Привлекательный, но не оцененный

Пенсионный аннуитет станет интересным продуктом, если будут устранены налоговые ограничения в получении инвестиционного дохода и либерализованы лимиты вложений

Привлекательный, но не оцененный

На сегодняшний день пенсионные аннуитеты остаются одним из самых неразвитых классов отечественного страхования. Доля премий по пенсионным аннуитетам значительно отстает от общего объема собранных страховыми компаниями средств. Также малы суммы, направляемые пенсионными фондами по договору пенсионного аннуитета. Например, за 2005 год пенсионные фонды осуществили пенсионные выплаты на общую сумму 9 млрд тенге, из которых в страховые компании переведено лишь 13 млн. По итогам девяти месяцев 2006 года ситуация чуть улучшилась: из выплаченных 44 млрд тенге 76,1 млн были направлены по договорам пенсионных аннуитетов.

Иметь альтернативу

По своему назначению пенсионные аннуитеты должны выполнять две функции. Во-первых, играть роль альтернативы накопительным пенсионным фондам, а во-вторых, обеспечить деньгами тех, кто вышел на пенсию раньше установленных сроков. Как известно, в соответствии с законом «О пенсионном обеспечении в РК» пенсии могут выплачиваться из двух источников: из накопительных пенсионных фондов, то есть скопленных 10-процентных отчислений, и из страховых организаций. И при достижении пенсионного возраста, вкладчик может выбрать, каким способом он хочет получать свою пенсию: из НПФ по графику до достижения 84 лет исходя из той суммы, которую сумел накопить, либо из страховых организаций пожизненно. Отличия в выплатах заключаются в том, что при получении денег из НПФ существует так называемый риск пережития, то есть сумма пенсионных накоплений может быть исчерпана, и пенсионер уже не сможет получать пенсию из НПФ. Если он выбирает страховую компанию, то заключает с ней договор пенсионного аннуитета, и НПФ переводит накопления этого вкладчика на счет страховой компании. В дальнейшем вкладчик, теперь уже пенсионер, будет получать свою пенсию из страховой организации всю оставшуюся жизнь. Сразу уточним, что виды аннуитета бывают разные, есть аннуитеты пожизненные, а есть на установленный срок, право выбора принадлежит клиенту. Кроме того, при достаточности пенсионных накоплений вкладчик может начать получать свои накопления, не дожидаясь пенсионного возраста, а достигнув 55 лет, заключить договор пенсионного аннуитета со страховой компанией.

В чем же дело, почему, в общем-то, достаточно интересный продукт не пользуется большим спросом, ведь каких-либо технических или законодательных ограничений для развития пенсионных аннуитетов на сегодняшний день уже нет? Аннуитет – удовольствие недешевое. Средняя цена договора аннуитета равна 1,5 млн тенге, все зависит от того, на какую сумму ежемесячных выплат рассчитывает будущий пенсионер. Понятно, что пенсионный аннуитет из-за своей стоимости вряд ли станет массовым продуктом, однако экономика страны на подъеме, и, несмотря на то, что средняя сумма накоплений в НПФ, по оценке участников рынка, составляет 90 тыс. тенге, часть населения уже может позволить себе покупку подобного финансового продукта.

Возможно, проблема в том, что накопление пенсии в НПФ выгоднее тем, что после смерти получателя остатки с пенсионного счета передаются наследникам, а в страховых компаниях накопленные средства, если этот пункт заранее не оговорен в договоре страхования, остаются в распоряжении компании, обеспечивая тем самым перераспределительные функции страхования. Но, с другой стороны, выплаты пенсий из НПФ фиксированы по сроку, а наличие аннуитета вполне может стимулировать владельца на ведение более здорового образа жизни: если его накопления в страховой компании закончатся, он будет получать деньги из резервов компании.

Увеличить доходность

Скорее всего, причина недостаточного спроса на аннуитетные продукты и в общей для всех компаний по страхованию жизни проблеме невысокой страховой культуры населения и в том, что потребители недостаточно осведомлены о возможности получения пенсионных накоплений через страховые организации.

Если же сравнить качество портфелей страховых организаций и пенсионных фондов, то большой разницы нет. Все они работают на одном рынке и вкладывают деньги в одни и те же бумаги. Например, средняя доходность инвестиционного портфеля страховой компании по итогам 2005 года составляла 8–10%. А средневзвешенный коэффициент номинального дохода НПФ за декабрь 2002 – декабрь 2005 года – 18,92, при этом накопленный уровень инфляции был на уровне 22,62%. Как видно, доход НПФ был даже ниже, чем у страховых компаний. Однако нынешние показатели инвестиционной деятельности НПФ выше – за период август 2003 – август 2006 года доход составил 24,87%.

Поэтому можно говорить о том, что существенная разница заключается в двух вещах – качестве управления активами и налогообложении. Ввиду того, что пенсионные аннуитеты относятся к классу страхования жизни, их и предлагают компании по страхованию жизни, которые являются «дочками» банков и портфелем которых также управляют кэптивные управляющие компании. И всегда существует риск, что на инвестиционную стратегию будут влиять конъюнктурные интересы материнской компании. Именно поэтому на рынке поднимается вопрос о реальной конкуренции в управлении активами страховых компаний.

Что же касается налогообложения, то сегодняшние условия налогообложения процентного инвестиционного дохода – главного заработка страховых компаний – нуждаются в приведении в соответствие с теми условиями, которые существуют для НПФ. Иными словами, пенсионные фонды получают доход в виде купона или же дивиденда в полном объеме, а у страховых компаний удерживается налог в размере 15% у источника выплаты. Это сокращает доходность инвестиционного портфеля страховой компании.

Кроме того, для улучшения качества необходимы расширение финансовых инструментов и активизация фондового рынка. «Расширения финансовых инструментов можно добиться путем снятия отдельных ограничений по инвестированию активов страховых компаний, – считает заместитель председателя правления Государственной аннуитетной компании Ержан Конурбаев. – Например, банки второго уровня сейчас хорошо зарабатывают на недвижимости, земле и т.д. А страховым компаниям инвестирование в эти активы либо запрещено, либо такие активы не учитываются при расчете собственного капитала. В части появления новых финансовых инструментов большие надежды возлагаются на создание РФЦА».

Еще одной серьезной проблемой для страховых компаний является отсутствие статистической базы, а также отладка процесса сбора, обработки и интерпретации полученных данных. Ведь экономический смысл аннуитета заключается в том, что тот, кто живет мало, субсидирует тех, кто живет дольше, т.е. в страховой компании происходит перераспределение финансовых средств (пенсионных накоплений). Весь вопрос в том, что нужно очень грамотно рассчитать, кому и сколько платить и выплачивать.

Для адекватной оценки рисков страховым компаниям необходимы достоверные таблицы дожития (смертности). «То, что делает Агентство РК по статистике, не в полной мере соответствует требованиям страховых компаний, – считает г-н Конурбаев. – Других специализированных учреждений, которые бы занимались построением и обновлением подобных таблиц, в стране нет. Определенные надежды в этом плане были связаны с АО «Казахстанский актуарный центр», но эти надежды не оправдались. На сегодняшний момент для пенсионных аннуитетов есть таблица дожития, которая утверждена нормативным правовым актом АФН. Она нуждается в уточнениях и изменениях. Однако сейчас это делать некому».

С развитием экономики и повышением общего уровня жизни населения увеличится и продолжительность жизни. По предположению специалистов, через 20 лет она может вырасти на 5–10 лет. Поэтому пенсионный аннуитет может стать довольно привлекательным страховым продуктом для наиболее обеспеченной части граждан. Следовательно, этот рынок, при условии решения проблем, в будущем будет активно развиваться.

[inc pk='414' service='table']
Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики