Cinema наступает

Бум на рынке торгово-развлекательных центров спровоцировал инвестиционную активность как отечественных кинотеатральных операторов, так и российских. В результате реализации всех заявленных проектов следует ожидать усиления конкуренции на рынке и снижения сборов с кинопоказов

Cinema наступает

Появление большого числа торгово-развлекательных центров в Казахстане взбудоражило рынок кинотеатров. Девелоперы в поисках якорных арендаторов в развлекательные зоны своих ТРЦ стали активно привлекать к сотрудничеству кинотеатральных операторов. О привлекательности казахстанского рынка уже заявили российские игроки – Star Cinema, «Киномакс» и «Кронверк-Синема». По оценкам экспертов, к 2008 году предложение увеличится на 100%. Star Cinema уже открыл в новом ТРЦ «Сити плюс» 4-зальный кинотеатр, а в Mega Alma-Ata – 8-зальный мультиплекс.

Российская сеть кинотеатров «Киномакс» до конца 2008 года намерена открыть в Казахстане как минимум 4–6 кинотеатров не менее чем с 4–5 залами. «Сейчас мы находимся на стадии рассмотрения сразу нескольких договоров аренды коммерческих площадей в торгово-развлекательных комплексах двух казахстанских столиц. Выходить на столь обширный казахстанский рынок с одним проектом просто не имеет смысла, поскольку с расширением территории присутствия «Киномакса» необходимо будет расширять и административный ресурс», – сообщила «Эксперту Казахстан» управляющий директор сети «Киномакс» Ирина Туманова. В проект экспансии будет вложено не менее 10 млн долларов, которые, по ожиданиям экспертов, смогут окупиться в течение последующих 4 лет. «Среди стран СНГ Казахстан по показателю численности населения находится в первой пятерке, а по динамике роста опережает многие страны Содружества. Именно здесь зарождается устойчивый средний класс, который сегодня и является основным посетителем кинотеатров. На казахстанском рынке существует неудовлетворенный потребительский спрос на услуги и сервис, предоставляемый операторами рынка кинопоказа», – отмечает г-жа Туманова. «Кронверк-Синема» в свою очередь тоже заявляет о заинтересованности казахстанским рынком, но пока не распространяется о планах вхождения на него.

Слишком активного притока российских игроков, по мнению директора киноцентра «Арман» Бауржана Шукенова, ожидать не следует, так как рынок кинотеатров даже в России пока далек от насыщения.

«В Казахстане еще слабо развита культура хождения в кино. У нас есть регионы, где этот вид отдыха просто непопулярен. Кроме того, на рынке кинотеатров стали проявлять деловую активность и казахстанские игроки. В строящемся комплексе «Есентай парк» казахстанские предприниматели намерены открыть 12-зальный кинотеатр. В Астане в 4 ТРЦ также будут открыты мультиплексы. В развитие бизнеса кинотеатров уже вложено более 10 млн долларов», – сообщил Бауржан Шукенов. По его словам, с введением в эксплуатацию всех заявленных проектов следует ожидать насыщения рынка и усиления конкуренции.

Поделить зрителей

Поскольку контингент зрителей растет не так динамично, как деловая активность, процент посещаемости кинотеатров может снизиться во всех кинотеатрах. По словам ведущего менеджера по кинопрокату и рекламе Silk Way City Муслима Чингужинова, сборы упадут на 10%.

В первую очередь отток зрителей коснется однозальных кинотеатров. Киноманы потянутся в мультиплексы, так как там предлагается более разнообразный репертуар. В многозальных кинотеатрах одновременно показывают от 10–12 фильмов разных жанров, тогда как моноплексы могут позволить себе показ лишь трех. Кроме того, сеансы в мультиплексах начинаются каждые 15–20 минут.

Больше преимуществ в конкурентной борьбе получат кинотеатры, расположенные в ТРЦ, поскольку они генерируют более высокую концентрацию потоков посетителей.

По словам Бауржана Шукенова, там количество зрителей на 60–70% больше, чем в обычных кинотеатрах.

Между тем кинотеатральные операторы отмечают, что на конечную стоимость входного билета в кинотеатр усиление конкуренции на рынке не повлияет. «Цена кинопросмотра сегодня составляет от 4 до 6 долларов. Это предельно низкий уровень. Оптимальная стоимость входного билета в кино должна соответствовать российскому уровню – 8–10 долларов», – считает г-н Шукенов. Поскольку платежеспособность населения в регионах ниже, чем в столичных городах, то и цена билетов в кинотеатры там на 25% дешевле. «Доставлять регулярно в регионы копии фильмов для трансляции весьма хлопотно. Проще туда отправлять цифровой сигнал на приемник, который может быть завязан с единой станцией, передающей изображение и звук сразу нескольким кинотеатрам. Эта модель уже пробовалась в Казахстане в ряде регионов. Аналогичное оборудование стоит в домах культуры, где просматриваются премьерные фильмы. Качество звука и изображения таких систем немного уступает пленочному, однако его стоимость на 50% ниже. Мы не исключаем возможности вхождения в регионы с использованием такого оборудования», – говорит Муслим Чингужинов.

Цена вхождения

В настоящее время в Казахстане насчитывается 30 современных кинотеатров, а количество залов составляет порядка 50. По словам г-на Чингужинова, в стране около 25–30% населения регулярно ходит в кино, а к 2010 году этот показатель достигнет 50%.

Основным контингентом зрителей является молодое поколение, поэтому периоды сдачи экзаменов в школах и вузах являются критическими для кинотеатров.

Наиболее развитым является рынок Алматы и Астаны. Основные игроки – киноцентр «Арман», Silk Way City, сеть кинотеатров «Отау Синема». Благодаря своей агрессивной инвестиционной политике российский оператор Star Cinema укрепляет свои позиции на рынке и претендует в ближайшее время на солидную долю на нем.

Инвестиции в 3-зальный кинотеатр средней вместимости составляют минимум 600–700 тыс. долларов, из них для одного кинозала на оборудование в комплекте с креслами затрачивается 70–80 тыс. долларов. Окупаются вложенные инвестиции в течение 4–5 лет. Рентабельность кинотеатральных операторов составляет 20–30%.

Доходы от сопутствующих услуг – бара, игральных автоматов и аттракционов составляют 20% от общего объема доходов.

Перед показом кинофильмов кинотеатры транслируют коммерческие рекламные ролики. Стоимость показа 30-секундного ролика в 100-местном зале составляет 30 долларов. От проката рекламы кинотеатральные операторы получают 5–6% от общего объема доходов.

На промоушн кинотеатров (наружная реклама, промоакции и реклама на ТВ) участники рынка затрачивают 10% своих доходов. По мнению участников рынка, усиление конкуренции не повлечет за собой увеличение бюджетов на рекламу. «Нецелесообразно увеличивать время проката роликов и число афиш, поскольку таким образом рекламируется фильм, а не кинотеатр. Более эффективными инструментами продвижения станут розыгрыши билетов в кино», – считает г-н Шукенов.

Кинотеатральные операторы 60% от общих сборов выплачивают за прокат фильмов.

Следует отметить, что увеличение количества кинозалов спровоцирует оживление кинопрокатного рынка. Кинотеатральные операторы будут вынуждены искать новых дистрибьюторов для того, чтобы расширить свою аудиторию разнообразием жанров. В результате на рынке возникнут новые кинопрокатные компании, а существующие увеличат свои объемы. В настоящее время на территории Казахстана работает 5–6 крупных дистрибьюторов – это российские компании, которые покупают зарубежные фильмы.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики