и в бумаги других эмитентов, их инвестиционный портфель практически на 100% состоял из государственных долговых обязательств.

В 1999 году список госбумаг был расширен за счет муниципальных облигаций. Но уже в 2002 году правительство решило, что это слишком дорогое привлечение: к тому времени стало понятно, что ставку нужно делать на энергоносители, мировые цены на которые начали расти. Головной болью правительства стал не дефицит, а профицит бюджета, по некоторым оценкам, на 75% пополняющийся за счет нефтегазового сектора. Минфин резко сократил выпуск ГЦБ. Зачем платить за деньги, если их и так в стране достаточно? Примечательно, что с завидным постоянством выпускаются ноты Нацбанка для стерилизации излишней денежной массы под чисто символический процент вознаграждения. Да и по другим ГЦБ купонная ставка колеблется от 3,3 до 4,5%. Это было бы нормально, если бы фондовый рынок предлагал достаточно инструментов для инвестирования. Но у нас и рынок корпоративных бумаг очень ограничен, тем более в последнее время наметилась тенденция ухода привлекательных эмитентов с фондового рынка. К тому же доходность по ГЦБ является бенчмарком для корпоративного сектора. Правда, по негосударственным облигациям ставки хотя бы превышают показатели инфляции.

Институциональные инвесторы, особенно пенсионные фонды, не получающие инвестдоход, постоянно поднимают вопрос о расширении количества инструментов и о том, что пенсионные накопления не работают на экономику Казахстана. Правительство в виде одолжения время от времени проводит очередную эмиссию ГЦБ. Два года назад было принято решение о привлечении пенсионных денег под инфраструктурные облигации. Сначала НПФ воодушевились: наконец-то наши деньги востребованы. Но оказалось, что риски по этим инструментам слишком высоки.

У правительства явно нет продуманной программы заимствований. Несколько лет подряд республиканский бюджет закладывался с дефицитом, а выполнялся с профицитом. Это давало возможность не думать о двух принципиальных с точки зрения макроэкономики вопросах. Во-первых, о том, что государство должно формировать свою кредитную историю. Кстати, понимание здесь есть. По крайней мере, когда речь идет о внешних заимствованиях, правительство говорит совершенно правильные вещи. А что касается поведения на внутреннем рынке, то здесь все выглядит иначе. Здесь преобладают конъюнктурные соображения и нет никакой системной работы.

Нужно учитывать, что даже новая схема формирования Национального фонда, которая по замыслу должна бы уменьшить прямые поступления в бюджет, не принесет ожидаемого эффекта. Мы ожидаем ненефтяного дефицита, а его не будет. Потому что чиновники в любой момент могут взять из Нацфонда средств столько, сколько потребуется для восполнения этого дефицита. А на долговой рынок государство пойдет вряд ли.

Между тем даже в годы относительного благополучия нужно быть готовым к форс-мажору. Например, потенциально существует опасность глобального финансового дефолта, тогда внешние источники финансирования станут для Казахстана недоступны. Здесь могли бы пригодиться внутренние источники финансирования. Поэтому государству в любом случае необходимо разработать стратегию своего присутствия на внутреннем рынке заимствования.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики