Вниз по спирали

Редакционная статья

Вниз по спирали

Министерство юстиции подготовило и отправило на согласование в другие министерства и ведомства проект закона «О лоббировании». Проект достаточно диковинный и, казалось бы, не очень актуальный. Однако в том, что он появился именно сейчас, хотя в плане законопроектных работ правительства и не значился, есть помимо моментов проявления чисто чиновничьей инициативы и достаточно серьезный смысл. Развитие страны все больше упирается в ключевое противоречие – между сложившейся достаточно либеральной моделью экономических отношений и непрозрачной, подковерной системой принятия решений. Причем это противоречие из года в год только обостряется. Сложившаяся система, а именно отсутствие какого бы то ни было публичного диалога по ключевым вопросам развития страны, прежде всего экономическим (по политическим хоть какой-то диспут есть), привела к тому, что власть, как исполнительная, так и, что само по себе нонсенс, представительная, практически полностью изолировала себя от общества и бизнеса. В результате получилось, что правительство отдельно – бизнес отдельно. Факты этой изолированности, которая приводит к тому, что госмашина начинает пожирать сама себя, проявляются повсюду.

Многочисленные чиновничьи интриги, практически полный уход с публичного поля привели к тому, что власть воспринимается как группка людей, главной целью деятельности которых является отнюдь не развитие страны, а борьба за доступ к президенту. Причем и широкой публике, и бизнес-сообществу по большому счету непонятны мотивы принятия тех или иных судьбоносных решений или кадровых назначений. Вместо того чтобы дискутировать по существу стоящих на повестке дня вопросов – диверсификация экономики, что нужно сделать, чтобы стать конкурентоспособными, абсолютно все – общество, бизнес, экспертное сообщество, да и сама власть со знанием дела обсуждают, какие есть в стране группы влияния, кто в эти группы входит и как они поделят/потеряют портфели. Более того, отчужденность и практически полная изолированнность власти от народа привели к тому, что она стала жить сама по себе, по своим законам, практически полностью не замечая того, что происходит в обществе, и не учитывая этого.

Но это лишь одна сторона медали. Другая же заключается в том, что и сама власть уже почувствовала, что непрозрачный и нетранспарентный механизм принятия решений делает ее заложником, как это принято называть, третьих сил. Группы влияния существовали всегда и существуют во всех странах мира. Просто в большинстве развитых демократий деятельность их достаточно прозрачна и понятна. Если уж не деятельность, то цели-то точно. Особенностью же казахстанской системы стало то, что вместе с теневым характером принятия решений в тень ушли и интересы основных игроков. На рубеже прошлого и нынешнего века это было не так критично. Страна только выкарабкивалась из кризиса, финансово-промышленные группы были относительно слабы, да и вели достаточно адекватную политику, понимая, что выжить смогут только вместе со страной. Сегодня ситуация иная. У набравших силу групп влияния появились собственные интересы, которые они реализуют, пользуясь теневыми рычагами. Как следствие – коррупция etc. Причем интересы их столь разнородны, что «третья сила» становится угрозой как стране, так и самой власти. Попытка ввести их в легальное поле – одна из причин появления законопроекта «О лоббировании». Вторая же причина в том, что у власти в силу всего вышеперечисленного практически не осталось внятных и действенных механизмов обратной связи с обществом в целом и бизнесом в частности. И законопроект призван дать власти хоть какую-то возможность получать ясные, не искаженные фильтрами ФПГ сигналы от общества. Поэтому и не возникает вопроса, нужен данный законопроект или нет. И для общества, и, как выяснилось, для самой власти назрела необходимость иметь механизм, обеспечивающий прозрачное, ясное не только принятие решений, но и мотивов, по которым они принимаются. Однако вряд ли принятие закона решит или хотя бы снимет часть проблемы. Поскольку законопроект больше напоминает кафтан с чужого плеча, то есть чиновники наивно верят, что слепой перенос очень прогрессивного чужого опыта обязательно даст на нашей почве положительные результаты.

Говорят, что сегодня практически все министерства получили распоряжение подготовить предложения о том, как победить коррупцию. Минюст, написав проект закона «О лоббировании», решил поставить себе очередную галочку. Но надежды на то, что таким способом удастся добиться результата, нет. Слишком велико высокомерие чиновников по отношению к стране, бизнесу, рядовым гражданам. И именно эта глубокая внутренняя отчужденность большинства чиновников от судьбы народа и судьбы страны является сегодня основной причиной того, что страна стала тормозить в своем развитии.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности