Система зависла

Теневая экономика и значительная доля самозанятого населения гораздо больше угрожают системе пенсионного обеспечения Казахстана, нежели ранний выход на пенсию женщин

Система зависла

Состояние накопительной пенсионной системы (НПС) привлекло внимание правительства в начале этого года: глава государства Нурсултан Назарбаев в своем послании народу раскритиковал и систему, и пенсионные фонды. Последующие метания властей говорят о том, что они не очень хорошо себе представляют, что же делать с пенсионным обеспечением населения. Начиная с весны горячо обсуждалось предложение Всемирного банка о слиянии всех пенсов Казахстана в один государственный фонд и передаче пенсионных активов в управление иностранной компании. Против этой идеи резко высказались профучастники, поддержанные средствами массовой информации. Потом эта идея как-то забылась — непонятно, «был ли вообще мальчик» или кто-то просто «забросил пробный шар».

С лета казахстанцы озабочены другим предложением, которое затмило предыдущее, его озвучил председатель Национального банка Казахстана (НБРК) Григорий Марченко: уравнять возраст выхода на пенсию женщин и мужчин, то есть слабый пол должен будет выходить на заслуженный отдых в 63 года. Если передача ПА иностранной управляющей компании в большей степени задевала НПФ, то возможное увеличение пенсионного возраста взбудоражило все общество.

И, наконец, в сентябре президент, очевидно устав от метаний чиновников, а может быть, воодушевленный примером России, поручил г-ну Марченко внести предложения по реформированию НПС. Наш партнер по Таможенному союзу также планирует менять пенсионную систему: Владимир Путин дал поручение Минтруда и соцзащиты разработать до 1 октября стратегию развития пенсионной системы, документ уже передан в правительство. В частности, в России наиболее горячие дискуссии развернулись как раз вокруг предложения профильного министерства отказаться от накопительной части системы, а накопленные деньги пустить на развитие солидарной системы.

В Казахстане пока таких радикальных предложений не прозвучало; впрочем, и сама концепция нашей НПС очень сильно отличается от российского варианта.

Накопительные пенсионные фонды РК внесли свои предложения по реформированию НПС, все они обсуждались в Ассоциации финансистов Казахстана и, скорее всего, будут учтены при внесении изменений в законодательство.

Реформа назрела

С тем, что НПС необходима модернизация, согласились все опрошенные нами топ-менеджеры пенсионных фондов, хотя называют разные причины неэффективности системы. По мнению председателя правления НПФ «УларУмит» Даулета Сахипова, это снижение доходности в целом по системе, обострение конкуренции и дефицит доверия к НПС. Глава НПФ «Астана» Андрей Карягин не видит критических проблем в деятельности самих фондов; другое дело — в самой системе: «Когда создавали НПС, считалось, что она постепенно, в течение 10–40 лет, полностью заменит солидарную систему. Тем временем мы видим, что этого не происходит. И дело не в том, что НПС плохая, а в том, что не все граждане страны и не в полном объеме участвуют в накоплении пенсионных активов. Не все производят отчисления, не каждый месяц, и часто отчисления занижены. Эти казахстанцы не смогут накопить достаточных средств на старость, и это большая проблема, которую нужно решать».

С главой фонда «Астана» согласен и Кантар Орынбаев, председатель правления НПФ «Атамекен». По его мнению, основная проблема пенсионной системы — низкий уровень накоплений, который вызван неполным охватом населения и нерегулярностью взносов, поступающих в систему от участвующего в этом населения. «Кроме того, оказывает влияние также фактор молодого возраста накопительной системы: она не созрела. У нас еще нет людей, которые бы прожили полный цикл в этой пенсионной системе и успели бы накопить достаточно средств», — добавляет он.

Что касается сути изменений, то тут профучастники единодушны: прежде всего нужно менять регулирование инвестиционной деятельности, что на сегодня является наиболее слабой стороной пенсионной системы. Если считать девизом деятельности НПС слова «сохранить и приумножить», то с первой частью пенсы справляются, а вот со второй, то есть приумножением, существуют большие проблемы. Г-н Сахипов говорит о неэффективности инвестиционных решений: большая часть ПА вложена в государственные ценные бумаги с низкой доходностью. Бумаг, индексированных к инфляции, недостаточно.

По словам Кантара Орынбаева, некоторые требования мешают инвестировать в инструменты, защищающие от инфляции, например, в акции и иностранную валюту, из-за того, что они отличаются высокой волатильностью в краткосрочном периоде.

НПФ справедливо видят в этом недостатки регулирования: жесткие требования по К1, привязывающие размер собственного капитала к уровню риска, не оставляют фондам выбора, стимулируя инвестиции в наиболее надежные ГЦБ с очень низкой доходностью.

«Эксперт Казахстан» (см. «Ошибочка вышла» № 35–36 от 10.09.2012г.) уже писал о том, что Национальный банк снизил повышенный с начала этого года коэффициент приведения с 25 до 10, что по сути является послаблением требования к К1. Участники рынка считают, что в результате спрос на ГЦБ снизится, доходность по госбумагам вырастет. А так как ГЦБ являются бенчмарком и для корпоративного сектора, то можно ожидать роста доходности в целом по рынку, предполагает Кантар Орынбаев.

«Для наиболее эффективного инвестирования пенсионных средств и получения доходности в долгосрочном периоде необходимо пересмотреть отдельные моменты регулирования и изменения пруденциальных нормативов именно в направлении расширения диапазона инвестиционных инструментов отечественного рынка, продумывать механизмы их гарантий и прибыльности», — считает г-н Сахипов.

Он предлагает разработать и использовать более приемлемые механизмы инвестирования пенсионных денег в отечественную экономику. В частности, развивать производство, в которое можно было бы вкладывать ПА, создавать рабочие места: с одной стороны, это позволит получать прибыль от проектов, с другой — обеспечить постоянный поток пенсионных взносов.

Эти предложения правильные, но не новые. Они, в принципе, звучат чуть ли не с начала 2000-х, когда впервые стал проседать показатель К2. Тогда фонды так же ратовали за более эффективное использование пенсионных денег в реальном секторе экономики. Сейчас в системе накоплено более 20 млрд долларов (3,04 трлн тенге, 9,7% ВВП), но они не работают на экономику, если не считать покрытия госрасходов за счет заимствования ПА государством.

Нужно ли послабление в регулировании инвестиционной деятельности НПФ в отсутствии достаточного количества хороших отечественных корпоративных бумаг — большой вопрос. Накануне кризиса разрешение пенсам вкладываться в бумаги более низкого качества обернулось потерями пенсионных активов в результате череды дефолтов эмитентов. В период ипотечно-строительного бума некоторые НПФ предлагали даже разрешить инвестировать пенсионные деньги в недвижимость по примеру Чили. Можно только порадоваться, что Агентство финансового надзора в том случае не пошло на это. Инвестиции в более рискованные инструменты возможны только при следующих условиях, сформулированных НПФ «Астана» в качестве предложений по реформированию НПС. «Первое: предельная открытость НПФ перед вкладчиками. Второе: принципы работы комитета по рискам для более эффективной инвестиционной политики. Третье: таргетирование результата для вкладчика (по уровню инфляции), чтобы он мог понимать, что его ждет в том или ином фонде. И, соответственно, должна быть ответственность фонда за невыполнение своих обещаний», — перечисляет глава фонда Андрей Карягин.

Много говорят о государственно-частном партнерстве с участием пенсионных денег, но первый же инфраструктурный проект на основе ГЧП, строительство железной дороги станция Шар — Усть-Каменогороск, закончился дефолтом компании «Досжан Темир Жолы», которая привлекла пенсионные активы под облигации. Для того чтобы расширить использование ПА в реальном секторе, необходимо проработать хорошо действующий механизм государственных гарантий.

По словам Даулета Сахипова, фонд «УларУмит» внес предложения по развитию механизмов ГЧП. В частности, они предполагают взвешивание по рискам ценных бумаг, выпущенных под гарантию правительства, установление дополнительных требований к лицу, претендующему на получение поручительства государства по проекту, введение в законодательство понятия «инвестор-концессионер», определение в законодательстве четких принципов ГЧП, установление требований о том, что концессионер должен иметь залоговое имущество оценочной стоимостью в размере реализуемых облигаций.

На пенсию — до срока

Все перечисленные предложения направлены на совершенствование накопительной пенсионной системы, но не меняют ее радикально. В отличие от России Казахстан не намерен отказываться от модели, подразумевающей сосуществование накопительной и солидарной систем. Самое главное изменение, то есть повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет, касается как раз солидарной системы. «Чем дольше человек работает и делает отчисления, тем больше он накопит на старость. Будет ли человек работать до 58 или 63 лет, для НПФ не столь критично; более критично, какую сумму он смог накопить в пенсионном фонде, достаточна она для выхода на пенсию или нет. Повышение пенсионного возраста необходимо в первую очередь для текущей солидарной системы, которая сегодня испытывает трудности», — отмечает г-н Карягин.

В то же время отсрочка начала пенсионных выплат из фондов выгодна и НПФ, у которых сегодня появился конкурент в лице компаний по страхованию жизни (КСЖ). Вкладчики имеют право заключать с КСЖ договоры пенсионного аннуитета до достижения пенсионного возраста (в 55 лет, а если будут внесены изменения в пенсионное законодательство, то и в 50 лет) при достаточном уровне накоплений — на сегодня это 2,4 млн тенге для мужчин и 2,9 млн тенге для женщин (эта сумма может меняться в зависимости от установленного размера минимальной пенсии). В последнее время премии по классу пенсионного аннуитета стали основным драйвером роста страхового рынка. С чем это связано? «Следует отметить, что добровольное личное страхование растет за счет аннуитетного страхования пенсионного обеспечения, что обусловлено возможностью получения вкладчиками накопительных пенсионных фондов большей части страховой суммы (пенсионных накоплений) в виде единовременной паушальной выплаты. Вместе с тем это приводит к нарастанию уровня рисков в связи с повышением объема обязательств по аннуитетным договорам страховых организаций», — говорится в отчете по финстабильности НБРК за 2011 год.

Популярность аннуитета объясняется очень просто: возможностью получить сразу на руки большую часть (до 80% от суммы пенсионных накоплений) единовременно. «Ведь чем должна, по сути, заниматься аннуитетная компания? Их бизнес заключается в том, что они собирают пул пенсионеров с низкими и средними накоплениями. Затем, используя коэффициент пережития, обеспечивают этих людей пожизненной пенсией. Однако сегодня компании охотятся на вкладчиков с большими накоплениями, предлагая за свой немалый процент вывести средства из пенсионной системы», — возмущается г-н Карягин.

По мнению Кантара Орынбаева, аннуитет в существующем виде искажает сам принцип пенсионной системы. «Смысл пенсии состоит в обеспечении достойного уровня жизни для гражданина в старости, а тут получается, что, обратившись в КСЖ, вкладчик разом получает свои накопления, при этом теряя кучу денег на комиссии КСЖ», — говорит глава НПФ «Атамекен».

Мы так подробно остановились на аннуитете, потому что существующая практика перехода из пенсионного фонда к КСЖ в 55 лет и раньше еще раз говорит о неравных условиях выхода на пенсию в Казахстане. От повышения пенсионного возраста больше всего пострадают женщины с низким уровнем дохода, которые не сумели накопить достаточную сумму для покупки пенсионного аннуитета, — учителя, врачи и другие бюджетницы. Часто в их число включают также самозанятых, но, на наш взгляд, их возраст выхода на пенсию задевает в меньшей степени, на чем мы подробно остановимся ниже.

Избирательное гендерное равенство

Получателями государственной пенсии являются те граждане, которые имели хотя бы полугодовой стаж работы до 1 января 1998 года, то есть люди, родившиеся не позже 1981 года (Агентство РК по статистике считает трудоспособным возраст от 16 лет). Со временем, понятно, значение солидарной системы будет снижаться, так как на полную пенсию могут претендовать только те, кто на начало 98-го проработал не менее 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины). Несложно подсчитать, что это женщины и мужчины, родившиеся не позже 1962 года и 1957 года соответственно; то есть последние граждане, которые могут претендовать на полную выплату из солидарной системы, выйдут на пенсию в 2020 году, если пенсионный возраст останется на нынешнем уровне. Но можно с уверенностью сказать, что женщинам придется поработать на пять лет дольше: скорее всего, предложение о повышении пенсионного возраста будет принято.

В защиту идеи уравнивания пенсионного возраста для мужчин и женщин приводятся такие данные: чтобы солидарная система пенсионного обеспечения была эффективной, на одного пенсионера должно приходиться не менее 3–4 работающих, в Казахстане же это соотношение 1 к 1,7. По данным Агентства РК по статистике, ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин в 2011 году в целом по Казахстану составила соответственно 64,23 и 73,79 года. В 2008 году показатели были ниже: 61,91 и 72,43. Как утверждает глава Нацбанка Григорий Марченко, предложивший увеличить срок выхода на пенсию для женщин, если этого не сделать сейчас, то пенсионная система рано или поздно обанкротится.

Со старением населения сталкиваются и другие страны. По подсчетам ООН, к 2022 году в мире будет более миллиарда стариков, а в 2059-м число пожилых людей старше 60 лет превысит количество детей до 15 лет. ООН делает вывод, что старение населения — вызов для мировой экономики: это будет огромная нагрузка на государственные бюджеты. Во многих странах стараются использовать опыт и знания пожилых людей, чтобы они не выключались из экономических процессов.

Поэтому предложение об уравнивании пенсионного возраста женщин и мужчин в Казахстане не противоречит общемировым тенденциям. «Я уже говорил, что у нас на зарплату, пенсии и соцвыплаты уходит 60 процентов расходов государственного бюджета. Это очень высокая планка. И это означает, что просто иметь солидарную систему через 30–40 лет, когда у нас производство, добыча нефти пойдут на убыль, достаточно будет рискованным решением. Понятно, что, безусловно, страна будет поступательно развиваться, будет расти продолжительность жизни, и понятно, что период выплаты пенсий будет увеличиваться, и важно понимать, что это должно быть финансово обеспечено», — заявил министр финансов Казахстана Болат Жамишев.

Женщинам дается дополнительных пять лет для того, чтобы они успели накопить больше денег в НПФ. На сегодня средняя зарплата слабого пола намного ниже, чем у сильного (см. график 2). К тому же они рожают, уходят в декрет, чаще бюллетенят. При заявленном в Казахстане равенстве по гендерному признаку в реальности существует дискриминация женщин и в карьерном росте, и в оплате труда. Как одну из форм дискриминации многие воспринимают сегодня и возможное увеличение срока выхода на пенсию.

Власти же исходят из того, что значительно снизится нагрузка на бюджет. «Эксперт Казахстан» попытался подсчитать, сколько денег сэкономит государство, если возраст выхода на пенсию отодвинется на пять лет. Мы предположили, что в ближайшие пять лет средний размер пенсии не изменится и составит 27 388 тенге (по данным статагентства). Ожидаемая продолжительность жизни у женщин 74 года, у мужчин 64. Выход на пенсию — 63 года. Общее количество получателей пенсии — 1 732 412 человек (в настоящее время). Предположим, что количество женщин, получающих пенсию, составляет 2/3 — 1 154 941 человек. Посчитаем количество денег, затрачиваемых на одного пенсионера за пять лет: 5 х 12 х 27,388 =1 643 280 тенге. Сумма, которую государство сэкономит за пять лет от реформы: S = количество женщин-пенсионеров, х — сумма денег на одного пенсионера = 1 897 891 446 480 тенге. Округлив, получаем около 2 трлн тенге. Напомним, что поступления в республиканский бюджет на 2012 год после последнего уточнения определены в объеме 4,9 трлн тенге. Если учесть, что со старением населения пенсионеров будет больше, размер выплаты вырастет, и государство может сэкономить средства в размере одного бюджета. Это весомый довод в пользу повышения пенсионного возраста.

Доводов против было приведено достаточно, главный из них — сложности трудоустройства женщин за 50, а также малая продолжительность жизни в Казахстане. Небольшой опрос, проведенный в редакции и среди знакомых, показал: женщины против повышения пенсионного возраста прежде всего из-за опасений не найти работу в пожилом возрасте и остаться без средств к существованию. В то же время многие продолжают трудиться и после получения пенсии, увеличивая свои доходы, что позволяет им сделать какие-то накопления к тому моменту, когда они уже не смогут больше работать по состоянию здоровья или другим причинам.

Выход на пенсию в 63 года можно было бы сделать для женщин добровольным, при этом предусмотрев стимулы для продолжения работы после 58 лет, как это было, например, в Советском Союзе и существует сегодня в некоторых европейских странах. Если женщина продолжает трудиться после наступления пенсионного возраста, отказываясь от получения пенсионных выплат, прибавлять определенную сумму к ее пенсии за каждый проработанный год. Но это, конечно, в большей степени относится к занятым в формальном секторе труда.

Пора занять всех

Проблемы пенсионного обеспечения в наибольшей мере интересуют наемных работников и людей предпенсионного возраста. Согласно статданным, средний возраст жителя республики — 27,6 лет, а чем моложе граждане, тем меньше сопротивления встречает реформирование пенсионной системы. В Казахстане, как в стране с низким развитием производственной индустрии, велика доля самозанятого населения (см. график 4). В 2011 году она составляла 32% от экономически активного населения, практически треть. Половина из них — женщины. На самом деле эта доля может быть и больше: очень трудно учесть тех, кто получает деньги от работодателя наличными. Но эти люди также в малой степени интересуются пенсионными реформами, так как, скорее всего, делают минимальные отчисления в НПФ.

Несмотря на сопротивление идее увеличения пенсионного возраста для женщин и даже митинги, положительное решение, скорее всего, будет принято  не сегодня, так завтра. Но это кратковременная мера: с каждым годом будет все меньше получателей солидарной пенсии. Во всяком случае, к 2050 году их уже не останется, кроме отдельных долгожителей. Со временем будет увеличиваться роль НПС. Сейчас размер средней суммы накоплений на пенсионных счетах — 363 тыс. тенге; пока что этих денег не хватает даже на два года выплат, если учесть, что максимальная сумма из НПФ — 250 тыс. тенге в год. И здесь мы вновь вернулись к тому, с чего начали: реформе НПС.

Пенсионная система не может быть более развитой, чем страна. Если доля теневой экономики в Казахстане — 30% (по информации МВФ), то для пенсионной системы, построенной на обязательных взносах от официального дохода, это фактор риска. Как и большая доля самозанятого населения, которое делает отчисления нерегулярно, занижает доходы или вовсе не участвует в НПС. Об этом говорят и наши эксперты. Вот это действительно угроза для государства: когда закончится действие солидарной системы, в стране может оказаться слишком много людей, которые не очень-то заботились о своей старости. И угроза социальной катастрофы — не преувеличение, только связана она не с ранним выходом на пенсию женщин. Опасность — в теневой экономике, неразвитом промышленном производстве, недостаточном администрировании обязательных платежей, отсутствии достаточного количества рабочих мест в формальном секторе.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?