Сотовая «фишка»

Компания Kcell объявила о намерении продать на фондовом рынке 25% своих акций

Бауыржан Аязбаев
Бауыржан Аязбаев

Итоги 2012 года вполне могут стать для инвесторов впечатляющими. Инвестиционную «волну», поднятую программой «Народное IPO», поддержит рыночное размещение акций мобильного оператора связи Kcell, намеченное на конец текущего года. Акции будут доступны любой категории инвесторов и, благодаря конкурентным условиям, послужат бенчмарком для казахстанских компаний, приценивающихся к привлечению капитала через фондовый рынок. Простые акции компании уже включены в список Казахстанской фондовой биржи, о дате начала торгов будет объявлено позже. О том, зачем нужен компании фондовый рынок и как дорого могут оценить ее инвесторы, рассказал журналу «Эксперт Казахстан» главный финансовый директор АО «Кселл» Бауыржан Аязбаев.

Главное не деньги, а участие

— Листинг являлся одним из условий сделки продажи АО «Казахтелеком» своей доли в Kcell. Справедливый вопрос: у самой компании есть потребность в IPO? Чего вы ждете от размещения?

— Как вы помните, по условию договора между АО «Казахтелеком» и TeliaSonera AB о продаже 49 процентов акций Kcell, который был подписан в декабре 2011 года, 25 процентов акций Kcell должны были пройти листинг на Казахстанской фондовой бирже и на международной площадке. Так как продавцом акций выступала государственная компания, стратегическая цель листинга — содействовать развитию казахстанского фондового рынка путем предложения акций динамично развивающейся компании.

Мы считаем акции Kcell достаточно интересным предложением. Компания является лидирующим оператором мобильной связи в Казахстане по объему выручки и по количеству абонентов. На 30 сентября текущего года их число составило 12,7 млн человек и обеспечило Kcell долю рынка в размере 47,7 процента. Компания намерена и дальше сохранять лидирующие позиции.

Что касается наших корпоративных ожиданий, то для нас IPO — это новый этап развития компании. Мы рассчитываем, что размещение акций еще больше укрепит наши принципы корпоративного управления. Согласно требованиям законодательства, у нас появился совет директоров с двумя независимыми директорами. Их прямая задача — защита интересов миноритарных акционеров, поддержка основных принципов корпоративного управления, которое является обязательным атрибутом акционерного контроля и механизмом повышения эффективности управления компанией. Другие ожидаемые нами выгоды IPO — доступ к мировым рынкам капитала, укрепление имиджа и позиций бренда.

— Судя по тому, что компания достаточно быстро прошла путь от объявления планов по IPO к реальной готовности провести размещение, получается, что она изначально развивалась в соответствии с требуемыми стандартами и была готова к листингу.

— Информация о возможном IPO была озвучена в конце 2011 года, и отсчет по готовности пошел с того времени. Я согласен с тем, что процесс подготовки к IPO проведен в компании достаточно быстро. Этому в немалой степени содействовал тот факт, что Kcell — дочерняя компания TeliaSonera AB — одного из крупнейших европейских сотовых операторов. Его акции листингуются на Стокгольмской и Хельсинкской фондовых биржах.

Соответственно принципам корпоративного управления и социальной ответственности бизнеса, внутренние бизнес-процедуры Kcell построены на базе принципов TeliaSonera AB. И хотя процесс подготовки к IPO нельзя назвать легким, нам было немного легче по сравнению с другими компаниями. И, конечно же, менеджмент нашей компании приложил определенные усилия, чтобы подготовиться к листингу максимально быстро.

— Вы сказали, что IPO для вас — это в том числе доступ к финансовым рынкам. Какие проекты вы сейчас финансируете, нужны ли вам деньги и какова ваша долговая нагрузка?

— Мы достаточно много инвестировали в нашу магистральную сеть. Благодаря этому в зоне покрытия нашей сети живет более 95 процентов населения страны. Объемы наших инвестиций стабильны даже с учетом активного развития 3G в 2011 году, и в будущем каких-либо «скачков» в инвестировании мы также не ожидаем. Мы смогли решить вопрос так, что укладываемся в лимиты инвестирования. Условно говоря, потоки по развитию 2G плавно перешли в развитие 3G, слегка оптимизировавшись, и мы намерены продолжать инвестиционные программы по развитию сети.

Если говорить о финансировании наших программ, то нам достаточно собственных средств для развития. За 2011 финансовый год выручка компании составила 178,7 млрд тенге, или 1,1 млрд долларов, а прибыль за год — 66,8 млрд тенге — почти 446,1 млн долларов. За девять месяцев 2012 года компания получила выручку в размере 133,1 млрд тенге, или 888,2 млн долларов, а прибыль составила 46 млрд тенге — приблизительно 307,4 млн долларов. Как видите, наши финансовые потоки достаточно высоки, и мы стабильно их генерируем.

— А как насчет долгов?

— Что касается долговой нагрузки, то здесь я хотел бы подробно остановиться на нашей дивидендной политике. Так как компании формируют источники финансирования разными путями, у них, соответственно, разная долговая нагрузка, разный размер выплат, который влияет на величину чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов.

Мы собираемся объявлять и выплачивать в качестве дивидендов не менее 70% чистого дохода. К тому же мы планируем, что свободные средства сверх данного лимита, при условии, что они не будут потрачены на другие инвестиционные программы, будут дополнительно распределяться между нашими акционерами.

Стандартная дивидендная политика начнет действовать с 2014 года, по результатам 2013 года.

В 2013 году мы планируем выплатить в виде дивидендов 100 процентов чистой прибыли за вторую половину 2012 года — за период с 1 июля по 31 декабря.

Важно отметить, что коэффициент финансового левереджа (чистый долг, разделенный на показатель EBITDA) будет примерно в районе между 0,5–0,9 от показателя EBITDA, прибыли до выплаты процентов, налогов и амортизации. На 30 сентября текущего года такой показатель составил 0,7. С учетом того, что коэффициент левереджа будет в коридоре 0,5–0,9 от показателя EBITDA, определенные долги мы будем иметь, но величина левереджа будет зависеть от крупных платежей — в частности, снижаться в краткосрочном периоде.

— Иными словами, ваша долговая нагрузка незначительна. Каковы же прогнозы по прибыли и хватит ли вам средств на развитие?

— К сожалению, в прогнозах мы ограничены с юридической точки зрения. Но мы формировали дивидендную политику обдуманно и с учетом достаточных инвестиций в нашу сеть.

Больше говорить и больше передавать данных

— Направлять почти весь доход на дивиденды — достаточно ответственно. За счет чего вы собираетесь расти в будущем? Голосовая связь на пределе, что будете развивать дальше?

— Если взять уровень проникновения нашего рынка, то мы не можем сказать, что проникновение достигло предела. В сравнении с другими рынками у нас здесь еще есть запас в росте. Средняя продолжительность разговоров в сети за месяц намного ниже показателей в соседних странах. Это говорит о том, что есть потенциал роста в использовании голосовых услуг.

Вторая точка роста развития бизнеса Kcell — Интернет, сегмент передачи данных. Как вы знаете, с 2010 года, после получения лицензии на частоты 3G, это направление развивается в Казахстане ускоренными темпами, что дает возможность нашим абонентам пользоваться всеми преимуществами скоростного мобильного Интернета.

Также важно учесть, что уровень проникновения смартфонов в Казахстане еще достаточно низкий. Если сравнить среднее потребление интернет-трафика нашими пользователями и в соседних странах, здесь также увидим возможности для роста.

Все эти факторы взаимосвязанны. Если у вас есть смартфон и вы знаете его максимальные возможности, то при наличии определенного контента начинаете все больше пользоваться Интернетом. Мы ожидаем, что сегмент передачи данных для нас станет одной из сфер, где мы будем быстро расти.

— А как стимулировать спрос на смартфоны?

— В том числе — развивая качественную сеть с хорошим покрытием 3G, а также выводя на рынок привлекательные для абонентов предложения выхода в Интернет. Наша задача — сделать услуги мобильной связи доступными любому абоненту. Поэтому уже сейчас мы предлагаем линейку разнообразных тарифных планов доступа в Интернет: для модемов, планшетников, смартфонов, как с определенным фиксированным объемом трафика, так и без ограничения, пользуясь которыми, потребители могут не опасаться за свой счет. Внеся фиксированную плату, абонент пользуется Интернетом в любом месте, которое входит в зону покрытия нашей сети 3G.

— Как компания может стимулировать абонентов говорить дольше?

— Это могут быть определенные удобные продукты. Прежде всего — тарифные планы, позволяющие абонентам разговаривать дольше. При этом важно учесть такой важный фактор, как уровень состояния экономики. От него зависит, будут ли абоненты говорить больше. Если экономика на подъеме, если повышается благосостояние населения, люди могут себе позволить тратить больше денег. Это положительно влияет на любую компанию, которая работает на массовом рынке.

— Если не ошибаюсь, в последний мировой кризис бензин и связь были чуть ли не единственными продуктами, на которые граждане продолжали тратить деньги…

— Да, мы даже шутили, что связь так прочно вошла в быт человека, что по востребованности, наверное, уже идет сразу за хлебом.

— Какие планы у компании по развитию 4G?

— Каких-то конкретных новостей о распределении частот со стороны государства не было. Все на уровне обсуждения вопроса. Если говорить о 4G как о технологии, то здесь надо понимать, что Казахстан сравнительно поздно перешел на 3G. Но в этом есть и позитивный момент. Мы устанавливаем самые современные станции последних версий, которые позволяют развивать скорости, сопоставимые с 4G на текущем уровне развития технологии. Тем самым услуги 3G оптимальны для потребителей. Кроме того, в 4G существует проблема с массовой доступностью терминалов для абонентов: аппаратов пока еще мало на массовом рынке.

— Как сейчас вы оцениваете состояние рынка мобильной связи в Казахстане?

— Рынок мобильной связи развит, хотя и далек от насыщения. Есть значительные резервы по росту голосовой связи и проникновению в регионы. Казахстан — одна из самых крупных стран в мире по территории, и мы до сих пор увеличиваем покрытие в регионах. Плюс потенциал в развитии услуг по передаче данных.

— Вы объявили, что 25 процентов акций пойдет на фондовый рынок. Как они будут распределены между Алматы и Лондоном?

— Рынок покажет пропорцию размещения. Размещение будет проходить одновременно. По закону мы обязаны 20 процентов от объема предложить на местном рынке. А дальше распределение будет идти рыночным способом. Открывается книга заявок, и бумаги уходят к инвесторам, предложившим цену, максимально приближенную к верхнему диапазону ценового коридора.

— Как вы думаете, как вас оценит рынок?

— Этот вопрос лучше задать рынку. Но думаю, что мы — привлекательный актив. Мы работаем в стабильной экономике, являемся лидером рынка мобильной связи. Что достаточно важно для телекоммуникационных операторов — у нас хорошо проинвестирована сеть с большим покрытием, в компании постоянный и профессиональный менеджмент с большим опытом работы, а также хорошие финансовые показатели и привлекательная дивидендная политика. Важно и то, что Kcell — клиентоориентированная компания.

— Насколько сейчас удачное время для размещения, особенно в Европе?

— Мы не скоро вернемся к докризисному уровню развития финансовых рынков, когда мировая экономика росла и инвесторы более снисходительно оценивали эмитентов. С этой позиции нынешние рынки турбулентны. Но здесь еще надо оценивать привлекательность самого актива, в данном случае Kcell. Для инвесторов мы — довольно интересное предложение.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики