Дефицит гениев

Дефицит гениев

Кто поспорит с тем, что для интеграции государства в мировое экономическое и научное пространство необходимо начинать с повышения уровня образования, причем с самых его азов? Я лично не рискну. И тем самым поддержу президента в его стремлении заполучить толковых специалистов, получивших образование за рубежом, а после верой и правдой послуживших на благо отечества.

В нашей стране движение к светлому будущему (посредством таких вот толковых специалистов) началось тринадцать лет назад, когда стартовала образовательная программа «Болашак» (в переводе – «будущее», почти что светлое). Как озвучило тогда Министерство образования, эта программа была призвана выявить самую талантливую молодежь Казахстана и, создав им благоприятные условия, отправить их на обучение за рубеж, причем абсолютно бесплатно. Естественно, как это и водится в нашем государстве, самыми талантливыми (во всяком случае, в первые годы) оказались в большинстве своем дети высокопоставленных чиновников. Все бы так и продолжалось, да вдруг выяснилось, что эта гениальная молодежь, выдержавшая суровый конкурс на местном уровне, совершенно неспособна к обучению на любых его этапах. Возвращавшиеся отроки стали не просто позором для семей, но и для родного государства. Тогда президент Нурсултан Назарбаев был рассержен не на шутку. Ситуация напоминала сюжет из фильма «Арап Петра Великого», когда из-за нерадивого студента полетели головы государевых служащих. Президент тоже уволил двух министров, одного посла и нескольких ректоров вузов.

С той поры лауреатами стипендии «Болашак» действительно становились талантливые студенты, во всяком случае, внешне именно так и казалось. Мальчики и девочки из простых семей (хотя, на мой взгляд, понятие «простая семья» весьма и весьма условно). И среди этих счастливчиков вдруг случались и «непростые» детки, но на фоне массового таланта они особенно и не выделялись. Программу «Болашак» стали называть самой демократичной, самой честной и для самых умных.

Чтобы претендовать на стипендию, средний балл выпускника школы или вуза должен был быть не ниже, чем 4,75. Претендент был обязан знать язык страны, в которой собирается обучаться.

География стран обучения расширялась с каждым годом, равно как и увеличивался фонд стипендии. Что удивительно, при таком объеме предложений спрос на нее практически не увеличился. Процент талантливой молодежи в государстве оставался и остается примерно одинаковым. В связи с этим средний балл был снижен до 4,5, а знание языка у претендентов можно было подтянуть уже после одобрения комиссией пригодности к обучению.

С введением в стране Единого национального тестирования проблемы с отбором гениев только увеличились. Дело в том, что обязательным условием для претендентов на получение степени бакалавра стал получаемый при прохождении ЕНТ балл не менее 90. А поскольку таковых выпускников школ, особенно в первые два года после внедрения тестирования, было не так много, то, соответственно, и количество претендентов, несмотря на вакантные места в программе, не увеличилось. Вот тут-то и сыграла вишенка на торте. Самая демократическая и честная программа образования обнаружила очевидную брешь – честность получения вожделенных баллов с увеличением показателей, но с ежегодным снижением качества обучения не просто ставилась под сомнение, но и вызывала саркастическую усмешку.

В целом за 13 лет реализации международной стипендии «Болашак» ее обладателями стали около 3 тысяч человек. Правда, информация о закончивших иностранные университеты и на сегодняшний день служащих на благо родины в разных источниках разнится.

С этого года обязательным требованием для участников конкурса являлся еще и возраст: не старше 35 лет и не моложе 18. География программы вновь расширилась, а также увеличилось количество приоритетных специальностей. Внешне все выглядит более чем неплохо. Однако загвоздка в том, что время рассмотрения заявлений и отбора претендентов было продлено. И связано это опять с банальной причиной дефицита гениев. По заявлению министра образования и науки Бырганым Айтимовой, государство уделяет огромное и особое внимание подготовке национальных кадров. Так, только в этом году выделено более 1200 стипендий по программе «Болашак». Министр также сделала акцент на том, что образовательный уровень казахстанцев повышается. И, по данным статистики, на сегодняшний день он составляет 98,8%, по показателю доступности высшего образования Казахстан в мировом рейтинге находится на 36-м месте, а по качеству и доступности образования в целом – на 59-м. Как пояснила министр, разница в рейтинговых показателях объясняется, в частности, упущениями в системе дошкольного воспитания в детских садах. Всего-то! А нам, казахстанцам, казалось, что упущения кроются не столько в детских садах, сколько в самой доступности получения образования, особенно высшего.

Противоречие налицо. Достаточно дешево и без особых усилий получив корочку об окончании высшего образования, можно рассчитывать, хотя и весьма сомнительно, на теплое местечко. Армия интеллигентов растет год от года, а уровень их образованности стремительно падает. Все очевиднее становится разница между западной культурой образования и местной. На Западе молодежь платит деньги и требует за них хорошее образование, у нас же деньги платят за документальное подтверждение присутствия (или отсутствия) студента в вузе. Отсюда и последствия – низкое качество знаний, и как результат – острая нехватка высококвалифицированных кадров. Винить в этом только государство – последнее дело. Можно до бесконечности сетовать на то, что инвестиции в образование уменьшаются день ото дня по отношению к ВВП, но менталитет студентов, к сожалению, от этого не изменится. Что тут говорить, даже счастливые обладатели стипендии «Болашак» в большинстве своем говорят о престижности, и только небольшая часть из них – о качестве обучения.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики